НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Индивидуалки Ростова

Пусть в человеке бродит детство всю жизнь | автор: admin | 19 сентября 2016 |

Категория: Статьи, Папам


В начале 80-х в выпускном классе школы № 6 создали совет отцов, решив, что именно папы смогут возглавить воспитательный процесс в классе. Подобный опыт был в Череповце в ту пору, скорее всего, единственным. Председателем совета выбрали Адольфа Папе, в то время начальника лаборатории подготовки производства ЦЛАМ (центральной лаборатории автоматизации и механизации). Сегодня он уже пенсионер, не только папа, но и дедушка.

 

- Адольф Евгеньевич, как появилась идея совета отцов?

- Это было предложение нашего классного руководителя Риммы Александровны (фамилию, к великому сожалению, запамятовал). Идею поддержали – и совет начал работать. Римма Александровна всегда участвовала в заседаниях.

 

- Как воспринимали папы такие заседания? Приходили?

- Да, мы приглашали всех отцов класса. Приходили очень многие, хотя и не все, конечно. Мы обменивались мнениями, обсуждали проблемы. Главными, как помню, обычно были успеваемость и дисциплина, что не новость.

 

- На эти темы говорить всегда сложно. Папам, видимо, приходилось выслушивать нелестные замечания по поводу своих отпрысков – как мужчины это воспринимали? Что, на ваш взгляд, заставляло их приходить снова?

- У нас была хорошая, деловая атмосфера. Могу уверенно сказать, что мужчины не испытывали страхов, неловкости, натянутости. Мы не стремились «указать на недостатки», а вместе пытались решить проблему: как воздействовать на того или иного ученика. И отец в конце обычно был настроен позитивно: «Мы поговорим с ним дома».

 

- Видимо, таким был и тон обсуждения, его смысл. Что скажете о результатах?

- Ну, быстрых результатов в таком деле ждать не приходится. Воспитание – процесс многослойный, и не всегда можно сказать, произошло то или иное событие из-за нашего воздействия, наших усилий или
  внешних факторов. Но я пришел к выводу, что такие советы отцов – дело очень полезное. Во всяком случае, классный руководитель в конце года поблагодарила за работу. И в следующем классе совет отцов был вновь создан.

 

- Взаимодействие родителей и школы не всегда складывается эффективно. Каким ему полезно быть?

- Трудно ответить. В любом случае родителям очень полезно бывать в школе – видеть обстановку в классе, то, как ребята между собой общаются, участвовать в их делах. Но обычно в школе чаще бывают мамы, это понятно.

 

- Почему понятно?

- Наверное, так сложилось традиционно: женщина больше отвечает за семью, за ребенка – может быть, даже в силу физиологии. Однако это неэффективно: мама беспокоится, чтобы ребенок был здоров, не кашлял… А мужчиной становятся в трудностях. И это задача отца: уметь не жалеть ребенка. Но любить – обязательно.

 

- Что значит уметь не жалеть ребенка?

- Ударился – не надо бежать к нему сломя голову, охать, ахать… Забинтовали рану – и все. Простыл – подлечить, тоже без сюсюканья. Иначе он потом будет все время жалеть себя, ждать от других того же – и бедной жене придется носить его на руках… Мужчина должен быть мужчиной.

 

- У вас с женой не было споров по этому поводу? Женщине-то как раз больше свойственно пожалеть…

- Были, а как же. Но, к ее чести, Татьяна чаще поддерживала меня.

 

- Ваш сын не создал ли в классе дочери тоже совет отцов?

- Нет, школа была элитная, питерская, и там родителей к такой работе привлекали мало.

 

- Нужны ли сейчас организации отцов?

- Особенно сейчас они и нужны! Мужчины, на мой взгляд, мало внимания уделяют детям. Я тоже своих родителей видел мало, они работали, но мой отец научил меня всему, я научил своего сына. А теперь молоток держать в руках не умеют. Говорить ребенку постоянно: «Я занят!» - неправильно и несправедливо. Тем более, что времени и не нужно много – нужно, чтобы ребенок был членом семьи.

 

- Что вы подразумеваете под этим?

- Ребенок – равноправный член семьи. А это значит: нужно подмести пол – подмети; идут общие разговоры – участвуй, вместе принимай решения. Сложнее, пока маленький: надо почитать ему, а ты уже засыпаешь над книгой… А ведь важно и обсудить ее.

 

- Как вы обсуждаете книги?

- Внучка, приезжая к нам на каникулы, всегда привозила большой список книг на лето. И мы о них разговаривали: интересно или нет, согласна ли с автором, что еще написал этот автор, в чем его особенности… Я всегда пытался подсунуть ей и те книги, которые нравятся мне самому. Иногда это вызывало интерес, иногда нет, это нормально. Тех же «Бесов» Достоевского в школе она читала по диагонали, а потом вернулась – и мы долго разговаривали об этой книге, о нашей истории.

 

- То есть вы много разговариваете с ней? О чем?

- Людмилка любит расспрашивать о том, что происходило в нашей стране, об отношении к тому времени, о Сталине; правильно ли охаивать прошлое (мы сошлись в том, что были и положительные моменты – нельзя отрицать огульно все). Обсуждали куда ей поступать. Она выбрала восточный факультет СПбГУ, специальность – Вьетнам, Камбоджа.

 

- Очень необычно!

- Дело в том, что сын (он на паях с друзьями владелец фирмы в Питере) связан по поставкам с Китаем. Много ей рассказывал об этой стране, Людмилка заинтересовалась Востоком, вот и…

 

- За что вы уважаете своего сына?

- За то, что он к внучке хорошо относится. Много с ней общается, разговаривает.

 

- А что бы вы сказали папам, которые жалуются: «С женой не повезло, но сам я занят, ребенком заниматься нет времени»?

- Да, такое есть. И в городе, и в деревне, где у нас дача, - та же проблема. Я бы так сказал: ответственность за семью несет муж. А жена – за мужем (замужем). В разладах виноваты оба, но в первую очередь мужчина. Будь терпеливым, ласковым, мудрым… Помню, когда-то в журнале «Наука и жизнь» была рубрика занятная, ее «ведущий» песик Фафик говорил: «Надо знать, где лизнуть, а где тявкнуть». Так и в семье. Главное, если тявкнешь, потом к жене подлизаться! (
Смеется).

 

- Что самое сложное во взаимодействии с детьми?

- Понять друг друга. С Людмилой мы недавно как раз об этом разговаривали. Родители забывают, что были детьми, а дети не думают, что станут взрослыми. Взрослый считает: я большой, у меня опыт (как говорится, на 10 лет старше – на рупь дороже). А ребенок думает: у меня компьютер, я умнее, - забывая, что этот компьютер отцы и сделали… Родители не могут вспомнить себя маленькими. А детство должно бродить в человеке всю жизнь.

 

- Как в вас бродит детство, Адольф Евгеньевич?

- Да, до сих пор бродит. Могу взвизгнуть, крикнуть, где не надо. С ребятами играть. Чувство это – детства в душе – должно оставаться на всю жизнь.

 

- Вы занимали ответственные посты – такое «брожение» не мешало работе?

- Пост – это явление временное. А человек – должность постоянная. В последние годы у нас в отделе была в основном молодежь, я у ребят учился многому. Это естественно: когда я заканчивал институт, транзисторы были чудом техники, а уходил на пенсию – компьютер почти у каждого. Много нового происходит в жизни, и часто это новое привносит молодежь. И нам остается у нее учиться.

 




Автор: Ромина Ирина
специалист по связям с общественностью и СМИ


Просмотров: 953