Технология руководства сюжетно-ролевыми играми в ДОУ | автор: admin | 9 марта 2017
Категория: ШколаПеречень воспитательных задач, которые ставятся перед детьми
И младшая группа:
1. Учить детей действовать с предметами и игрушками, включать новые эпизоды до знакомого сюжета.
2. Подбирать с помощью взрослого игрушки для своих игр.
3. Переносить знакомые действия с игрушками в разные игровые ситуации.
4. Способствовать развитию игры с помощью вопросов, например, «Кукла поела. Что она будет делать дальше? Где салфетка? Или не хочет кукла спать, как вы думаете?» и др.
5. Побуждать детей сооружать постройки из строительного материала (кирпичиков, кубиков, пластинок) для развития сюжета игры.
6. Предложить детям материалы, которые могут использоваться ими как предметы-заменители.
7. Побуждать детей высказываться.
8. Формировать у детей простейшие формы ролевого поведения: побуждать действовать согласно определенной роли (мамы, водителя, врача); показать простейшие образные действия некоторых персонажей (быть зайчиками; попрыгать, как зайчики); связывать ряд действий с названием роли, подбирая атрибуты для ее определения.
9. Учить детей использовать как партнера в игре куклу, мишку; превращать игрушку в действенный персонаж (полаять за собачку, покукурекать за петушка).
10. Поощрять самостоятельные объединения детей (2-3 ребенка) для совместных игр, учить их при этом делиться игрушками, вежливо обращаться друг к другу с просьбой.
Тематика сюжетно-ролевых совместных игр для детей И младшей группы:
«Детский сад», «Семья», «Дочки-матери», «Водители», «У врача», «Оденем Катю на прогулку», «Покормим куклу», «Приготовим обед», «Наварим каши», «У Зайки день рождения», «Уложим Мишку спать», «Построим дом для Петушка», «Поедем в гости к бабушке», «Посмотрим телевизор», «Приберись в комнате», «Угостим Лисичку», «Полечим Мишку», «Напоим Петушка чаем», «Заколишемо куклу» и другие.
II младшая группа:
1. Побуждать детей участвовать в совместных с воспитателем играх, темы сюжетов которых используются из окружающей жизни (семья, детский сад, транспорт), а также в играх по сюжетам литературных произведений (сказок «Репка», «Теремок»; «Маша обедает» С.Капутікяна).
2. Научить детей выполнять игровые действия, связанные между собой и объединенные общим названием (лечить - ставить градусник, смазывать йодом, смотреть горлышко, слушать; кормить - накрывать на стол, повязывать салфетку, кормить супом, поить компотом, вытирать салфеткой).
3. Формировать простейшие образно-выразительные умения при исполнении роли (лягушка скачет, мышка бежит маленькими шажками и др.).
4. Научить детей выполнять ролевые взаимодействия в сюжетных играх с 2-3 действующими лицами (шофер - пассажиры, мама - дочка, врач - больной) в индивидуальных играх с партнерами - игрушками (куклы, мишки, зайцы), пытаясь оживлять их, исполнять роль по очереди (за себя, за куклу).
5. Учить детей выполнять второстепенные и главные роли.
6. Поощрять попытки детей подбирать атрибуты для той или иной роли, дополнять игровую обстановку предметами, игрушками, которых не хватает.
7. Побуждать к использованию в игре предметов-заместителей (палочка - градусник, слушалка, шприц), сооружению из различных материалов зданий для игры.
8. Учить использовать большой и настольный строительный, а также природный материал (песок, снег, вода) с целью сооружения построек для игры (мостик, дорожка, дом, горка).
9. Формировать умение играть рядом, поддерживать и закреплять кратковременные формы игрового взаимодействия детей. Помогать детям объединяться в маленькие группы (по 2-3) на основе интереса к деятельности, личных симпатий.
10. Приучать детей соблюдать во время игры элементарных правил поведения, умение играть без конфликтов.
Тематика сюжетно-ролевых игр детей II младшей группы:
Согласно темы сюжетов из окружающей жизни: семья, детский сад, транспорт, больница, магазине:
«Семья», «Детский сад», «У врача», «Магазин», «Водители», «Парикмахерская», «Строители», «Куклы гуляют», «Куклы обедают», «Куклы ложатся спать», «Куклы проснулись», «Напоим кукол чаем», «Оденем кукол на прогулку», «Научим куклу раздеваться после прогулки», «Покатаем кукол с горки», «Покатаем кукол на машине», «Новая комната для кукол», «Купание куклы», «Стирка кукольного белья», «Кукла заболела», «Построим куклам дом», «Сделаем кукле красивую прическу», «У куклы Кати день рождения», «Кукла пришла в детский сад» и другие.
Средняя группа:
1. Вовлекать детей в совместных с воспитателем игр, которые включают 2-3 взаимодействующие роли (воспитатель, няня, медицинская сестра, врач, дети).
2. Приучать детей выбирать тему игры самостоятельно, согласовывая ее друг с другом, выполнять действия, подбирать предметы и атрибуты согласно определенной роли.
3. Побуждать детей реализовывать в играх правила культурного поведения, доброжелательности, взаимопомощи и др.
4. Учить детей выполнять роль, используя предметы-заменители, самостоятельно подбирать их, выполнять условные игровые действия.
5. Приучать детей самостоятельно (без воспитателей) развивать несложные сюжеты («Семья», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Строители»), содержащих в себе 1-2 ситуации, применяя знания, полученные в результате ознакомления с окружающей средой.
6. Привлекать детей к театрализации, драматизации знакомых сказок, современных литературных сюжетов, с использованием художественно-выразительных средств (интонации, мимики, жестов, позы). Приучать использовать в театрализованных играх образные игрушки, театральные куклы.
7. Формировать у детей умение при небольшой помощи взрослого выбирать удобное место для игры, организовывать игровую обстановку.
8. Учить детей использовать сооружения из строительного материала в сюжетно-ролевой игре.
9. Учить детей творчески использовать ролевой диалог, поддерживать детское фантазирование.
10. Отражать в игре конкретные образы знакомых и близких людей, создавать образы на основе типовых и общих черт, признаков, примет, характеристик, подражая действиям взрослых.
Тематика сюжетно-ролевых игр детей средней группы:
«Семья», «Детский сад», «Уличное движение», «Водители», «Больница», «Магазин», «Строители», «Транспорт», «Парикмахерская», «Зоопарк», «На мебельной фабрике», «На птицеферме», «Ателье», «Пекарня», «Художественная мастерская», «Моряки» и др.
Старший дошкольный возраст:
1. Учить детей самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры: выбирать тему для игры, импровизировать в ее осуществлении, создавать предметно-игровую среду, игровую ситуацию, разворачивать игровой сюжет.
2. Побуждать детей заранее распределять роли в игровой группе из 3-4 человек.
3. Учить детей в случае необходимости выполнять в ходе игры в одном сюжете 2-3 роли.
4. В процессе игры побуждать детей соблюдать усвоенных норм и правил поведения, проявлять чуткость, стремление помочь, заботу, взаимовыручку, преодоление препятствий и тому подобное.
5. Учить детей в процессе игры подбирать, менять игрушки, предметы, создавать обстановку для игры с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с темы и сюжета игры.
6. Учить детей использовать в игре игрушки, сделанные своими руками, уметь сооружать нужные для игры постройки (пароход, мосты, вокзал, светофор, дорогу, детский сад, дома, улицу, город и т. п): использовать в играх природный материал (песок, воду, глину, снег, лед).
7. Учить детей вносить разнообразие в театрализованные игры, использовать при подготовке спектакля театральные куклы, самодельные игрушки, атрибуты, элементы костюмов, декораций.
8. Продолжать учить детей интересно и содержательно играть как в одиночку, так и вдвоем-втроем или большим по количеству детей в игровых группах, уметь договариваться.
9. Учить детей выбирать из познавательного багажа события, которые больше всего подходят к игре, намечать последовательность в сюжете.
10. Освоить выразительные средства, которые необходимы для выполнения различных ролей, отражение ролевых действий, взаимоотношений, умение содержательно играться в одиночестве, в микро-, макроігрових группах, соблюдая ролевых способов поведения, норм и этикета общения, сознательно используя игрушки-заменители. (Это конечная цель в Базовом компоненте дошкольного образования).
Тематика сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников:
«Семья», «Детский сад», «Школа», «Моряки», «Летчики», «Аптека», «Библиотека», «Больница», «Парикмахерская», «Ателье», «Уличное движение», «Регулировщик», «Магазин», «Шоферы», «Строители», «Зоопарк», «Птицеферма», «Железная дорога», «Завод», «Пекарня», «Почта», «Пожарные», «На мебельной фабрике», «На фабрике игрушек», «Сбор урожая», «Автомобильный транспорт», «Космонавты», «На животноводческой ферме», «Наш город», «Моряки» и проч.
Роль воспитателя в процессе руководства игрой детей
(за трудами Н.Я.Михайленко, Н.А.Коротковой)
1,5 - 3 года
Начинает игру так, чтобы видели все дети. Поощряет к нее 1-2 ребенка. Предлагает продлить действия воспитателя (найти нужную сюжетную игрушку или ее заменителя). Комментирует вслух начатую ребенком игровое действие («Аленка посадила куколку на стульчик и сейчас напоит ее чаем»).
3 - 4 года
Поощряет детей до ролевых взаимодействий (ролевого диалога), сводя к минимуму предметные игровые действия («Спроси, Лена, почему плачет куколка? Попробуй ее успокоить»).
Взяв на себя главную роль, присоединяется к игре детей. Взяв на себя дополнительную роль, направляет игру в ролевой диалог, используя при этом сюжетно-смысловую ситуацию (например, разговор персонажей по телефону).
4 - 5 лет
Присоединяется к игре детей, взяв на себя дополнительную роль. Затем разворачивает игру через последовательную замену своей роли ребенком, стимулируя ее к ролевого поведения.
5 - 7 лет
Поощряет детей к игры-выдумки, которая проходит в чисто разговорной форме: содержание отделяется от предметно-игровых действий и ролевых взаимоотношений (словесное планирование игры, распределение ролей предыдущий).
Переходит от частичной замены известных сюжетов к построению новых (осложнения игр) (Дети, ваша игра очень интересная. А не хотели бы вы в центре города построить крепость или еще что-то, что могло бы остановить врага? (сюжетная игра «Мой город»).
Карта-схема анализа сюжетно-ролевой игры
I. Обеспечение общих условий организации сюжетно-ролевой игры:
- санитарно-гигиенические условия;
- отведение времени для игры в режиме дня;
- создание предметно-игровой среды в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями программы;
- доступность игрового материала.
II. Организация игровой деятельности:
- по чьей инициативе возникла игра;
- обоснованность и обусловленность распределения и размещения игровых групп детей;
- оптимальность нагрузки на каждого участника игры;
- соблюдение установленных правил;
- предоставление возможности творческого решения игрового замысла;
- обеспечение комплексности в решении учебных, развивающих и воспитательных задач в ходе игры.
III. Воспитательная деятельность:
- решение задач нравственного, умственного, эстетического, нравственного воспитания;
- создание психологического микроклимата и продуктивной атмосферы во время игры;
- влияние игровой среды на культуру взаимоотношений.
IV. Деятельность детей:
- уровень интереса к игровой деятельности;
- степень активности;
- навыки самостоятельной деятельности, проявления инициативы;
- навыки игровой деятельности, их соответствие требованиям программы;
- сотрудничество воспитателя и детей;
- объем и качество игры детей, ее продвижение, продолжительность;
- уровень развития познавательных способностей детей.
V. Руководство игрой воспитателем:
- влияние воспитателя на развитие и качество игры;
- позиция по отношению к детям, учета их индивидуальных особенностей;
- стиль педагогического руководства;
- педагогическая культура;
- педагогический замысел и уровень его реализации;
- предотвращение негативного влияния социальной среды на сюжет игры (проявления агрессии, насилия, наказания, жестокости, аморальных поступков).
VI. Охрана жизни и здоровья детей
Подготовила воспитатель Семенюк Г. Ф.
Просмотров: 14583