Инновационные технологии физического развития дошкольников | автор: admin | 9 марта 2017
Категория: ШколаОсобое место в формировании ребенка как целостной личности занимает физическое развитие. Что следует сделать современному педагогу, чтобы вырвать ребенка из пучины компьютерных игр? Ответ приходит сам собой. «Только в движении и через движение ребенок развивается, узнает мир в его многогранности, приобретает новых умений, закаляет тело», - утверждает великий дидакт Ян Амос Каменский.
Итак, моя задача, как педагога, неравнодушного к физического роста ребенка-дошкольника, сделать занятия физкультурой и другие формы физического воспитания захватывающими, неповторимыми, современными.
За плечами тридцатилетний опыт педагогической практики, однако не следует думать, что вот вершина, к которой направляюсь. Я считаю, что современный педагог - это творец. Готова поспорить, что физкультура - не лишь приобретение физических качественно-новых движений. Глубоко убеждена: следует так проводить каждую форму физического воспитания, чтобы у малыша захватывало дыхание от выполнения движений, уместного музыкального сопровождения, современного оборудования, удачно подобранных дидактических методов и приемов. М.М.Ефименко любил повторять на своих многочисленных семинарах, педагог - режиссер, а дети - актеры. Правда, как к малышу, так и к наставнику, должно быть личностно-ориентированный подход. Создатель не должен тяготиться придирчивыми взглядами, необъективной оценкой его деятельности. Творить могут только свободные люди, с «чистой» совестью и проницательным взглядом на воспитание детей, это люди новой формации, они отбирают все полезное для полноценного роста малыша, а что стоит на этом пути - «отметают», лелея маленькую душу, закаливая тело.
Здоров'язбережувальна педагогика, продиктована проблемами современности, предполагает интегрированный подход к занятиям по физической культуре. Развивая основные физические качества (силу, гибкость, ловкость, глазомер, и тому подобное), вся работа должна быть организована интересно и понятно для ребенка, так, чтобы у малыша она вызывала положительные эмоции такие, как радость движения, удовольствие от собственной ловкости, восхищение своими достижениями и успехами своих товарищей... Воплощая этот принцип в своей практике, использую различные виды занятий:
занятие - игра (несколько подвижных игр, подобранных с постепенным двигательным нагрузкам);
занятие - сказка (по мотивам знакомой сказки, не уменьшая моторной плотности занятия);
«школа мяча» (занятие с использованием элементов футбола, баскетбола, волейбола, фитбола);
профилактико-оздоровительные занятия (по методике Н.М.Ефименко); особое место здесь принадлежит горизонтальному пластическому балету, а также занятиям с преимущественным использованием лежачего, повзального, сидящего, ходьбового и лазального двигательного режимов),с использованием нетрадиционных технологий: дыхательной гимнастики, точечного массажа, игр медитаций, психогімнастики, « минуток-здоровинок»;
доминантные занятия (с преобладанием изучение какого-либо одного доминирующего основного движения);
комплексные занятия (общеразвивающие врави, основные движения, подвижная игра);
физкультурно - валеологічне занятия;
ритмическая гимнастика (занятия для девочек);
силовые занятия (для мальчиков);
сюжетные занятия (по сюжету известного рассказа).
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одной из таких технологий является фитнес.
Возможность заниматься фитнесом не только взрослым, но и детям появилась сравнительно недавно и сразу понравилась многим желающим. Сегодня фитнес широко используют в дошкольных учебных заведениях как комплексную здоров'язбережувальну технологию. Фитнес - довольно популярный в последнее время вид физических нагрузок. И это не просто определенные виды физических упражнений, а целая наука, направленная на формирование механизмов двигательной активности человека и изучение ее влияния на организм.
Целью занятий фитнесом является формирование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость. Фитнес призван обеспечить человеку гармонию психического и физического здоровья.
Фитнесом дети могут заниматься уже в раннем возрасте. Для проведения занятий объединяем детей в разные возрастные подгруппы. Занятия проводим по программам, составленным в соответствии с возрастом детей, подбирая комплексы упражнений специально для каждой из возрастных категорий.
Основным фитнес-программам, по которым занимаемся с дошкольниками, являются:
аэробика;
фитбол-аэробика;
степ-аэробика;
хореография.
К фитнес-программам относятся и занятия по различным единоборствам, занятия плаванием, катание на велосипеде, самокате, роликовых коньках и тому подобное. Ведь эти занятия также дают возможность детям приобрести двигательных навыков и физических качеств, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Поэтому при наличии специалиста со специальным физкультурным образованием, соответствующей спортивной базы и оборудования эти виды фитнес-программ можно внедрять в дошкольных учебных заведениях.
Аэробика
Оздоровительные виды аэробики стали сейчас очень популярны благодаря их эффективности, доступности и эмоциональной окрашенности.
Занятия по детской аэробике проводим в спортивном зале или подготовленных для этого комнатах под музыкальное сопровождение. их особенность заключается в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения, а подбор упражнений обеспечивает влияние на различные системы детского организма, в частности:
беговые и прыжковые упражнения преимущественно воздействуют на сердечно-сосудистую систему;
наклоны и приседания - на двигательный аппарат;
упражнения на релаксацию - на центральную нервную систему;
упражнения в партере (в положении лежа, сидя) развивают силу мышц и подвижность в суставах.
В зависимости от средств занятия ритмической гимнастикой могут носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегуляторний или смешанный характер.
Занятия по аэробике - это система циклических физических упражнений, в которых задействовано не менее 2/3 мышечной массы. Для достижения положительного эффекта выполнения аэробных упражнений должна длиться не меньше 20-30 минут. Именно для циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания. Мой опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что аэробика способствует оздоровлению и укреплению организма ребенка.
Фитбол-аэробика
Возможности применения фитбол-аэробики в ДОУ очень широкие. Она является мощным комплексным средством оздоровительного, образовательного и воспитательного влияния на развитие личности ребенка.
Памятка. Фитболы - мячи большого размера, которые появились сравнительно недавно. Фитбол был создан в 1960 году в Европе, и впервые его начали использовать швейцарские врачи в качестве приспособления для физической реабилитации больных церебральным параличом, а также для лечения больных после травм опорно-двигательного аппарата.
Амортизационная функция мяча обеспечивает вибрацию при выполнении упражнений, что способствует улучшению обмена веществ. Активизация кровообращения и мікродинаміка в межпозвонковых дисках и внутренних органах способствуют разгрузке позвоночного столба, мобилизации функционала различных его отделов, коррекции лордоза и кифоза.
Упражнения, которые дети выполняют из исходного положения сидя верхом на мяче, по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром и др.
Механическая вибрация мяча положительно влияет на суставы, мышечные ткани и позвоночник, в частности гармонизирует состояние межпозвонковых дисков. Практически это единственный вид аэробики, в котором во время выполнения физических упражнений взаимодействуют двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий. Упражнения на фитболе тренируют сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательную системы и вестибулярный аппарат, развивают координацию движений.
Очень важно также то, что гимнастика с использованием фітболів создает в детском коллективе веселую, насыщенную яркими положительными эмоциями атмосферу. К тому же во время выполнения упражнений практически отсутствует ударная нагрузка на нижние конечности, а сердечно-сосудистая система работает в умеренном режиме.
Основная цель фитбол-аэробики - профилактика и коррекция различных заболеваний, развитие двигательных способностей и физических качеств.
Внедрение фитбол-аэробики в систему физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учебного заведения необходимо начинать с разработки комплексов загальнорозвивальних упражнений с фітболами. Постепенно эти комплексы следует использовать на занятиях по физкультуре и закреплять их выполнение во время утренней гимнастики.
Первый этап работы с фитболом предусматривает индивидуальную работу с детьми. Каждому ребенку дают возможность самостоятельно ознакомиться с новым оборудованием, поиграть с фітболами.
Вторым этапом является обучение детей самостоятельно садиться на фитбол и удерживать равновесие на нем. При этом необходимо учить садиться на фитбол правильно: при сидении колени должны быть размещены на уровне бедер, следует сидеть устойчиво и уверенно, не проваливаясь. Правильная посадка на фитболе способствует не только эффективности, но и безопасности выполнения упражнений.
На этом этапе учим детей небольшими подгруппами и занимаемся на мячах не более 4 - 5 мин, постепенно увеличивая продолжительность выполнения упражнений до 20 - 25 мин в зависимости от возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Это связано с большой нагрузкой на мелкие мышцы спины. Поэтому темп выполнения упражнений должен быть медленным или средним.
Коррекционно-оздоровительную гимнастику на фітболах строим в три части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительную часть обычно проводим без мячей, используя различные виды ходьбы, биту, музыкально-ритмических движений, которые способствуют разогреву организма ребенка и создают положительный эмоциональный настрой.
Основная часть - это комплекс загальнорозвивальних упражнений на фітболах. В основной части физической нагрузки чередуем с отдыхом и расслаблением, проводим игры и игровые упражнения, которые способствуют созданию радостной, эмоциональной атмосферы. Основная часть обязательно содержит упражнения, которые выполняют из разных исходных положений, в частности, лежа на фитболе на груди, на спине. Такие упражнения способствуют коррекции осанки, тренируют силу и выносливость мышц.
Заключительная часть содержит упражнения на расслабление мышц спины и общую релаксацию. Кроме подвижных и музыкальных игр и эстафет, фитбол-аэробика " содержит упражнения креативной гимнастики, способствующие развитию творчества, инициативы и самовыражения дошкольников. А еще комплексы фитбол-аэробики урізноманітнюємо элементами многочисленных видов спорта, таких как: волейбол, баскетбол, футбол, спортивная, художественная и атлетическая гимнастика, акробатические упражнения - перекаты, стойки на лопатках, мостик на фитболе и прочее.
Практика свидетельствует, что занятия фитбол-аэробикой имеют значительный оздоровительный эффект - дети меньше болеют, у них улучшается осанка, появляется чувство радости и удовлетворения от движения, а также потребность в двигательной активности. На положительном эмоциональном фоне процесс формирования двигательных умений и навыков происходит у детей быстрее и эффективнее.
Памятка. Для того чтобы занятия с фітболами действительно имели оздоровительный эффект, нужно правильно подобрать размер мячей. Для дошкольников оптимальный размер фітболів - 45 - 60 см в диаметре. Во время подбора фітболів необходимо обращать внимание на их упругость: при легком надавливании на мяч ладонью его поверхность должна пружинить, не оказывая чрезмерное сопротивление и не вгинаючись внутрь. Фитболы должны быть высоко пластичными и при повторном надувании восстанавливать форму без складок, морщин и трещин. Они должны быть изготовлены из высокопрочной резины и рассчитаны на нагрузки от 300 до 1000 кг. Ниппель на них должен быть впаян внутрь, чтобы не мешать во время занятий, не травмировать кожу. Качественные фитболы изготовлены из гипоаллергенного экологически чистого материала без вредных примесей, имеют антистатические свойства.
В фитбол-аэробике используем фитболы по-разному:
как предмет, выполняя упражнения с фитболом в руках из различных исходных положений - стоя, сидя, лежа;
как сопротивления - сидя и лежа верхом на фитболе;
как атрибут для проведения различных подвижных игр, в частности, соревновательного характера;
как ориентир для проведения эстафет;
как амортизатор и тренажер во время выполнения упражнений;
как массажер во время выполнения упражнений в парах.
Степ-аэробика
Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того, чтобы эти занятия были еще интереснее и насыщеннее, можно использовать индивидуальные снаряды - степ-платформы. В Квасилівському ДОУ мы давно поставили задачу - изготовить степ-платформы для детей и активно внедрять данный вид физических занятий, поскольку результативность от них чрезвычайно высока.
Степ-платформа - это ступенька высотой не более 8 см, шириной 25 см, длиной 40 см. Она должна быть изготовлена из легкого и прочного материала и обтянута мягким дерматином. Занятия степ-аэробикой проводятся в сопровождении бодрой ритмичной музыки, которая создает детям хорошее настроение. Проводить степ-аэробику с дошкольниками можно в разных формах, как:
занятия оздоровительно-тренировочной направленности с детьми старшего дошкольного возраста продолжительностью 25 - 35 мин);
как часть физкультурного занятия продолжительностью 10-15 мин;
комплекс упражнений утренней гимнастики на степ-платформах;
показательные выступления детей на праздниках;
степ-развлечение.
Обычно один комплекс степ-аэробики, как полного занятия, дети могут выполнять в течение трех месяцев. Отдельные упражнения по мере их усвоения, следует видоизменять и усложнять. Проводить занятия нужно в хорошо проветренной зале, заранее разложив степ-платформы в шахматном порядке для хорошего обзора. Главное условие при проведении степ-аэробике - правильное дозирование физической нагрузки: частота сердечных сокращений не должна превышать 150-160 ударов в минуту. Для старших дошкольников, которые уже хорошо усвоили упражнения со степ-платформой, можно проводить занятия степ-аэробикой оздоровительно-тренировочной направленности.
Хореография
Очень нравятся детям занятия хореографией, активно внедряем в практику работы с дошкольниками уже несколько лет подряд. Такие занятия обычно направлены на:
тренировка всех групп мышц;
развитие вестибулярного аппарата;
развитие ловкости;
развитие скорости;
улучшение координации движений.
Занятия хореографией могут содержать элементы акробатики. Обучение детей акробатических упражнений происходит в форме игры, поэтому проходит весело и интересно.
Дети с удовольствием занимаются хореографией, постепенно у них формируется пластичность движений и правильная осанка.
Следовательно, можно сделать вывод, что фитнес-программы для ребенка - это не только залог гармоничного физического и психического здоровья, но и интересное проведение времени со своими сверстниками. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни остаются первостепенной задачей нашего дошкольного учреждения. Поэтому вся деятельность нашего педагогического коллектив преследует здоров'язбережувальні цели и предполагает формирование у дошкольников сознательного отношения к здоровью как важной жизненной ценности.
Просмотров: 3648