НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Задача сенсорно-познавательного воспитания детей дошкольного возраста | автор: admin | 28 февраля 2017 |

Категория: Детям и подросткам


Консультация для воспитателей ДОУ

Компетентность дошкольника в умственной деятельности удостоверяется его способностью рассуждать, сравнивать, делать определенные обобщения, вычислять, классифицировать, упорядочивать высказывания, выдвигать элементарные гипотезы на основе собственного сенсорного опыта. Именно поэтому в основном Базовом компоненте особое внимание уделено сенсорному развитию ребенка. Так, образовательная линия «Ребенок в сенсорно-познавательном пространстве» предусматривает «формирование доступных ребенку дошкольного возраста представлений, эталонов, отражающих признаки, свойства, отношения предметов и объектов окружающего мира». Основа познавательного развития ребенка - сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его чувств и восприятий, формирование представлений о внешних свойствах предметов: форму, цвет, размер, положение в пространстве и т.д. Для каждого возраста определены задачи сенсорного воспитания, соответствующие уровню развития восприятия и одновременно способствующие переходу к более высоким уровням.

Сенсорное воспитание детей 3-4 лет осуществляется, как правило, в дидактических играх и упражнениях, во время которых дети знакомятся с геометрическими фигурами, анализируют форму, цвет, размер, свойства материалов и т.

Сенсорное воспитание детей 5-6 лет предполагает формирование у них перцептивных действий (перцепция - в переводе с лат. - Восприятие), направленных на решение сложных познавательных задач, а именно: анализ формы предметов с помощью нескольких различных образцов; определение возможности перемещения предметов в пространстве; оценка их пропорций; выполнение обобщения, классификации, сравнения и сопоставления.

Воспитатель должен включать задачи сенсорного воспитания в различные виды деятельности детей. Ведь непременным условием успешного умственного и математического развития дошкольников является применение деятельностного подхода, при котором ребенок активно познает мир в разных видах своей деятельности - игре, труде, общении, самостоятельной художественной деятельности, обучении и тому подобное.

Задача сенсорно-познавательного воспитания детей раннего возраста

Ориентирования в цветах

Учить детей различать цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный (называть 4-5 цветов).
Учить группировать предметы сначала те, которые существенно отличаются по цветам (белый - синий), постепенно перейти к сравнению более близких цветов (красный - оранжевый).
Формировать простейшие приемы установления сходства и различия цвета сначала в однородных предметах, затем в разнородных.
Закреплять знания о сенсорных качестве предметов в условиях элементарной продуктивной деятельности с использованием мозаики (красная мозаика - ягодки, грибок, желтая - солнышко, цыпленок).
Ориентирования в форме и величине предметов

Различать и называть форму предметов: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник .
Группировать предметы по существенным различием ( круг-квадрат ) постепенно перейти к сравнению более близких форм ( квадраты - прямоугольник ).
Группировать предметы по двум сенсорными признаками: величиной и формой.
Понимать слова: подобные, одинаковые, отличные, большой, маленький, такой - не такой. Соотносить движения глаза и руки по контуру формы.
Сравнивать предметы по величине путем наложения и приложения.
Развивать ориентировку в пространстве. Учить замечать и различать: расположение предметов относительно своего тела ( вверху - там где голова, внизу - там, где ноги) пространственные отношения ( на, под, в ), направление движения по отношению к ребенку ( ко мне, от меня ).
Учить понимать и различать части суток ( день, ночь )
Учить различать много, мало, один предмет (два, три).
Задача сенсорно-познавательного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Ознакомление с формой

Различать круг и квадрат, шар и куб.
Сравнить геометрические фигуры с предметами, похожими по форме.
Группировать предметы по признаку формы.
Ознакомление с величиной

Сравнивать предметы (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий).
Практически различать, упорядочивать и называть величины одинаковых и разных по размеру предметов.
Ориентирование в пространстве

Определять пространственное расположение предметов относительно своего тела: вверху - там где голова, внизу - там, где ноги, впереди - движение лицом к предмету, позади - движение спиной к предмету.
Понимать пространственные отношения: над, под, на, по, рядом, высоко, низко.
Определять направление: вперед-назад, вверх-вниз.
Ориентировка во времени

Считать в пределах трех в прямом порядке.
Играть с кубиками, карточками, карточками, на которых изображены цифры (без требования их запоминания).
Сравнивать предметы: один - много, много - мало.
Сравнивать численность множеств путем наложения и приложения предметов одного множества на предметы другой ( больше, меньше ).
Задача сенсорно-познавательного воспитания детей среднего дошкольного возраста

Ознакомление с формой

Отличать геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник, квадрат, круг со словесным объяснением.
Определять формы реальных предметов на основе сопоставления с геометрическими фигурами.
Проводить сериацию предметов по форме.
Ознакомление с величиной

Упорядочивать предметы по толщине, ширине.
Упорядочивать объекты в направлении роста (снижения) определенного признака (широкий - узкий, узкий - широкий - широкий).
Ориентирование в пространстве

Усвоить понятия: между, посередине, внутри, вне; направлений движения: слева направо, справа налево.
Ориентировка во времени

Усвоить понятия: утро, день, вечер, ночь, сутки ; отношение: быстрее - медленнее.
Формировать представление о числах и цифры

Считать предметы в пределах 5 (количественная и порядковый счет).
Называть числа в пределах 5 в прямом и обратном направлении.
Знать, что следующее число образуется путем добавления 1 к предыдущему числа.
Определять место каждого числа в ряде чисел от 1 до 5.
Использовать термины: между, перед, за.
Соотносить цифры с числом и числа с цифрой в пределах пяти.
Упорядочивать числовые карточки в пределах пяти в порядке увеличения и уменьшения.
Обводить контуры цифр, клеток пальчиком, карандашом.
Формирование представлений о множестве

Сравнивать группы предметов по количеству ( больше, меньше, столько же ).
Усвоить термины одинаково, поровну, столько, сколько, так же.
Практически упражняться в умении извлекать части предметов по какому-либо признаку с множествами (в пределах пяти ).
Задача сенсорно-познавательного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Ознакомление с формой

Различать плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, пятиугольник и их особенности; объемные: куб, шар, цилиндр.
Определять форму предметов с помощью геометрической фигуры как эталона.
Классифицировать и осуществлять сериацию геометрических фигур по определенному признаку (величина, высота, толщина, цвет) и двумя, тремя признаками (величина и цвет или длина, ширина и цвет и т.д.).

Ознакомление с величиной

Сравнивать предметы по высоте, ширине, толщине, длине, общей величиной, с помощью условной мерки, путем наложения, приложения и на глаз.
Строить благоустроенные последовательные ряды ( большой, меньше, еще меньше, и еще меньше, самый маленький ).
Использовать эталонные и другие способы измерения.
Ориентирование в пространстве

Ориентироваться в пространстве на основе его непосредственного восприятия и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности).
Определять свое местоположение относительно объектов окружающих, расположение предметов и объектов в пространстве ( близко, далеко, слева, справа, внутри, под, над, у, сверху, снизу, назад, вперед ).
Ориентироваться на плоскости листа бумаги, книги, тетради ( верхний правый угол, нижний левый и т.д.).
Умеет составлять орнаменты, рисунки с использованием геометрических фигур, различных по величине, форме, цвету.
Понимать схемы, планы, условно-символические изображения, как модели пространственного размещения.
Понимать расположение предметов, таблицы прямоугольной формы с изображением двух-трех строк и столбцов.
Определять расположение предметов по двум координатам - названием строки и столбца.
Ориентация во времени

Ориентироваться во времени через практическую деятельность ( вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, сейчас, сначала, потом, теперь, скоро, когда-то давно, было, будет ).
Знать последовательность времен года, дней недели, частей суток, месяцев (предварительного, текущего, последующего).
Ознакомить с различными видами календарей , умений пользоваться ими.
Определять время с помощью стрелок часов в пределах часа.
Формирование представлений о числах и цифры, множества

Считать предметы в пределах 10 в прямом и обратном направлении. Владеть количественной и порядковой счетом.
Знать цифры от «0» до «9».
Определять количественный состав числа в пределах 10 складывать числа из двух меньших.
Сравнивать смежные числа.
Знать украинские денежные единицы (1, 2, 5, 25, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 гривен).
Образовывать равенство из неравенства путем увеличения (уменьшения) одной из множеств на 1 Оперировать множествами (посуда, одежда, мебель и т.д.).
Составлять примеры на сложение и вычитание по рисункам, практическими действиями, сюжетами сказок, жизненными ситуациями.
Выкладывать примеры на сложение и вычитание в пределах 5 с помощью цифровых карт, читать примеры. Знать знаки «+», «-», «=», «≠».
Добавлять и отнимать в пределах 5 с помощью шкалы линейки.
Составлять и решать задачи; ознакомить со структурой задачи (с помощью рисунков и практических действий с фишками).
Выделять в предметах, объектах отдельные части, делить целое на отдельные части, по частям определять целое.

Консультация для воспитателей ДОУ


Компетентность дошкольника в умственной деятельности удостоверяется его способностью рассуждать, сравнивать, делать определенные обобщения, вычислять, классифицировать, упорядочивать высказывания, выдвигать элементарные гипотезы на основе собственного сенсорного опыта. Именно поэтому в основном Базовом компоненте особое внимание уделено сенсорному развитию ребенка. Так, образовательная линия «Ребенок в сенсорно-познавательном пространстве» предусматривает «формирование доступных ребенку дошкольного возраста представлений, эталонов, отражающие признаки, свойства, отношения предметов и объектов окружающего мира». Основа познавательного развития ребенка - сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его чувств и восприятий, формирование представлений о внешних свойствах предметов: форму, цвет, размер, положение в пространстве и т. Для каждого возраста определены задачи сенсорного воспитания, соответствующих уровню развития восприятия и одновременно способствуют переходу к более высоким уровням.

Сенсорное воспитание детей 3-4 лет осуществляется, как правило, в дидактических играх и упражнениях, во время которых дети знакомятся с геометрическими фигурами, анализируют форму, цвет, размер, свойства материалов и т.

Сенсорное воспитание детей 5-6 лет предполагает формирование у них перцептивных действий (перцепция - в переводе с лат. - Восприятие), направленных на решение сложных познавательных задач, а именно: анализ формы предметов с помощью нескольких различных образцов; определение возможности перемещения предметов в пространстве; оценка их пропорций; выполнение обобщения, классификации, сравнения и сопоставления.

Воспитатель должен включать задачи сенсорного воспитания в различные виды деятельности детей. Ведь непременным условием успешного умственного и математического развития дошкольников является применение деятельностного подхода, при котором ребенок активно познает мир в разных видах своей деятельности - игре, труде, общении, самостоятельной художественной деятельности, обучении и тому подобное.

Задача сенсорно-познавательного воспитания детей раннего возраста

Ориентирования в цветах

Учить детей различать цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный (называть 4-5 цветов).
Учить группировать предметы сначала те, которые существенно отличаются по цветам (белый - синий), постепенно перейти к сравнению более близких цветов (красный - оранжевый).
Формировать простейшие приемы установления сходства и различия цвета сначала в однородных предметах, затем в разнородных.
Закреплять знания о сенсорных качестве предметов в условиях элементарной продуктивной деятельности с использованием мозаики (красная мозаика - ягодки, грибок, желтая - солнышко, цыпленок).
Ориентирования в форме и величине предметов

Различать и называть форму предметов: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник .
Группировать предметы по существенным различием ( круг-квадрат ) постепенно перейти к сравнению более близких форм ( квадраты - прямоугольник ).
Группировать предметы по двум сенсорными признаками: величиной и формой.
Понимать слова: подобные, одинаковые, отличные, большой, маленький, такой - не такой. Соотносить движения глаза и руки по контуру формы.
Сравнивать предметы по величине путем наложения и приложения.
Развивать ориентировку в пространстве. Учить замечать и различать: расположение предметов относительно своего тела ( вверху - там где голова, внизу - там, где ноги) пространственные отношения ( на, под, в ), направление движения по отношению к ребенку ( ко мне, от меня ).
Учить понимать и различать части суток ( день, ночь )
Учить различать много, мало, один предмет (два, три).
Задача сенсорно-познавательного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Ознакомление с формой

Различать круг и квадрат , шар и куб .
Сравнить геометрические фигуры с предметами, похожими по форме.
Группировать предметы по признаку формы.
Ознакомление с величиной

Сравнивать предметы ( большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий ).
Практически различать, упорядочивать и называть величины одинаковых и разных по размеру предметов.
Ориентирование в пространстве

Определять пространственное расположение предметов относительно своего тела: вверху - там где голова, внизу - там, где ноги, впереди - движение лицом к предмету, позади - движение спиной к предмету.
Понимать пространственные отношения: над, под, на, по, рядом, высоко, низко .
Определять направление: вперед-назад, вверх-вниз.
Ориентировка во времени

Считать в пределах трех в прямом порядке.
Играть с кубиками, карточками, карточками, на которых изображены цифры (без требования их запоминания).
Сравнивать предметы: один - много, много - мало.
Сравнивать численность множеств путем наложения и приложения предметов одного множества на предметы другой ( больше, меньше ).
Задача сенсорно-познавательного воспитания детей среднего дошкольного возраста

Ознакомление с формой

Отличать геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник, квадрат, круг со словесным объяснением.
Определять формы реальных предметов на основе сопоставления с геометрическими фигурами.
Проводить сериацию предметов по форме.
Ознакомление с величиной

Упорядочивать предметы по толщине, ширине.
Упорядочивать объекты в направлении роста (снижения) определенного признака (широкий - узкий, узкий - широкий - широкий).
Ориентирование в пространстве

Усвоить понятия: между, посередине, внутри, вне; направлений движения: слева направо, справа налево.
Ориентировка во времени

Усвоить понятия: утро, день, вечер, ночь, сутки ; отношение: быстрее - медленнее.
Формировать представление о числах и цифры

Считать предметы в пределах 5 (количественная и порядковый счет).
Называть числа в пределах 5 в прямом и обратном направлении.
Знать, что следующее число образуется путем добавления 1 к предыдущему числа.
Определять место каждого числа в ряде чисел от 1 до 5.
Использовать термины: между, перед, за.
Соотносить цифры с числом и числа с цифрой в пределах пяти.
Упорядочивать числовые карточки в пределах пяти в порядке увеличения и уменьшения.
Обводить контуры цифр, клеток пальчиком, карандашом.
Формирование представлений о множестве

Сравнивать группы предметов по количеству ( больше, меньше, столько же ).
Усвоить термины одинаково, поровну, столько, сколько, так же.
Практически упражняться в умении извлекать части предметов по какому-либо признаку с множествами (в пределах пяти ).
Задача сенсорно-познавательного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Ознакомление с формой

Различать плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, пятиугольник и их особенности; объемные: куб, шар, цилиндр.
Определять форму предметов с помощью геометрической фигуры как эталона.
Классифицировать и осуществлять сериацию геометрических фигур по определенному признаку (величина, высота, толщина, цвет) и двумя, тремя признаками (величина и цвет или длина, ширина и цвет и т.д.).

Ознакомление с величиной

Сравнивать предметы по высоте, ширине, толщине, длине, общей величиной, с помощью условной мерки, путем наложения, приложения и на глаз.
Строить благоустроенные последовательные ряды ( большой, меньше, еще меньше, и еще меньше, самый маленький ).
Использовать эталонные и другие способы измерения.
Ориентирование в пространстве

Ориентироваться в пространстве на основе его непосредственного восприятия и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности).
Определять свое местоположение относительно объектов окружающих, расположение предметов и объектов в пространстве ( близко, далеко, слева, справа, внутри, под, над, у, сверху, снизу, назад, вперед ).
Ориентироваться на плоскости листа бумаги, книги, тетради ( верхний правый угол, нижний левый и т.д.).
Умеет составлять орнаменты, рисунки с использованием геометрических фигур, различных по величине, форме, цвету.
Понимать схемы, планы, условно-символические изображения, как модели пространственного размещения.
Понимать расположение предметов, таблицы прямоугольной формы с изображением двух-трех строк и столбцов.
Определять расположение предметов по двум координатам - названием строки и столбца.
Ориентация во времени

Ориентироваться во времени через практическую деятельность ( вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, сейчас, сначала, потом, теперь, скоро, когда-то давно, было, будет ).
Знать последовательность времен года, дней недели, частей суток, месяцев (предварительного, текущего, последующего).
Ознакомить с различными видами календарей , умений пользоваться ими.
Определять время с помощью стрелок часов в пределах часа.
Формирование представлений о числах и цифры, множества

Считать предметы в пределах 10 в прямом и обратном направлении. Владеть количественной и порядковой счетом.
Знать цифры от «0» до «9».
Определять количественный состав числа в пределах 10 складывать числа из двух меньших.
Сравнивать смежные числа.
Знать украинские денежные единицы (1, 2, 5, 25, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 гривен).
Образовывать равенство из неравенства путем увеличения (уменьшения) одной из множеств на 1 Оперировать множествами (посуда, одежда, мебель и т.д.).
Составлять примеры на сложение и вычитание по рисункам, практическими действиями, сюжетами сказок, жизненными ситуациями.
Выкладывать примеры на сложение и вычитание в пределах 5 с помощью цифровых карт, читать примеры. Знать знаки «+», «-», «=», «≠».
Добавлять и отнимать в пределах 5 с помощью шкалы линейки.
Составлять и решать задачи; ознакомить со структурой задачи (с помощью рисунков и практических действий с фишками).
Выделять в предметах, объектах отдельные части, делить целое на отдельные части, по частям определять целое.

Подготовила воспитатель Чмиль В.С.

Просмотров: 810