НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Психологические аспекты организации образовательного процесса в детском саду | автор: admin | 26 марта 2017 |

Категория: Статьи

  Практический психолог принимает непосредственное участие в создании психологически комфортной среды для развития ребенка до­школьного возраста.

       Основные направления модернизации образовательного процесса

 В  основу модернизации системы дошкольного образования, с уче­нием демократизации, гуманизации, индивидуализации образовательного проце­су, положена приоритетность дошкольного звена в единой национальной системе непрерывного образования, а основным заданием вы­определено становление и полноценное развитие життєвокомпетентної творческой личности.

  Демократизация образовательного про­процесса заключается в направленности на становление личности ребенка, которая должна стать равноправным участником этого процесса. Гуманіза­ция образовательного процесса есть совокупность установок, ценностей, вти­устанавливаются в нем, она предполагает формирование у ребенка творческих способностей. Индивидуализация образовательного процесса означает, что пе­дагог должен не просто принять к сведению индивидуальные особенности стал­ления ребенка, но и обеспечить условия для ее полноценного развития. Именно это будет способствовать становлению целостной всесторонне развитой личности ребенка­школьного возраста.

Создание психологически комфортной среды

  Ответствен­ность за создание психологически комфортной среды для ребенка  в детском саду   берут на себя сотрудники заведения. От того, насколько комфортным будет пребывание ребенка в детском саду, от тех положительных вра­дений и эмоций, которые она получит, будут зависеть:

  • уровень раскрытия ее потенциальных возможностей;
  • коммуникативные особенности;
  • степень доверия к взрослым.

Прежде всего работники детского сада должны наладить добро­зичливі и откровенные отношения с родителями.

Работа с родителями

Фундамент личностного роста закладывается в пределах ро­дынного воспитания. Часто молодые родители не готовы к своей ответственной миссии - быть родителями. Растет  количество рас­лучених матерей, которые сами воспитывают ребенка. В таких семьях редко складываются эмоционально благоприятные условия для полноценного развития личности ребенка. Таким родителям свойственна одна общая черта - страх за будущее ребенка, который передается и негативно позначаєть­ся на формировании ее личности.

Итак, задача практического психолога Квасилівського ДУЗ (ясли-сад) - работать не только с детьми (из языков­леннєвими, психическими, эмоциональными, поведенческими недостатками ребенка­ны), но и с родителями. Нужно помочь родителям осознать необ­ходимость создания условий, при которых ребенок имел бы возможность полноценно развиваться.

Ребенок дошкольного возраста нуждается в социальной, психологической и педагогической поддержки. Чтобы взрослый мог предоставить адекватную под­поддержку ребенку, необходимо опираться на ее сильные стороны. Нужно не акцентировать внимание на неудачах, стоит демонстрировать удов­ность ребенком.

Прежде всего, родители должны понимать, что детский сад не является по­мінником семьи и ее воспитательных воздействий. Только совместная работа родителей и педагогов может обеспечить высокую эффективность воспитания и разви­тия ребенка.

Часто ребенок приходит к дитя­чего сада неготовой к новым изменениям, не имеет достаточных для своего возраста гигиенических и бытовых навыков, не понимает эле­ментарних поведенческих норм.

Чтобы облегчить адаптацию ди­тины к новым условиям пребывания и заранее предупредить родителей, какие изменения ожидают их ребенка,   проводим родительское собрание для бать­ков детей-новичков и обзорные екскур­сии к групп раннего возраста. Во время таких встреч заведующий, воспитатель-методист, старшая медицинская сестра, практи­ный психолог, воспитатели и специалисты   рассказывают родителям об условиях пребывания, требования к умений, навыков детей и психологическую подго­готовку к поступлению  в детский сад,  отвечают на проблемные вопросы родителей.

Работа с педагогами

В нашем дошкольном учреждении постоянно создаются благоприятные условия для повы­шение профессионального уровня педагогов, поскольку настоящее ставит новые требования к образовательному процессу в целом и каждого педагога в частности.

Администрация и психологическая служба учреждения предоставляют педагогам методическую и психоло­гічну поддержку. От уровня развития эмоциональной сферы у взрослых в первую очередь зависит успешность взаимодействия ди­тины с окружением, эффективность ее социального развития, соціалі­зации.

Причинами нарушений развития личности считаем:

  • реакция на неблагоприятную социальную ситуацию развития;
  • расстройство в системе семейных взаимоотношений и тому подобное.

Педагоги должны уметь отличать нарушения развития ребенка, возникающие как реакция на дефекты в сфере функ­ционирования центральной нервной системы, от нарушений, детерминированных социумом. Не все проявления дезадаптивної ческого­ки ребенка связаны с нарушениями в его психическом развитии. Некоторые формы от­хилень - результат неправильного вы­утаивание или реакции на психотравмувальну ситуацию.

Поэтому педагоги должны быть готовыми к работе с детьми, имеющими разный уровень развития, дефекты речи, нарушения психологического развития и тому подобное. Среди форм психологической просветительской работы практического психолога педагоги­гаммы видное место занимают психолого-педагогические чтения, проблемные семина­ры, круглые столы, тренинговые занятия. Такие формы психологической об­світницької работы обогащают интересы специалистов, их профессиональные по­требы, дают возможность педагогам сформировать собственное видение важных психологических проблем.

Задача педагогов - создать условия для реализации заложит­них в определенном возрасте возможностей ребенка, его эмоционального мира и ста­становления как личности, в частности:

  • обеспечить условия для раскрытия естественных механизмов развития ребенка;
  • предотвратить возникновение пороков в развитии ребенка, мінімізува­ты их последствия, если определенные изъяны уже имеющиеся;
  • развивать самостоятельность у ребенка, стараясь не руко­рувати ней, не ограничивать или подавлять.

Педагогам следует так организовывать свою работу, чтобы, не от­ступая от цели занятия, они имели возможность варьировать мате­риал, задачи, время, место проведения организованной учебной действие­льності с детьми.

Работа с детьми

Основная задача нашего детского сада - создать условия для мак­симального раскрытия индивидуального потенциала каждого ди­тины. Ребенок должен стать субъектом своей жизнедеятельности, повіри­ты в собственные силы, научиться быть успешным. Это значительно облегчит ее переход из детского сада в школу, сохранит интерес к познанию и разовьет его в условиях школьного обучения.

Развивающую работу с детьми дошкольного возраста  об­водим индивидуально или с малыми подгруппами (6-10 детей). Развивающая работа с детьми дошкольного возраста направлена на:

  • развитие познавательных, эмоционально-волевых процессов и языков­ления;
  • формирование социальных норм поведения;
  • стимулирование познавательного интереса и овладение на­вичок исследования, экспериментирования.

Развивающая работа по познавательной сферы расширяет поня­партийный аппарат ребенка, учит его решать разные задачи на уровне представлений, образов, стимулирует становление творческого воображения, формирует розу­языке операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение и тому подобное.

Работа с подгруппами дает нам возможность использова­ти индивидуальный подход к каждому ребенку. Учета индивиду­альных особенностей - это приспособление приемов, методов и форм педагогического воздействия к индивидуальным особенностям ребенка за­для обеспечения достаточного уровня развития личности. Это дает нам возможность определить целесообразный способ организации воспитательной деятельности относительно каждого ребенка.

Итак, деятельность практического психолога по созданию пси­хологічно комфортной среды предусматривает как развивающую ро­боту с детьми, так и психологическую просветительскую работу с родителями и педагогами для обеспечения всесторонней поддержки ребенка­школьного возраста во время ее адаптации к условиям детского сада.   

Подготовила воспитатель Семенюк Г.Ф. 



Просмотров: 565