НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Организация и планирование образовательной работы в дошкольном учреждении: современные подходы | автор: admin | 26 марта 2017 |

Категория: Статьи

Перестройка системы образования в связи с переходом на новые содержание, структуру и сроки обучения требует изменений в организации и в содержании педпроцесса. Принятие БКДО в Украине, переход к личностно ориентированной модели дошкольного образования обусловили также необходимость пересмотра некоторых подходов к планированию учебно - воспитательного процесса в ДОУ.

Сегодня декларируется право на творческий подход к выбору форм планирования, ухода от традиционных шаблонных форм составления планов. Но существует и в дальнейшем важное требование - не оставлять без внимания  содержательный аспект плана работы для достижения поставленной цели (выполнение государственных стандартов дошкольного образования), не заниматься бесконтрольной самодеятельностью. В ходе планирования учебно - воспитательной работы сегодня важно обязательно учитывать общие тенденции:

- внедрение личностно - ориентированной модели воспитания;

- гуманизация образовательно - воспитательного процесса;

- широкое использование инновационных образовательных технологий;

- интегрированный подход к организации и содержанию дошкольного образования;

- предоставление приоритета ведущим видам деятельности детей на каждом возрастном периоде.

     Исходные положения относительно современного планирования образовательной работы с дошкольниками:

1. Основой планирования является та программа, которая принята для руководства педсоветом. Чтобы выполнить БКДО, необходимо использовать загальнорозвиваючу программу, например, "Ребенок" и набор специализированных программ по отдельным направлениям развития ребенка, которые должны обеспечивать полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка. Набор программ, которые используются в педпроцесі, должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка. Нельзя использовать в работе программы, которые не прошли  экспертную оценку на государственном или областном уровнях. Выбор программы нужно обязательно'обязательно согласовывать с родителями, которые являются участниками образовательного процесса.

2. Если выбор осуществлен, надо ее обязательно выучить каждым педагогом для своей конкретной группы и ДОУ в целом. Во время составления плана учебно - воспитательной работы следует всегда учитывать конкретные педагогические условия: возрастной состав группы; результаты диагностики развития детей (педагогического обследования) на начало учебного года (первые 2 - 3 недели сентября); распределение детей на подгруппы с психологическим возрастом; качество предметно - развивающей среды в группе и за ее пределами.

3. Форма планирования может быть разной, и утверждается педсоветом ДОУ:распространена - для молодого педагога (до 3-х лет), упрощенная - для педагога - профессионала. Однако ни в коем случае не допускается бессистемность, пропуска отдельных видов занятий и деятельности детей (пешеходные переходы; физкультура на свежем воздухе; коллективный труд; сюжетно - ролевые, конструктивно - строительные, театрализованные игры; СХД: художественно - речевая, музыкальная, изобразительная, театрализованная (их лучше планировать по неделе поочередно); художественный труд; работа по изучению ПДД; исследовательско - поисковая деятельность и т. п).

4. самым Эффективным является перспективно - календарное планирование. Перспективное целесообразно составлять на удобное для конкретного педагога отрезок времени  (на месяц, квартал, полугодие или учебный год) в произвольной форме (текстовой, графической). К перспективным планам относятся: сетки занятий, их тематика; содержание игровой и трудовой деятельности; тематика праздников и развлечений; комплексы утренней гимнастики и гимнастики пробуждения после дневного сна (по 2 комплекса на месяц с осложнениями на второй неделе); закаливающие мероприятия (название, нормы); работа с ьатьками (форма, темы, сроки проведения); долговременные наблюдения (название объекта, цель, короткие вопросы). Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр имеет свои особенности: следует продумывать этапы или задачи по развертыванию сюжета игры (см. обмен опытом работы ДОУ "Ладушки"    г.Здолбунов     др.)   в течение   определенного   отрезке  времени - 2 недели, месяц.

Календарные (текущие) планы составляются на основе перспективных на удобный для каждого педагога период - 1-2 дня, 1-2 недели, и иметь произвольную текстовую или графическую форму. Один из вариантов - планирование за основными режимными моментами в первой (утро, занятия, первая прогулка) и второй (труд, СХД, развлечения, игры, вторая прогулка, вечер) половины дня. Это традиционный подход к планированию (см.графическую план - схему).

Сегодня приобрело распространение планирование по видам детской дошкольной деятельности и формами работы с детьми (см. графическую план - схему).

Планируя работу по любой схеме и с любыми личными рациональными подходами к планированию стоит:

- по детского труда, игр указывать их вид, название (тему), цель, материал, оборудование, инвентарь;

- по наблюдений, целевых прогулок, экскурсий указывать объект, цель, материал, основные вопросы к детям;

-         относительно пешеходных переходов (прогулок - походов за пределы детского сада) указывать конечный пункт, способ передвижения (пешком, на лыжах или санках), продолжительность, цель, инвентарь, краткая план - схема перехода.

5. Инновационные подходы планирование и проведение занятий в ДОУ - важный момент образовательного процесса.

Предварительная диагностика развития личности каждого ребенка помогает точнее спрогнозировать индивидуальную программу для каждого воспитанника, определить его участие (или неучастие) в тех или иных занятиях, видах деятельности, сплотить детей в соответствии типа, вида и содержания занятия.

Типы занятий: фронтальные (вся группа), групповые (до 15 детей), индивидуально - групповые (до 8 детей), индивидуальные (1-4 ребенка).

Типы индивидуальных занятий:

-   учебник (планируется с 1 - 4 детьми, которые имеют значительные недостатки в объеме знаний, умений, навыков или же с которыми воспитатель хочет решать опережающие задания на сложном материале из любого раздела программы);

-   развивающая (проводится с целью углубления и распространения знаний, развития логического мышления ребенка: желание выразить мнение, доказать ее, обосновать, убедить, спросить, побудить к действию, рассуждать и тому подобное);

-   коррекционное (проводится с целью устранения некоторых недостатков в знаниях детей с любого раздела, проведенного занятия или результатов контрольно - диагностических срезов);

-   контрольно - диагностическое (проводится с целью проверки, контроля и анализа сформированности знаний, умений и навыков, познавательных процессов ребенка, его потребностей и возможностей). Как правило, проводятся в конце квартала, полугодия, учебного года и по необходимости.

Инновационные виды занятий:

-   комплексное - состоит из нескольких взаимосвязанных между собой частей, которые подчиняются единой цели, как правило, из одного раздела программы (проводятся с i младшей группы с раздела "речевое общение");

-   тематическое - подчиняется одной теме и одной цели (например, тематическое занятие с речевого общения на 4-й неделе каждого месяца). Проводятся с i младшей группы;

-   сюжетно-динамическое - подчиняется определенному сюжету (сказочному или из окружающей среды), проводится в движении и в игровой форме уже с младшего дошкольного возраста;

-   комбинированное - состоит из нескольких частей, почти не связанных между собой (чаще - двух);

-   доминантное - построенное на основе комбинированного, когда уделяется внимание какому-то виду деятельности, а другие - вспомогательные (оно может иметь и тему, и сюжет);

-   интегрированное - объединяет несколько разделов программы и видов деятельности вокруг одной темы (проблемы), что дает возможность сформировать целостную систему понимания ребенком окружающей среды.

Интегрированные занятия расширяют познавательные возможности детей, повышают эффективность учебно - воспитательного процесса. Лучше всего интегрировать занятия и виды деятельности, которые требуют от ребенка умственной нагрузки и повышенной познавательной активности, с занятиями художественно - эстетического цикла (художественная литература, изобразительная деятельность, музыка, театрализованная деятельность).

ЯндексПереводчик

  • Театрализованная деятельность (инсценировки, спектакли);
    • Творчески-імпровізаторська деятельность (игры-драматизации, игры по сюжетам произведений, словесно-поэтическое творчество).

         Эти составляющие предусматриваются как на занятиях по художественной литературе, так и в повседневной жизни (в вышеуказанной последовательности). Повторность чтения одного и того же художественного произведения - 4-6 раз (в разных вариантах: с показом игрушек, картинок, иллюстраций, театров).

    11. Перспективное и календарное планирование анализируется заведующим или методистом, как правило, ежемесячно.

    12.  Целесообразно осуществлять нетрадиционный подход и к составлению расписания занятий, который может быть гибким, в зависимости от выбора программы, уровней развития детей, материальной базы ДОУ, предметно-развивающей среды в группе, уровня использования инноваций, педтехнологии, лучших ППД, собственного творческого и эффективного поиска педагогов.

    Заключение. В каждом дошкольном учреждении должно стать нормой систематическое, целенаправленное, содержательное и эффективное планирование учебного процесса, при котором основные выводы о качестве деятельности ДОУ делаются на основании знакомства с процессом функционирования всех его подразделений и по уровню развитости, воспитанности и обученности детей, уровнем выполнения БКДО.

    Цель этих методических рекомендаций - не догматизувати планирование образовательного процесса, подводя его под приведенные схемы, а сориентировать практиков на обеспечение творческого, систематического и рационального подходов.

    Подготовила воспитатель Семенюк Г.Ф. 

     



    Просмотров: 929