НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Индивидуалки Ростова

Скрытые депрессии у беременных женщин и методы их выявления | автор: admin | 19 сентября 2016 |

Категория: Статьи, О беременности и родах


У беременных женщин на поздних сроках (30 – 37 недель) порой имеются скрытые депрессивные и субдепрессивные реакции, которые нуждаются в выявлении. Как это сделать?

В нашей культуре, да, наверное, и в более ранние периоды, беременность для некоторых женщин вместе с радостями имеет характер угрозы их будущему. Это связано с усвоенным трудным опытом их родителей, негативной информацией, которую они получили, и внутренним чувством неуверенности в себе. Об этом я писал ранее (см. статью «Страх беременности»).

В результате возникает внутренняя тревога, с которой они не знают, что делать. А поскольку впереди роды и времени мало, женщины идут по пути подавления тревоги. Причем некоторые до того преуспели в подавлении своих чувств, что тревога никак не проявляется во время общения. Зато работая в режиме арттерапии, можно хорошо видеть, как эти тревожные элементы проявляются в рисунках этих женщин.

Давая первичное задание, обычно просим нарисовать то состояние, которое женщина хочет испытать сейчас или в будущем. Времени на творчество даем достаточно, так как торопливость мешает этому процессу.

Когда рисунок готов, просим разместить его в комнате — где захочется. Локализация имеет значение, иногда рисунки помещаются в такое место, где их просто-напросто не видно или очень неудобно рассматривать. Такое размещение уже может дать нам подсказку о том, что имеются внутренние сложности. Второй элемент, на который полезно обратить внимание, — это выбранные для рисунка цвета. Темные краски традиционно характеризуют напряжение. Правда, некоторые личности имеют обратную структуру восприятия: светлые тона могут порождать чувство тревоги, а темные нести ощущение покоя. Поэтому прежде чем рассматривать рисунок, полезно осторожно выяснить, какие чувства порождают те или иные цвета.

Затем мы рассматриваем сам рисунок и в первую очередь элементы, вызывающие противоречивые чувства. Обмениваясь впечатлениями, мы постепенно начинаем понимать, что происходит. Затем важно проследить взаимосвязь элементов. Наличие несогласованности на бумаге говорит о внутренней несогласованности чувств и переживаний. Одинокие фигуры косвенно сообщают о скрытом одиночестве, хотя в беседе человек мог это отрицать. Когда вы выявили эти элементы, в беседе важно прояснить их.

Чтобы лучше понять, что стоит за данными элементами, нужно попросить выполнить вторую часть работы — нарисовать чувства, которые вызывает первый рисунок. Например, женщина в одну из сессий нарисовала одинокий цветок в поле посреди травы; фон спокойный, небо голубое. Когда же она изобразила чувства, которые у нее вызвала эта картинка, оказалось, что рисунки достаточно резко контрастируют между собой. Во второй раз были нарисованы красно-багровое солнце, багровое небо, темное взволнованное море.

Вот такие противоречия сигнализируют о наличии подавленных субдепрессивных переживаний и нуждаются в выявлении.
Автор: Ершов Борис
психотерапевт

Просмотров: 1106