НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Что такое родительские послания и их влияние на воспитание собственных детей? | автор: admin | 23 сентября 2016 |

Категория: Статьи, Воспитание детей


У каждого родителя есть какие-то собственные убеждения о том, как нужно воспитывать ребенка. Вернее, родители считают эти убеждения собственными. Откуда же на самом деле получаем мы эту информацию?

Часто, совершая тот или иной поступок, мы не задумываемся о правильности своего выбора, и если спросить у человека: «А почему ты поступил именно так, а не иначе?», - то, скорей всего, он ответит, что не мог по-другому. Что же двигало им в данный момент?

Мы живем в обществе с массой посланий о том, что нужно делать в той или иной ситуации, а что делать ни в коем случае нельзя, иначе последует какое-либо наказание. Эти послания могут быть культурными, духовными, религиозными.

Ярким примером являются десять заповедей Иисуса Христа. Среди прочих существуют, пожалуй, самые мощные послания, которыми мы чаще неосознанно руководствуемся - это родительские послания.

Зачем нам нужно знать о родительских посланиях? 

Родительские послания — это информация, вольно или невольно передаваемая ребенку от родителей о том, каким он должен быть, что делать, как поступать в тех или иных ситуациях. Причем информация может передаваться как с помощью слов, так и невербально: через мимику, жесты, интонации.

Примерами родительских посланий могут быть такие:

  • Ты должен быть сильным
  • Сам себе не поможешь – никто не поможет
  • Мужчина не должен плакать
  • Все мужчины (женщины) сволочи
  • Нужно всегда говорить правду
  • Смех без причины - признак дурачины.

В каждой семье имеется свой набор таких посланий.

Уже к пяти годам жизни ребенок получает полный набор родительских посланий, с которыми он живет всю оставшуюся жизнь и по большей части неосознанно руководствуется ими, транслируя в будущем полученные послания родителей своим детям.

Для чего нужны родительские послания?

Во-первых, для передачи опыта. Образно говоря, благодаря этому нам не нужно каждый раз изобретать велосипед, поскольку до нас это уже сделали. Таким образом, мы получаем знания о мире, которые нет необходимости заново приобретать самому.

Через родительские послания передаются частично и культурные, духовные, религиозные послания. Ведь до определенного возраста ребенок свято верит во все, что говорят мама с папой, не подвергая их убеждения критике. И зачастую эти убеждения становятся своими до конца жизни.

Но весь ли свой опыт полезно передавать детям? Ведь мы предъявляем и определенные требования к ребенку, что ведет к ограничению его собственных действий. Другими словами, этим мы ограничиваем его свободу, его право выбора действовать так, а не иначе. И если воспитание строится на основе запретов, то у ребенка теряется собственная поисковая активность, пропадает интерес к жизни, теряется возможность самостоятельно справляться с теми или иными трудностями.

Впоследствии может сформироваться ведомая, несамостоятельная личность, склонная к разным видам зависимости. Или же напротив, вырастет бунтарь, протестующий против запретов, так называемый социопат, склонный нарушать законы.

Чем свободнее отношения с ребенком, тем лучше. Любое послание, даже полезное, — это ограничение в выборе. Когда же мы начинаем осознавать собственные родительские послания — у нас появляется больше возможности действия.

Если мы не научимся осознавать родительские послания, то будем их автоматически передавать своим детям. Например, если отец считал, что самый действенный метод воспитания сына — это порка, то когда у сына появятся свои дети, в случае провинности если не ремень, так подзатыльники скорей всего им будут обеспечены. Причем объяснять, откуда у него такое поведение, неэффективно. Информация о родительских посланиях живет по большей части в бессознательном человека, и доступ к ней ограничен.

Еще одна особенность родительских посланий в том, что они порождают стереотипы в поведении. Человек одни и те же действия переносит на любую ситуацию.

Есть одна притча:

Покупает мужик коня и спрашивает у хозяина: «Конь-то хороший?» Хозяин отвечает: «Конь-то хороший, но смотри сам». Мужик смотрит: зубы хорошие, шерсть блестит, резвый, молодой, — и купил. Поскакал он на новом коне и слетел с него на первом повороте. Понял мужик, что конь слепой и повел его к бывшему хозяину. «Что же ты мне слепого коня продал?» — спрашивает. На что тот отвечает: «Я же сказал: конь хороший, но смотри сам!»

В отношениях между родителями и детьми важно решить вопрос о границах. Успешные отношения возникают всегда при четко очерченных границах. Например, у нашего тела есть граница: кожа. И согласитесь, что мы не позволяем без необходимости разрушать ее.

В отношениях же между людьми мы постоянно нарушаем эти границы. Первый «разрыв кожи» делают родители. Мы узнаем об этом по словам «должен», «обязан». И родительские послания выдаем за свое собственное мнение. На языке гештальттерапии, одного из направлений психологии, это называют интроекциями.

Другой механизм — когда человек, не осознавая собственные послания, проецирует их на другого. То есть видит в человеке то, что не замечает в себе. Есть поговорка: «В чужом глазу соринку увидел, а в собственном бревна не замечает». Это называется проекциями.

Так что родительские послания — хороши, но смотри сам! 


Автор: Васюкова Юлия
психолог

Просмотров: 1258




купить радиоуправляемый самолет с электродвигателем, акция. . Купить межкомнатные двери статус 111 от официального дилера.