НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Коммуникативная игра - средство развития культуры общения и формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста | автор: admin | 9 марта 2017 |

Категория: Статьи

Наблюдая за играми детей в группах младшего и старшего  дошкольного возраста, можно заметить, что часто между ними возникают конфликты. Малыши не умеют вести общий разговор, часто ссорятся. Можно заметить, что каждый говорит о своем, собеседников никто не слышит, в группе гомон, дети постоянно конфликтуют между собой. Возникает потребность в руководстве играми детей и процессом протекания различных видов деятельности воспитанников.


Причины возникновения конфликтов являются:

  • несформированность культуры общения;
  • несформированность речевого этикета.

Последствия: дети не умеют договариваться, ввести диалог  друг с другом, во время разговора используют жаргонные слова, слова-паразиты, не дослушивают и перебивают собеседника; почти все дети употребляют лишь элементарные вежливые слова, а это означает, что они недостаточно знают речевой этикет, необходимый для полноценного общения.

 Наиболее действенной для повышения навыков культуры общения детей является игровая деятельность, потому что, во-первых игра - ведущая деятельность дошкольника; во-вторых, она является коллективной деятельностью, что предполагает необходимость общения со сверстниками или взрослыми.

Наиболее эффективным средством воспитания культуры общения и формирование речевого этикета является коммуникативная игра, в процессе которой осуществляется как коммуникативная, так и речевая взаимодействие детей.

Т. Пироженко разработала методику использования коммуникативных игр во время воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Коммуникативные игры распределены по блокам: «Я и Я», «Я и другие», «Я и моя речь», «Я и мои эмоции», «Я и моя семья».

К каждому блоку определены конкретные задачи, способствующие развитию определенных навыков культуры общения, подобраны игры, упражнения, беседы. Их элементы следует включать в различные ситуации общения, занятия, развлечения, театрализованную, музыкальную и другие виды деятельности детей, на прогулке.  Можно играть перед занятием, во время занятия использовать игры как физкультминутки.

Успешнее игры есть тогда, когда происходят в кругу, где все дети видят друг друга. Важно следить за тем, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя и никто не остался без внимания. Важно учитывать личностные особенности каждого малыша. На первых этапах инициатива полностью принадлежит взрослым, а потом дети сами начинают организовывать простые коммуникативные игры.

Реализация комплексного применения коммуникативных игр происходит во время адаптации ребенка к дошкольному учреждению, прихода нового ребенка в группу. Упражнение «Познакомимся» (блок «Я и другие») - дает возможность детям познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться в новой среде; упражнение  «Привітаймося» - продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу; заключительная упражнение «Мое имя» - способствует созданию комфортной атмосферы для каждого участника.

Блок «Я и Я»

Задачи: учить детей с пониманием относиться к индивидуальным особенностям и различиям между людьми; способствовать усилению внимания ребенка к себе, к своим ощущениям и переживаниям, а также развивать уверенность в себе.

Названия игр, упражнений, ситуаций

«Кто я?»,  «Слушаем себя», «Составь рассказ о себе», «Рисуем себя», «Я хороший - я плохой».

Тематика бесед

«Требовательность к себе», «Как стать самим собой», «Как стать решительным?», «О выдержку», «Что такое настойчивость?», «Как стать спокойнее?», «Как стать самостоятельным?»,  «Как развивать уверенность в себе?».

                                           Блок «Я и другие»

Задачи: развивать у детей навыки совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; формировать внимательное и доброжелательное отношение к людям и друг к другу; через  игры-упражнения способствовать развитию сплоченности группы, налаживание в группе атмосферы доверия и безопасности.

Названия игр, упражнений, ситуаций

«Давай познакомимся», «Привітаймося», «Мое  имя», «Мой секрет», «Опиши своего друга», «Что изменилось?», «Как ты себя чувствуешь?», «Рисунок вдвоем», «Кто тебя позвал?»,  «Сделаем друг другу подарок», «Соберитесь вместе».

Тематика бесед

«Как относиться к другим?», «О «хочется» и «нужно», «Как отстаивать свое мнение», «Как правильно убеждать», «Как предложить свою помощь», «Искусство решения проблем».

Блок «Я и мое вещание»

Задачи: развивать умение детей вести вербальные и невербальные диалоги, используя язык жестов, мимики и пантоміміки; понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения.

Названия игр, упражнений, ситуаций

«Телефон», «Заверши предложение», «Волшебный стул», «Вежливые слова», «Художник слова».

Тематика бесед

«Что такое вещания?»,  «Как стать приятным собеседником?»,  «Как преодолеть робость во время общения?», «Как доброта помогает друзьям в общении?», «Волшебные слова», «нужно Ли извиняться?»,  «Как найти взаимопонимание или общий язык?».

Блок «Я и мои эмоции»

Задачи: познакомить детей с эмоциями человека; учить осознавать свои эмоции, а также распознавать эмоциональные реакции других людей; развивать умение адекватно выражать свои эмоции.

Название игр, упражнений, ситуаций

«Пиктограммы», «Мимическая гимнастика», «Рисуем эмоции пальцами»,  «Волшебный мешочек», «разные настроения», «Музыка и эмоции», «На что похоже?», «Дневник настроений», «Рисуем настроение музыки».

Тематика бесед

«О эмоции и чувства», «Как проявлять радость?», «Как сделать жизнь радостной?», «Как избавиться от плохого настроения?», «Способы улучшить настроение».

Блок «Я и моя семья»

Задачи: учить детей осознавать взаимоотношения внутри семьи, а также себя как полноправного члена семьи; формировать теплое отношение к  членов своей семьи.

Названия игр, упражнений, ситуаций

«Домашний фотоальбом», «Дочки-матери», «Я у папы помощник», «Семейные праздники и развлечения».

Тематика бесед

«Что значит любить родителей?», «Что значит уважать старших?», «Моя родословная», «Моя жизнь в семье», «Отношения между братиком и сестричкой» и др.

 

Подготовила воспитатель Грухаль М.К.

Просмотров: 2040





Востребованный свадебный координатор подробно тут . предлагаем заказать пироги с доставкой