Контроль за планированием и осуществлением психологического сопровождения в ДОУ (Выступление до совещания руководителей ДОУ) | автор: admin | 26 марта 2017
Категория: ШколаВыступление к совещанию руководителей дошкольных учебных заведений и дошкольных подразделения УВК "школа-сад" Ровенского района от 20 января 2016 года
Контроль за планированием и осуществлением психологического сопровождения в ДОУ
В своей деятельности практический психолог дошкольного учреждения руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, указами Президента Украины, постановлениями Кабинета Министров Украины, Этическим кодексом психолога, Положением о психологической службе системы образования Украины, приказами, распоряжениями и указаниями Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины, соответствующих органов управления образованием, международными правовыми актами, Всеобщей Декларацией прав ребенка и Конвенцией прав ребенка.
Целью деятельности работников психологической службы дошкольного учебного заведения является создание условий для развития ребенка в соответствии с возрастными нормами и их индивидуальных особенностей. В дошкольном учебном заведении практический психолог направляет свою деятельность напопередження возникновения проблем развития ребенка (нарушения эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, педагогическими работниками, родителями; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; психологическое обеспечение образовательных программ; помощь педагогам, родителям в создании необходимых условий для гармоничного развития ребенка; формирование психологической культуры учащихся, родителей, педагогов.
Деятельность практического психолога дошкольного учреждения предполагает не только использование разнообразных методов диагностической, коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном учебном заведении может осуществляться в сотрудничестве со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса: детьми, родителями, педагогами и, в случае необходимости, смежными специалистами (дефектологами, медиками и др).
Психологическое сопровождение развития ребенка в дошкольном учебном заведении - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для сохранения и укрепления здоровья, успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми в дошкольном учебном заведении. Педагоги и родители - активные участники этого процесса. Воспитатель использует рекомендации психолога, осуществляет педагогическое сопровождение развития ребенка, а родители поддерживают ребенка, обеспечивая ему эмоциональный комфорт, защиту, любовь и тепло.
Профессионализм и эффективность психологического сопровождения ребенка зависит от организации работы дошкольного учреждения, использование инновационных технологий, создание четкой организации работы психологической службы в дошкольном учреждении, отработка модели сопровождения ребенка в сотрудничестве практического психолога, воспитателей и родителей.
Психологической предпосылкой создания целостной системы сопровождения является доверчивые, проникнуты взаимным уважением и взаимопониманием отношения между администрацией, воспитателями, родителями, воспитанниками и практическим психологом.
Этапы привлечение воспитателей и родителей к системе психологического сопровождения должны осуществляться постепенно:
1. Разрушение устоявшихся взглядов;
2. Приобретения необходимой психолого-педагогической компетентности;
3. Овладение системой сопровождения, осознание своей роли в ней и практическая реализация мероприятий.
За Г.Г. Бітяновою в основе психологического сопровождения образовательного процесса лежит единство четырех функций:
1) диагностика существа возникающей проблемы;
2) информация о сути проблемы и путях ее решения;
3) консультирование на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;
4) первичная помощь на этапе реализации плана решения проблемы.
Деятельность практического психолога в рамках психологического сопровождения требует:
- осуществление совместно с педагогами анализа образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые оно предъявляет к психологическим возможностям и уровню развития ребенка;
- определение психологических критериев эффективного обучения и развития дошкольников;
- разработка и реализации мер, способствующих успешному развитию детей.
Основными направлениями деятельности практического психолога дошкольного учебного заведения, которые обеспечивают решения задач психологического сопровождения развития ребенка, является диагностическая, просветительская, консультативная и коррекционно-развивающая деятельность.
Первым шагом в реализации поставленных перед психологической службой дошкольного учебного заведения задач является психологическая диагностика, которая имеет целью собрать необходимые данные о развитии ребенка для того, чтобы спланировать дальнейшую работу с ребенком, педагогами, родителями.
Психологическая диагностика в дошкольном учебном заведении
В планировании и осуществлении этого направления работы практический психолог дошкольного учебного заведения руководствуется Положением о психологической службе системы образования Украины, Положением об экспертизе психологического и социологического инструментария, применяемого в учебных заведениях. Психологическая диагностика ребенка осуществляется с согласия родителей или лиц, их заменяющих, по следующим направлениям:
- изучение адаптации во время адаптации к дошкольному учреждению;
- изучение уровня развития познавательной сферы;
- изучение личности и эмоционально-волевой сферы;
- изучение коммуникативной сферы;
- изучение стилей семейного воспитания;
- изучение интересов, склонностей, способностей;
- изучение эмоциональных состояний.
Выбирая методику исследования, практический психолог дошкольного учебного заведения обязательно должен обращать внимание на ее соответствие возрасту ребенка и целям диагностического обследования. Важным условием проведения диагностического обследования является эмоциональное состояние ребенка во время диагностики и создания доброжелательной атмосферы, налаживание контакта психолога с ребенком.
По результатам психодиагностических исследований практический психолог обязан вести соответствующую документацию и статистическую отчетность: протоколы диагностических исследований, аналитические справки, индивидуальные карты психологического сопровождения ребенка.
Коррекционно-развивающая работа психолога дошкольного учебного заведения осуществляется с целью восстановления целостности личности, баланса психодинамічних сил, гармонизации внутреннего мира и модификацию поведения ребенка средствами обогащения и изменения социальной среды или обучения новых форм поведения. Развивающая и коррекционная работа должны разворачиваться как процесс воздействия на личность ребенка в целом согласно таких принципов:
- единство диагностики и коррекции. Этот принцип реализуется в трех аспектах. Во-первое, коррекционной работе предшествует диагностика, во-второе, в процессе коррекции идет уточнение диагноза, во-в-третьих, коррекционная работа требует постоянной оценки ее эффективности, критерием которого являются те изменения, которые происходят в психике ребенка;
- деятельностный принцип. Главным средством коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка в сотрудничестве со взрослым;
- психокоррекция проводится в зоне ближайшего развития, поскольку работа с ребенком за пределами этой зоны (Л. С. Выготским) не будет иметь коррекционного эффекта;
- направленность коррекционной работы «сверху вниз», то есть, на создание оптимальных условий для развития высших психических функций, за счет которых будут компенсированы недостатки элементарных психических процессов. Например, для преодоления пороков механической памяти, необходимо развивать речь, мышление, логическую память; для коррекции недостатков внимания практический психолог совершенствует регулирующую функцию речи ребенка, самоконтроль;
- принцип нормативности, содержание которого заключается в ориентации на эталон развития на определенном возрастном этапе. То есть, в результате коррекции ребенок должен достичь такого уровня развития, который соответствует ее возраста.
- учет в коррекционной практике системности развития. Все личностные качества, психические функции тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому недостатки одного из них приводят к недостаточности других. Коррекция должна быть направлена на устранение причины отклонений в развитии;
- принцип «замещающего онтогенеза». Коррекционная работа должна начинаться от той «точки», после которой началось отклонение от идеальной программы развития;
- очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий характер, была направлена не на тренировку и усовершенствование того, что уже достигнуто ребенком, а на активное формирование того, что планируется достичь в ближайшей перспективе в соответствии с законами возрастного развития и становления индивидуальности;
- принцип преемственности. Каждое коррекционно-развивающее занятие должно включать задания для самостоятельного выполнения, которые на предыдущем выполнялись с помощью практического психолога. Если на предыдущем занятии ребенок не справляется с определенным заданием, на следующем предлагается его упрощенный вариант;
- учета индивидуально-психологических особенностей ребенка, ее интересов, способностей, качеств характера, социальной ситуации развития и тому подобное.
Ребенок обязательно должен получать удовольствие от коррекционно-развивающих занятий. Это обеспечивается благодаря тому, что практический психолог должен использовать интересные для ребенка виды задач; создавать такие условия, при которых ребенок достигает успеха, получает удовольствие от преодоления трудностей; проявлять эмпатию, принимать ребенка таким, какая она есть, не оценивая ее.
Механизмы коллекционного воздействия зависят от причин, вызвавших отклонения в психическом развитии ребенка. Если недостаточная сформированность отдельной психической функции обусловлена локальным повреждением коры головного мозга, то для восстановления этой функции необходимо «обойти поврежденный участок», сформировать необходимые операции другим путем, с опорой на сохраненные психические процессы.
Другой причиной наличия пороков психики может быть отсутствие необходимых социальных условий ее развития или неучет индивидуальных особенностей ребенка. При благоприятных условиях психические процессы формируются у ребенка спонтанно, благодаря подражанию взрослых и обобщению опыта. Через инертность нервных процессов, или нарушение динамики их течения (преобладание возбуждения или торможения), или из-за отсутствия благоприятных условиях психические функции формируются неправильно, поверхностно. В этом случае, чтобы восстановить поврежденную функцию, необходимо провести ребенка через весь процесс ее формирования.
Практический психолог дошкольного учебного заведения в своей работе может применять различные методы и техники коррекции. Рекомендуем использовать игротерапию, различные направления арттерапии, психогімнастику, дидактические и подвижные игры и тому подобное.
Разрабатывая коррекционную программу, следует отличать трудности, возникающие у ребенка из-за нарушения и отклонения в развитии от проблем, связанных с чрезмерными требованиями со стороны родителей или педагогов к детям без учета психологических особенностей возраста и возможных индивидуальных вариантов проживания этого возраста тем или иным ребенком.
На основе психологического диагноза состоит коррекционной-развивающая программа, которая содержит цели, направления коррекции, психологические механизмы помощи, в ней также указывается количество занятий, их частота и продолжительность одного занятия, перечисляются методы и приемы, которые будут использоваться, определяется форма занятий.
Коррекционно- развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной или групповой форме. Выбор формы занятий зависит от цели. Так, например, если объектом коррекционного влияния выступают навыки общения со сверстниками, то более эффективной, очевидно, будет групповая форма. А коррекцию недостатков познавательных процессов удобно проводить индивидуально. Кроме того, при определенных медицинских и психологических диагнозах (аутизм, грубое нарушение поведения и тому подобное) существуют противопоказания к групповой формы занятий. Количество учащихся в коррекционной группе не должно превышать пять человек. Только при таком условии практический психолог может отчетливо осознавать все, что происходит в психике каждого ребенка.
В коррекционно-развивающей работе практического психолога можно условно выделить несколько взаимосвязанных этапов:
I. Диагностический, что включает следующие виды деятельности:
- изучение запроса;
- первичное формулирование психологической проблемы;
- выдвижение гипотез относительно причины психологической проблемы;
- комплексная психологическая диагностика личности;
- определение факторов, которые связаны с указанной проблемой или обусловливают ее появление;
- формулировка психологического диагноза с обязательным определением прогноза дальнейшего развития личности;
- разработка коррекционной-развивающей программы.
II. Учредительный, предусматривает следующие важные моменты деятельности психолога:
- создание благоприятного психологического климата
- формирование доверия ребенка к психологу и позитивного отношения к методам коррекционного воздействия.
- создание активной установки ребенка на деятельность во время коррекционной-развивающих занятий;
- формирование мотивов ребенка.
III. Коррекционное (выполнение коррекционно-развивающей программы):
- проведение занятий с детьми в соответствии с коррекционной-развивающей программы;
- контроль за динамикой коррекционной-развивающей работы;
- предоставление родителям обратной связи о ходе коррекционной работы;
- оценка эффективности коррекции.
- оценка результативности коррекционной-развивающей программы с учетом достижения запланированной цели;
- составление рекомендаций по воспитанию и обучению детей, направленных на закрепление положительных результатов коррекционной работы.
Информация по коррекционной-развивающей работы (программа, посещение занятий, результаты и особенности поведения ребенка на занятиях) фиксируются в журнале коррекционной-развивающей работы.
Практический психолог, осуществляя коррекционную работу с ребенком, добивается определенных изменений в поведении ребенка в условиях личностного общения. Однако, будут ли эти изменения актуализируются в реальной жизни ребенка, зависит как от самого ребенка так и от того, насколько окружение (родители, воспитатели) готовы заметить, поддержать и принять те положительные сдвиги, которые постепенно появляются в поведении ребенка.
Просветительская работа. Важным направлением работы практического психолога дошкольного учебного заведения является психологическое просвещение педагогов, родителей. Для реализации данного направления деятельности рекомендуем использовать разнообразные формы работы: заседания психолого-педагогического клуба, выпуск психологической газеты учреждения, выступления на педсоветах, родительских собраниях, «круглых столах», психолого-педагогических консилиумах, лекциях по проблемам воспитания детей дошкольного возраста и тому подобное.
Содержание просветительской работы практического психолога в дошкольном учреждении образования в большой степени определяется возрастом детей. Ведь для каждого возраста имеют место свои характерные особенности и проблемы психического развития, которые требуют внимания с целью предупреждения их обострения. Так, практический психолог дошкольного учебного заведения, осуществляя просветительскую работу с воспитателями и родителями, обязательно должен акцентировать их внимание на важность учета психологических новообразований дошкольного возраста и их влияние на дальнейшее развитие ребенка.
Ориентировочная тематика:
1. Возрастные особенности дошкольника;
2. Психологические основы обеспечения гармоничного развития детей;
3. Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению;
3. Подготовка ребенка к обучению в школе;
4. Психологические основы общения с родителями.
Консультирование(индивидуальное, групповое), осуществляется, как правило, с заявленными проблемами как с педагогами, так и с родителями. Под психологическим консультированием понимается обычно совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений.
Можно выделить основные положения в подходе к консультированию:
1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению;
2. Консультирование помогает обучаться новому поведению;
3. Консультирование способствует развитию личности;
3. Консультирование способствует развитию личности;
4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т. е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевую поведение клиента.
Индивидуальные консультации - это вид психологической помощи, направленный на решение различного рода психологических проблем. Основным средством воздействия является беседа, в ходе которой психолог помогает клиенту понять истинные причины проблем, а также сформировать успешные стратегии дальнейшего поведения.
На семейных консультациях проблемы рассматриваются как результат нарушения взаимодействия членов семьи, поэтому на них клиент рассматривается не только как отдельная личность, но и как часть своей семейной системы.
Консультации практического психолога дошкольного учебного учреждения по вопросам воспитания детей имеют целью помочь родителям лучше понять причины особенностей поведения собственного ребенка, найти с ней общий язык, понять ее потребности и решить конфликтные ситуации, научиться поддерживать ребенка в трудных жизненных ситуациях.
Наряду с основными направлениями деятельности практический психолог в дошкольном учебном заведении должен обладать такими направлениями работы как прогностика, реабилитация и профилактика.
Реабилитация- оказание психолого-педагогической помощи воспитанникам, находящимся в кризисной ситуации (пострадавшим от социальных, техногенных, природных катастроф, перенесших тяжелые болезни, стрессы, переселение, подвергшихся насилию), с целью адаптации к условиям обучения и жизнедеятельности.
Прогностика - разработка и применение моделей поведения группы и личности в различных условиях, проектирование содержания и направлений индивидуального развития воспитанников, определения тенденций развития групп и межгрупповых отношений.
Профилактика - это одно из направлений деятельности, что позволяет своевременно предупредить отклонения в психофизическом развитии и становлении личности, межличностных отношениях, избежать конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном процессе. Особенность профилактической деятельности работника психологической службы с детьми дошкольного возраста заключается в опосередкованості влияния на ребенка через родителей и воспитателей.
Практический психолог на уровне своего профессионализма должен быть вооружен знанием «что делать?» (специфика профессиональных задач), «каким образом?» (уровень технологической оснащенности специалиста, формы организации работы, рефлексия результатов процесса осуществления сопровождения), «на каких основаниях?» (система базовых представлений) и «ради чего?» (система исходных профессиональных ценностей и целей). Это предполагает, что практический психолог дошкольного учреждения не только должен владеть методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладать способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, организацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация).
Методист РМК отдела образования Андрийчук А.Г.
Просмотров: 9347