НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Восстановительная медиация, как одна из форм диалоговых практик в разрешении конфликтов и восстановления семейных связей с целью предотвращения повторных правонарушений | автор: admin | 24 сентября 2016 |

Категория: О проекте, О нас


В настоящее время общество обеспокоено проблемой преступности среди несовершеннолетних. Растёт потребность в безопасности у населения.

Перед органами системы наказания стоит задача снижения повторных правонарушений.

Карательная модель наказания не достаточно эффективна, так как наблюдается рост преступности среди несовершеннолетних. Что диктует необходимость продвижения новых, современных методов работы с правонарушителями.

В настоящее время общество обеспокоено проблемой преступности среди несовершеннолетних. Растёт потребность в безопасности у населения.

Перед органами системы наказания стоит задача снижения повторных правонарушений. 

Карательная модель наказания не достаточно эффективна, так как наблюдается рост преступности среди несовершеннолетних. Что диктует необходимость продвижения новых, современных методов работы с правонарушителями.

Когда на заседаниях КДНиЗП, в суде несовершеннолетнему правонарушителю выносят наказание (штрафы, изоляция в исправительные учреждения), он не учится отвечать за свою жизнь и поступки, что неизбежно ведет к поддержке беспомощного, безответственного поведения несовершеннолетнего. 

Попытка поднять моральный уровень ребёнка осуществляется с помощью нравоучений, но при этом не учитывается ценностный уровень несовершеннолетнего и его потребности. 

Исходя из этого, несовершеннолетний правонарушитель не берёт на себя ответственность за свою жизнь, за свои действия, за выстраивание новых отношений.

Впоследствии этого нарушаются социальные связи подростка: в первую очередь – это семья, во вторую – школа, а также отношения со сверстниками. В семье ребёнку перестают доверять, уважать его.

Часто родители говорят: «Как ему верить после того, как он стал вором…», в школе ему говорят: «Ты подвёл репутацию школы, ты опозорил нас». Напрашивается вопрос: «А как дальше жить этому ребёнку, если он «оступился», совершил необдуманный поступок?».

На мастер-классе собрались специалисты, которые сталкиваются в своей работе с этой проблемой и хотят найти решения этой проблемы.  

Наш мастер-класс был направлен на то, чтобы показать одну из возможностей работы с правонарушителями и их социальным окружением на восстановление социальных связей и отношений – это Восстановительная медиация (см. определение ниже).

Восстановительные программы (Семейные конференции, Восстановительная медиация и Круги примирения) являются инструментами «Диалога поколений», так как позволяют восстановить связи в семье и в обществе с помощью создания условий для диалога между конфликтующими сторонами, в семье, со сверстниками.

Концепция восстановительного правосудия (и шире - восстановительного подхода) разрабатывается сегодня в мире как система теоретических представлений и набор способов, процедур и приемов работы, используемых в ситуации преступления и конфликта.  

Проведение программ восстановительного правосудия помогает остановить эскалацию взаимонепонимания, отчуждения и напряженности в отношениях между людьми.

Использование восстановительного подхода необходимо тогда, когда межчеловеческие отношения насыщаются ненавистью и мстительностью, которые обрывают возможность протекания нормальной человеческой жизни (Р. Максудов).

Восстановительные программы (в школах они называются программы примирения) помогает людям исправить зло, причиненное конфликтами и преступлениями. 

Восстановительный подход в разрешении конфликтов и криминальных ситуаций с помощью медиаторов помогает реализовать важные для общества ценности: примирение конфликтующих сторон, исцеление жертв преступлений, заглаживание вреда силами обидчиков, участие в этих процессах ближайшего социального окружения.

Подготовить людей к такой встрече (медиации) и организовать безопасную и конструктивную атмосферу должен специально обученный человек - медиатор. 

Как правило, медиатор сталкивается с нежеланием людей что-либо исправлять и брать на себя ответственность, также с чувствами людей – это чаще всего стыд, отчаяние, злость и другие.

На мастер-классе мы исследовали: Что чувствует обидчик (правонарушитель)? Что чувствуют пострадавшие? Почему людям трудно сделать шаг навстречу друг к другу? Ответы на эти вопросы у участников группы вызвало много эмоций, каждый начал вспоминать примеры из своего опыта. 

Это позволило увидеть необходимость восстановительной работы с подростками, совершившими правонарушения. Восстановительные события начинают происходить, когда выходишь на потребности людей и их ценности.

«Ценности позволяют восстановить разрушенные или разрушающиеся связи в человеческом сообществе и преодолеть цивилизованным образом травматические и болезненные ситуации» (Р. Максудов)

В ходе медиации у подростков возрастает понимание случившегося и негативных последствий, понимание другой стороны конфликта, что помогает им самим выработать эффективные способы выхода из этой проблемной ситуации.

Сейчас в России 61 территориальная служба примирения и 615 школьных, которые в 2011 году провели боле 3000 восстановительных программ, в которых участвовали более 10 тысяч человек (А. Коновалов).

Наиболее актуальным является применение судом мер воспитательного воздействия и прекращение дела за примирением сторон в соответствии с УК РФ.

При этом для судьи при определении приговора важно иметь информацию: было ли возмещение вреда, произошло ли примирение сторон, ведется ли реабилитационная работа с подростком, какое социальное окружение, отношения в семье. 

Программы примирения представляют собой встречу, на которой состоится диалог обидчика и жертвы, в ходе которого обидчик учится понимать причинённый вред, брать на себя ответственность по его исправлению. 

Также жертва получает поддержку, избавляется от страха и ненависти (ведь не секрет, что многие обидчики в прошлом сами были жертвами причиненного им насилия).

Подготовить людей к такой встрече (медиации) и организовать безопасную и конструктивную атмосферу должен специально обученный человек - медиатор.

Также в ходе медиации у подростков возрастает понимание случившегося и негативных последствий, понимание другой стороны конфликта, что помогает им самим выработать эффективные способы выхода из этой проблемной ситуации. 

 

Используемые понятия:

Медиация — переговоры с участием посредников / О. В. Аллахвердова, А. Д. Карпенко. — СПб.: Роза мира, 2007. 

«Медиация — процесс, при котором незаинтересован¬ный, беспристрастный специалист помогает сторонам, вов¬леченным в конфликт, достичь его взаимоприемлемого уре¬гулирования. Медиатор намечает путь к соглашению, облегчая и направляя коммуникацию между участниками, помогая им получить соответствующую информацию и сде¬лать правильный выбор». (Американский этический стан¬дарт медиатора.)

Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора. / Р.Р. Максудов. 


Автор: Шемякина Анастасия
Руководитель проекта "Центр разрешения конфликтов"

Просмотров: 999