НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Индивидуалки Ростова

Работа с семейными посланиями в ситуации дезадаптации детей | автор: admin | 24 сентября 2016 |

Категория: Статьи, О нас


Статья по материалам мастер-класса, проведенного на межрегиональной научно-практической конференции «Диалог поколений» в феврале 2013 года.

Проблема нарушения несовершеннолетними норм и правил поведения актуальна для многих педагогов, воспитателей, специалистов по социальной работе, инспекторов по делам несовершеннолетних и родителей.

Сегодня быстро меняется действительность, меняются взгляды, ценности. То, что раньше осуждалось, сейчас может быть важной составляющей характера успешного человека.

Условия жизни, в которых воспитывались родители и педагоги сегодняшних подростков и юношей отличаются от того, что происходит сегодня.

Взрослые много рассказывают, как надо поступать, но часто это лишь раздражает подростков. Подросток нуждаются в расширении опыта, ему интересны люди и события, но они совсем не хотят слышать, что им «впаривает» самое ближайшее окружение. Почему такое происходит?

Подтверждая пословицу «Яблоко от яблони недалеко падает», многие наблюдения говорят о том, что основные модели отношений, поведения и ценности ребенок все-таки берет из семьи: то как несовершеннолетний вступает в контакт с другими людьми, насколько хорошо понимает себя, может делиться своими ресурсами, способен быть полезным другим, насколько хорошо понимает других, осознает свои потребности и может их удовлетворить. 

Дети получают от родителей послания, среди них есть положительные (играющие роль наших ресурсов) и отрицательные (создающие неконструктивные страхи, стереотипы и ограничения). 

Послания – это знания, установки о смыслах, ценностях, нормах и правилах, моделях поведения и выживания в обществе передаваемые и получаемые от старших, ранее живущих, имеющий больший опыт, контакт (реальный и виртуальный, мыслительный) с людьми из предыдущих поколений, который проявляется как знание, чувствование или энергия.

Семейные послания – это знания, установки о смыслах, ценностях, нормах и правилах, моделях поведения и выживания в обществе передаваемые и получаемые от старших родственников, членов семьи, ранее живущих, имеющий больший опыт, контакт (реальный и виртуальный, мыслительный) с родственниками из предыдущих поколений, который проявляется как знание, чувствование или энергия.

Поколение - объективно складывающаяся социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, объединенных границами возраста и общими условиями формирования и функционирования в конкретно-исторический период времени. (Определение Глотова Михаил Борисович - доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и психологии Государственной полярной академии (Санкт-Петербург) 

Поколению присущи типичные антропогенетические, социально-психоло-гические, идейно-нравственные и этнокультурные характеристики, сходные духовные ценности, социальный опыт и образ жизни.

Послания могут быть вербальными (слова, нравоучения, пословицы, присказки, песни) и невербальными (поведенческие и эмоциональные реакции на определенные события: улыбка на лице, игнорирование некоторых событий, замалчивание тем). 

Каждый человек несет на себе информацию из посланий 5-7 поколений. С одной стороны, это многосторонний богатейший опыт преодоления различных трудностей и решения многообразных ситуаций, с другой, это непроработанные травмы и комплексы. Часто люди укоренившиеся в семье послания и модели склонны считать родовыми качествами «у нас все такие», «передалось по генам».

Весь род не умеет защищать свои права, ведет себя из позиции «жертвы». Но как показывает практика, стоит разрядить болезненные чувства, наполниться благоприятной энергией рода и человек способен изменить свою «судьбу».

 

О методе «Работа с посланиями семьи»:

Очень интересным методом является «работа посланиями семьи» - синтез методов психодрамы и геносоциограммы, позволяющий работать с моделями поведения. 

С помощью метода «работа посланиями семьи» можно решить много задач социализации несовершеннолетнего в семье, прежде всего, получить мощную ресурсную поддержку семьи, «взять» позитивное из группового бессознательного и «отдать» негативное, которое таким образом может быть осознано, запустить исследовательскую позицию, включить поиск.

Диалог с членами семьи, который является частью этой методики, помогает в автономизации собственной жизни, принятии ответственности за свои решения и действия.

Метод «Работа посланиями семьи» восстанавливает сознательную и бессознательную информацию, окружающую человека, особую энергетику, в котором функционирует семейная система. Взаимодействие с ней всегда волнительно и представляет собой сложную и ответственную работу.

Продолжительность и глубина работы зависят от сценарного потенциала воздействия посланий, обусловленный частотой повторения посланий в семье и сопутствующих им невербальных сигналов.  

Как работает метод:

В психотерапевтической практике, будь то индивидуальная или семейная психотерапия, большое значение имеет контекст, в котором индивид живет сейчас и в котором он рос и воспитывался, прежде всего - обстоятельства жизни его семьи и рода в целом.

Без учета этой информации психотерапевтическая помощь личности может оказаться неполной, а иногда и неэффективной. Как писала А. А. Шутценбергер «если мы лечим индивида, не обращаясь к семье в целом, если мы не поняли, что существуют трансгенерационные повторения, значит, мы ничего значимого не сделали в терапии. В лучшем случае мы можем получить только временное облегчение».

Наоборот, учет этой важной информации дает новые возможности для психотерапевтических вмешательств, предоставляет ресурсы для решения многих проблем, которые без этого контекста являются трудноразрешимыми.

В процессе работы специалист показывает каждому члену семьи значение событий в его жизни для него самого: что значили эти события, чему научили, а чего не хватило, о чем мечталось. Это позволяет старшему поколению наполниться энергией, осознать границы своей жизни и не навязывать своих моделей подрастающим, так увидят разницу в жизни:

1. Метод линия жизни моего рода. 

  • Годы вашей жизни?
  • Основные события жизни?
  • Что было трудными ситуациями? Как удалось выживать в трудные периоды жизни?
  • Что помогало в жизни: какие качества, умения, спосбоности?
  • Кто помогал: близкие, родные, друзья?
  • Благодаря каким ресурсам восстанавливался?
  • Что радовало?
  • Каким человеком хотелось быть? Почему?

2. Можно предложить семье прочитать статью Людмилы Петрановской «Травмы поколений». Предложить вместе выделить особенности каждого поколения. Найти у себя общее и различия. Исследование взаимосвязи между поколения, которая происходит часто по принципу, то чего мне не хватило, буду давать своим детям, а чему сама научилась, буду требовать, во что бы то ни стало. Часто в такой логике мало смысла. Дети отвергают, то, что им навязывают и не способны увидеть свою собственную жизнь, принимать решения в ситуациях столкновения интересов.

Пример:

Девочка 14 лет, у которой проблемы в отношениях со сверстниками и учителями.

Сверстники смеются над ней, издеваются. Учителя не принимают «странности» девочки, недолюбливают её.

Проблемы со здоровьем: лишний вес, падает зрение, имеются хронические заболевания.

На одной территории проживают дочь 14 лет, мама, бабушка.

Мама была замужем, но рано овдовела.

Бабушка – учитель на пенсии.

Бабушка несет в себе послание, что главное это быть честным и добрым, открытым другим, главное коллектив. Девочка старается в классе объединять детей, призывая, петь песни про дружбу и труд. 

Послания из семьи диктуют ей быть всегда искренней, всем делится со всеми. В итоге получает обидные насмешки и отвержение. Но зная наставление бабушки, оставаться собой и не изменять идеалам не может позволить себе гибкость и освоение других моделей. 

Бабушка вместо того, чтобы расспросить девочку о том, что на самом деле происходит, какие события, действия приводят к конфликтам, продолжает поучать девочку про «вечные ценности» общности, искренности и «походных песен про дружбу».

Работа с посланиями позволили отделить судьбу и жизнь бабушки от жизни внучки. Составление своей линии жизни наполнило бабушку и позволило ей осознать ценность своего времени и своей жизни. А разговоры с бабушкой стали интересными и без наставлений. Это побудило девочку писать рассказы и увлечься журналистикой. 



Просмотров: 1490




pharmacy