Требования к подготовке и проведению современного занятия в ДОУ | автор: admin | 9 марта 2017
Категория: ШколаПоскольку в основу Базового компонента положен личностно ориентированную модель дошкольного образования, педагоги должны сознательно и с пониманием дела отнестись к постепенному переходу от учебно - дисциплинарной модели к личностно ориентированной: в учебно-дисциплинарной модели образования центральной фигурой, распорядителем жизни ребенка выступает педагог, основным жизненным контекстом - учебная деятельность (занятия), а основными достижениями - знания, умения, навыки; центральной фигурой личностно ориентированной модели образования, распорядителем жизни является ребенок как активный субъект, жизненным контекстом - личностное бытие, деятельность, основными достижениями - жизненная компетентность ребенка. Переход к личностно ориентированной модели дошкольного образования - профессиональное задача каждого педагога.
Суть личностно ориентированной модели дошкольного образования - обучение и воспитание личности с максимальной возможной индивидуализацией, созданием условий для саморазвития и самообучения. Это такой тип обучения и воспитания, который основывается на диалоге, моделировании ситуаций выбора, свободного обмена мнениями, авансировании успеха.
Содержание личностно ориентированной модели дошкольного образования много-компонентный. Он должен включать не только знания, умения и навыки, но и способы практической деятельности, творческий опыт ребенка.
Качество образования при личностно ориентированной ее системе должна быть такой, которая удовлетворяет требования БКДО (государственные стандарты дошкольного образования).
Стратегия современной личностно ориентированной дошкольного образования - опережающее развитие личности каждого ребенка, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности.
Обучение и воспитание в условиях личностно ориентированной педагогической системы должно быть гуманным, эффективным, без авторитаризма и постоянных наставлений, направленное на развитие познавательной активности ребенка.
Широкое внедрение личностно ориентированной модели дошкольного образования в жизнь тормозится из-за инерции педагогов, что связано с длительным опытом применения более легкой в управлении детским коллективом авторитарной модели, традиционных способов организации обучения (Н.Гавриш).
Задачи личностно ориентированного подхода ребенка, обогащения его духовной культуры; формирование у ребенка высокого уровня нравственности; обеспечения полноценного гармоничного развития ребенка (С.Кулачківська).
Реализуемость личностно-ориентированного подхода к детям:
- использование дифференцированных заданий;
- работа в группах, парах;
- отмечание успехов;
- активизация каждого ребенка;
- свобода выбора материалов; объединение детей в группы;
- предоставление возможности для самореализации;
- наличие дидактических материалов для каждого ребенка.
Инновационные виды занятий:
- комплексное - состоит из нескольких взаимосвязанных между собой частей, которые подчиняются единой цели, дополняют друг друга, составляют единое целое;
- комбинированное - состоит из нескольких частей, почти не связанные между собой;
- тематическое - подчиняется определенной теме и одной цели;
- интегрированное - стержнем является тема - образ, который раскрывается через различные виды деятельности детей, стимулирует их познавательную деятельность.
Типы занятий: индивидуальные (1 - 4 ребенка), индивидуально - групповые (до 8 детей), групповые (до 15 детей).
Приоритеты сегодня следует предоставлять таким формы работы с дошкольниками: общению с детьми (довольно эффективное общение в кругу), наблюдению, чтению и обсуждению произведений художественной литературы, решению проблемных задач и ситуаций, творческой игре, самостоятельной игровой деятельности, практической деятельности дошкольников, исследовательско-поисковой деятельности.
Доминирующая роль принадлежит групповым или фронтальным формам работы (занятия) с детьми, а индивидуальным - позволяют реализовать індивідуалізовану программу развития ребенка, что опережает возрастной уровень или же имеет более низкие возрастные показатели развития.
Требования к современного занятия в ДОУ:
- Указать тему занятия (с учетом возрастных особенностей детей).
- Указать тип, вид занятия.
- Четко определить развивающие, учебные и воспитательные задачи
(с учетом не паспортному, а психологическому возрасту).
- Начало занятия делать интригующим, интересным, необычным.
- Обязательная игровая форма проведения занятия.
- Четкая мотивация занятия.
- Рациональное использование времени на занятии, помещения группы, смены видов деятельности детей.
- Обеспечить эффективность использования на каждом занятии новейших технологий, педідей, методологии ТРИЗ; отказаться в САДИКЕ от занятий-уроков, как в школе.
- Обеспечить межпредметные связи, интеграцию видов деятельности детей. Создать "ситуацию успеха": доброжелательная атмосфера; интересная мотивация детских видов деятельности; создание настроения и радости; возможность свободно высказываться без критики со стороны воспитателя или детей; обязательная поддержка взрослого; поощрение и похвала ребенка и тому подобное.
- Отказ от чрезмерной опеки детей.
- Обеспечить эффективность организованной самостоятельной работы детей, решения ими творческих задач.
- Обеспечить возможности самостоятельных открытий, поиска, действий.
- Все ответы детей должны быть обоснованы, выслушаны.
- Наличие индивидуального развивающего материала.
- Правильное расположение детей - залог успеха(лентой полукругом , в кругу, за столами ).
- Заботиться о активную речевую деятельность каждого ребенка.
- Предусматривать обязательную смену видов деятельности детей.
- Учить детей находить багатоваріативне решения поставленных задач, активное использование методологии ТРИЗ, открытых вопросов.
- Ограничения в речи воспитателя антипедагогічних выражений, что "замыкает" детей на воспитателя: неправильно, не думаешь, помолчи, сейчас не время, ловишь гав, спишь на занятии и др.
- Обеспечить гигиенические, педагогические, психологические, эстетические условия для проведения занятия, охрану жизни и здоровья детей.
Сегодня идет тенденция к уменьшению количества предметных занятий в ДОУ, занятия все меньше набирают значение основной формы обучения:
- в младшем дошкольном возрасте планировать на неделю 5-6 занятий (групповых и фронтальных);
- в старшем дошкольном возрасте - 7-8 занятий на неделю (групповых и фронтальных).
Предпочтение следует отдавать индивидуальным и индивидуально-групповым формам работы с дошкольниками.
Просмотров: 9721