НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Совершенствование системы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками | автор: admin | 9 марта 2017 |

Категория: Здоровье


Выступление по обмену опытом работы на региональном семинаре, возглавляемом Ровенским ИППО,

подготовила  воспитатель-методист Семенюк Г. Ф.

Физическое развитие ребенка - важная функция ДОУ. Сегодня речь в программе ДОУ уже не о физкультуре, как таковую, а про физическое развитие в целом, что предполагает развитие двигательной активности, физических качеств дошкольников, знание своего тела, его функций, назначения его основных частей, возможностей организма, умение быть домірним к нему, развиваться в рамках индивидуальных возможностей, собственного потенциала. Надо в совершенстве знать сегодня состояние здоровья каждого воспитанника (физического, психического, духовного, социального), особенности его развития, чтобы создать наиболее благоприятные условия для гармоничного развития малыша, его физической приспособленности к окружающей жизни.

Выступление по обмену опытом работы на региональном семинаре, возглавляемом Ровенским ИППО,

подготовила  воспитатель-методист Семенюк Г. Ф.

Физическое развитие ребенка - важная функция ДОУ. Сегодня речь в программе ДОУ уже не о физкультуре, как таковую, а про физическое развитие в целом, что предполагает развитие двигательной активности, физических качеств дошкольников, знание своего тела, его функций, назначения его основных частей, возможностей организма, умение быть домірним к нему, развиваться в рамках индивидуальных возможностей, собственного потенциала. Надо в совершенстве знать сегодня состояние здоровья каждого воспитанника (физического, психического, духовного, социального), особенности его развития, чтобы создать наиболее благоприятные условия для гармоничного развития малыша, его физической приспособленности к окружающей жизни.

В Квасилівському ДОУ мы очень много сделали для полно-ценного физического развития каждого малыша.

Одна из главных задач нашего дошкольного учреждения - создать благоприятные условия для правильного физического развития детского организма, для повышения его сопротивляемости инфекциям, а также для постепенного и систематического закаливания детей с активным использованием здоровьесберегающих технологий; сохранять и укреплять физическое, пси-хічне, социальное и духовное здоровье детей, повышать их физическую и умственную работоспособность, развивать каждого ребенка по его индивидуальной природной программой.

 Коллектив нашего ДОУ проанализировал все факторы, которые могут влиять на ухудшение здоровья детей, а потому поставил перед собой задачу искоренить их и усовершенствовать систему физкультурно-оздоровительной работы в своем заведении.

Какие же факторы воспитания и обучения могут привести к ухудшению здоровья детей дошкольного возраста? Это: (за Сек. Гозак, канд. мед. наук, наук. сотрудник АМНУ)

-       нерациональное построение режима дня, двигательного режима детей при 10,5 часовом режиме работы ДОУ;

-       длительная вынужденная поза детей во время занятий в условиях низкого уровня освещения помещений и рабочих мест, некачественного воздуха, не эргономичной мебели (которые не отвечают ростове и функциональным особенностям детей), что приводит к снижению остроты зрения, нарушений осанки, пониженного общего тонуса организма детей;

-       переполнение групп детьми;

-       гиподинамия детей (малоподвижность), длительное воздействие на них шумовых и голосовых стрессоров;

-       отсутствие систематичности в проведении загартувальних процедур, других физкультурно-оздоровительных (традиционных и нетрадиционных) мероприятий;

-       перегрева детей, их нерациональный одежду при температуре +180-200С;

-       сокращение продолжительности прогулок;

-       чрезмерное увлечение методиками интеллектуального развития, раннее обучение чтению, владение компьютерной грамотой, изучение иностранных языков и т. п;

-       перегрузки детей занятиями;

-       обучения и воспитания детей с традиционной моделью, без учета главных аспектов личностно ориентированного подхода и тому подобное.

Как следствие, у детей формируются неврозы, психологические расстройства, нарушения осанки, ухудшения функции зрения, расстройства иммунной системы, частые ОРЗ.

Вводить систему физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками наше дошкольное учреждение начал с тщательного изучения и усовершенствования режима дня в ДОУ, просмотра продолжительности отдельных режимных моментов согласно норм и требований.

Режим дня в нашем ДОУ являются достаточно обоснованный, взвешенный, гибкий, но неизменными всегда являются прогулки, прием пищи, сон детей. Нашим режимом запрещается затягивать организованную учебную деятельность, которая начинается в 9.00 ч, в группах раннего возраста более чем на 30 минут, младшего дошкольного возраста - 45мин, среднего дошкольного возраста - до 1час, в старших группах - до 1,5 ч (если утром 3 занятия).

Правильный режим дня считаем только тогда, когда он предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма, обеспечивает эмоциональный психологический комфорт детей в течение дня. (см.  «Режим дня переддошкільних и дошкольных групп в Квасилівському ДОУ»)

Следующим этапом совершенствования работы по физическому развитию дошкольников в нашем учреждении была разработка четкой системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ,, которая включает достаточно большой перечень разнообразных и жизненно важных традиционных и нетрадиционных мероприятий и здоровьесберегающих технологий (см.   «Система физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы в Квасилівському ДОУ»).

Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ включает достаточно большой перечень разнообразных и жизненно важных мер. Основой этой системы остается двигательный режим. В рамках активного двигательного режима ежедневный объем двигательной активности в нашем дошкольном учреждении для детей раннего возраста составляет до 2ч 20мин, для детей младшего дошкольного возраста - 3-4 часа, среднего дошкольного возраста - 4ч 20мин, старшего дошкольного возраста - 4,5 ч (для шестилеток - до 5ч)

большое значение придаем двигательной активности детей уже утром, поскольку в этот период малыши еще вялые, заторможенные: проводим две-три подвижных игры (игры или упражнения спортивного характера) согласно времени года, погодных условий, интересов детей, их физиологического состояния; утреннюю гимнастику (с элементами закаливания) продолжительностью 6-12хв (в зависимости от возраста) под музыкальное сопровождение, с использованием мелкого физкультурного инвентаря, игрушек, природного материала; динамическую паузу между занятиями (до 10мин); самостоятельную игровую и двигательную деятельность детей; физкультурные учебные занятия (дважды в неделю) и физические упражнения на свежем воздухе на первой прогулке (трижды в неделю).

Утренняя гимнастика проводится с 800 до 830 час. Комплексы утренней гимнастики подбираем так, чтобы разные виды гимнастических упражнений постепенно охватывали все большие и мелкие мышцы, а напряжение в них постоянно увеличивалось, переходила от одной группы мышц к другой, создавая в организме ребенка оптимальные нагрузки. Поэтому утреннюю гимнастику начинаем с динамических движений: разновидности ходьбы, бега, підстрибувань, которые выполняются в умеренном темпе с переходом на средний и быстрый. Затем дети выполняют общеразвивающие упражнения - для развития мышц верхних конечностей и лопаточной участка, мышц спины, живота, нижних конечностей. Для развития гибкости позвоночника и укрепления его мышц, снятия напряжения и усталости иногда выполняем упражнения из исходного положения лежа, с различными движениями туловища, рук и ног.

Количество упражнений утренней гимнастики всегда должна быть оптимальной для соответствующих возрастных групп: 3-4 упражнения для детей первой младшей группы, 4-5 - для второй младшей группы, 5-6 - для средней группы, 6-7 - для старшей группы. Количество повторений составляет: 4-5 раз для детей первой младшей группы, 5-6 раз - для второй младшей группы, 6-8 раз - для средней группы, 8-10 раз - для старшей группы. Паузы между упражнениями должны составлять 10-15сек. Четко дозируем части утренней гимнастики. Вступительная часть длится 1-2мин, основная - 5-6мин, заключительная - 1-1,5 мин. Основные движения утренней гимнастики тоже регламентуємо во времени. Ходьба - 1-1,5 мин, бег - 35-45сек, прыжки - 24-28сек. Продолжительность утренней гимнастики: в первой младшей группе - 4-5мин; во второй младшей группе - 6-7 мин, в средней группе - 8-9хв, в старшей - 10-12 минут. (см. приложение «Количество упражнений, повторений, продолжительность утренней гимнастики»)

Основными условиями эффективности проведения утренней гимнастики:

  • соответствующая температура воздуха в помещении - +14-150С (старший дошкольный возраст), +15-160С (младший дошкольный возраст);
  • свободный доступ свежего воздуха (при открытых форточках);
  • рациональная одежда детей;
  • достаточность физических нагрузок (количество упражнений согласно возрастной группы, их последовательность - "от головы до ног", дозировка согласно возрастной нормы, изменение исходных положений, темп выполнения, регулирование дыхания, четкость объяснений, указаний и команд).

Физкультурные занятия - наиболее эффективная форма оптимизации двигательного режима в ДОУ. Продолжительность физкультурных занятий в дошкольных группах продлеваем: в первой младшей группе - 15-20мин, во второй младшей группе - 20-25 мин, в средней группе - 25-30мин, в старшей группе 30-35хв. Оптимальным является физкультурное занятие построено по типовому плану: вводная, основная, заключительная части.  

Многие дошкольных учреждений сегодня активно внедряют авторскую методику физического воспитания М.Ефименко. И хотя наш педагогический коллектив на протяжении многих лет активно использовал эту технологию, все же мы вернулись к обновленной методики физического развития дошкольников Е.Вільчковським, которая предусматривает проведение физкультурных занятий с активным использованием различных здоровьесберегающих технологий.

Вводная часть должен быть коротким (от 2-3мин до 5-6мин в зависимости от возраста). Задача вступительной части - вызвать интерес и эмоциональное состояние до занятия, активизировать внимание, подготовить организм к физической нагрузке. Детям предлагаем знакомые упражнения для формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия, связанные с ориентировкой в пространстве. К таким упражнениям относятся: различные построения в шеренгу по одному, двое, трое, четверо), ходьба разных видов (на носках, на пятках, на внутренней стороне ступни, на корточках), бег с различными заданиями (поворотом за указанным направлением, изменением ведущих, темпа). Заканчиваем вступительную часть построением в шеренгу или круг.

Задача основной части - научить выполнять общеразвивающие упражнения, ознакомить с техникой выполнения новых упражнений, повторить упражнения и движения, которые уже известны. После этого проводим подвижную игру. Для интереса общеразвивающие упражнения предлагаем с мелким инвентарем: флажки, гимнастические палки, обручи, платочки, мячи , кубики и тому подобное. Первыми выполняются упражнения для развития мышц плечевого пояса, с целью формирования правильной осанки; вторыми - упражнения для развития брюшного пресса и ног; третьими - упражнения для развития мышц спины и гибкости позвоночника. Продолжительность основной части в зависимости от возраста: 12-14хв в первой младшей группе, 15-17хв - во второй младшей группе, 18-20мин - в средней группе, 20-23хв - в старшей группе.

Заключительная часть занятия включает ходьбу в интенсивном темпе с постепенным уменьшением его. Ходьбу иногда заменяем малоподвижной игрой или хороводною игрой. Нагрузку снижаем, чтобы уменьшить сдвиг в показателях сердечно-сосудистой и дыхательной системы и приблизить их к выходных данных. Подвижные игры - основная двигательная деятельность. Они способствуют формированию и совершенствованию жизненно необходимых движений, развития физических качеств, моторики и двигательных навыков, воспитанию черт характера. В игре движения выполняются в различных игровых ситуациях, что способствует совершенствованию двигательных навыков, развитию координации движений, воспитанию ловкости, смелости. Продолжительность заключительной части занятия в зависимости от возраста составляет: 2-3мин - в первой младшей группе, 3-4мин - во второй младшей группе, 4-5мин - в средней группе, 5-6мин - в старшей группе. Содержание и нагрузки заключительной части физкультурного занятия во многом зависит от моторной плотности основной части и характера подвижной игры. Если ее протекание происходит в быстром, интенсивном темпе, продолжительность заключительной части продлеваем. Кроме малорухливої игры, в таком случае, организуем спокойную ходьбу. Важным показателем заключительной части считается успокоения дыхательной и сердечно-сосудистой системы через 3-5мин после окончания занятия. Следует помнить, что физкультурные занятия должны вызывать у детей чувство легкого утомления, которое вскоре проходит (незначительное покраснение кожи, незначительная потливость, несколько учащенное дыхание, отсутствие жалоб на усталость). Важным показателем эффективности физкультурного занятия считаем его моторную плотность.

Инновационные виды физкультурных занятий:

  • традиционное физкультурное занятие (комплексное);
  • доминантное занятие (общеразвивающие упражнения, подвижные игры, полоса препятствий или же преобладает один из видов основных движений);
  • сюжетные занятия (за понятными и интересными для малышей сюжетами из сказок, рассказов);
  • занятия с использованием элементов ха-тха-йоги (см. «ПП» №6/2008, «Дошк. исх» №5/2004,№3/2007, «БВДС»№12/2002);
  • занятия с использованием элементов корригирующих упражнений для профилактики плоскостопия и осанки) (см. «БВДС» №12/2002, №5-6/2004, «Дошк. вых.»№10/2002,№9/2003, №7/2005, №9/2005, №10/2005, №11/2005 );
  • занятия - флорбол (хоккей с мячом в зале) (см. «БВДС» №12/2002);
  • занятия с элементами силовых упражнений (для мальчиков): лазание по канату, перенос мяча весом в один кг и т.д. (см. «ПП» №2-3/2008, «Дошк. вых.» №6/2006, «БВДС» №12/2002, газ. «Реб. садик»№44/2003);
  • занятия на развитие гибкости, пластики, с элементами аэробики (для девочек) (см. «ПП» №2-3/2008, «Дошк. вых.» №6/2006, «БВДС» №12/2006);
  • занятия на расслабление на основе психогімнастики;
  • занятие-игра (на основе подвижных игр);
  • занятия с элементами баскетбола (волейбола, футбола, хоккея) (см. «ПП» №3/2007);
  • занятие-сказка (по сюжету знакомой сказки);
  • лечебно-оздоровительные занятия (с элементами точечного массажа, вдыхание фітоароматів, с использованием игр-медитаций, психогімнастики, пальчиковой гимнастики) (см. «БВДС» №12/2002, «ДОУ» №9-10/2008);
  • физкультурно-валеологічне занятия (см. «ПП» №3-4/2007, «БВДС» №12/2002, «Раскрытия. он.»№ 18/2002);
  • «школа мяча» (общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижные игры, игры-эстафеты с мячом) (см. «Дошк. вых.» №9/2007, «ПП» №3/2007);
  • горизонтальный пластический балет ("пластик-шоу") по методике Н.Ефименко;
  • тренировочное занятие (на закрепление определенных видов основных движений, техники их выполнения);
  • занятие-поход (занятия туризмом в день пешеходного перехода);
  • занятие, построенное на музыкально-ритмических движениях (различные виды ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, с выполнением танцевальных движений; общеразвивающие упражнения проводятся в виде ритмической гимнастики; вместо подвижной игры - музыкальная игра, танец);
  • занятия с интегрированным подходом к решению учебных задач (занятие с элементами интеграции с четким соблюдением его оздоровительной направленности);
  • диагностическое (контрольное) занятие (1раз в квартал и в конце учебного года);
  • комплекс занятий под названием "Малые олимпийские игры" (см. «Раскрытия. он.» №21-22/2006, №6/2007, газ. «Реб. садик» №18/2005, «БВДС» №19/2003, №8/2002, 12/2002).

Важный оздоровительный эффект заложен в правильном подборе вида физкультурных занятий на свежем воздухе. В дошкольном учреждении используем различные инновационные виды таких занятий:

  • 3-4 основные движения, 2-4 подвижные игры, ходьба и бег, заключительная ходьба;
  • 3-4 основные движения, 2-3 игры спортивного характера (спортивные упражнения);
  • 3-4 основные движения, 2-3 подвижные игры по одному сюжету (подвижная игровая композиция);
  • 10-12 упражнений имитационного характера, 2-4 хороводные игры;
  • 2-3 спортивные игры;
  • 5-7 подвижных игр, объединенных игровым сюжетом;
  • пешеходный переход.

Продолжительность физкультурных занятий на свежем воздухе такая же, как и физкультурных занятий в спортивном зале.

Особое внимание уделяем сегодня организации физкультурно-оздоровительных прогулок в разные времена года. Такие инновационные прогулки проводим в первой половине дня 1 раз в неделю в те дни, когда нет занятия по физкультуре. На таких прогулках используем различные оздоровительные технологии в сочетании с физкультурными составляющими с целью физического развития детей, улучшения тренированности организма, повышение его защитных реакций и сопротивляемости вредным факторам.

Примерная структура физкультурно-оздоровительной прогулки:

  • игровой момент;
  • наблюдение и труд в природе;
  • различные виды ходьбы и бег;
  •  общеразвивающие упражнения;
  • основные движения и спортивные упражнения;
  • подвижные, спортивные, народные игры;
  • оздоровительные технологии (дыхательная гимнастика, самомассаж (щечек, носика, ручек, пальчиков), пальчиковая гимнастика, психогимнастика, различные приемы закаливания и др);
  • самостоятельная двигательная деятельность детей.

Иногда такая прогулка имеет определенный сюжет: «В гостях у клена», «В гостях у березки», «Пернатые друзья», «Пожарные на учении», «Мы - дети казацкого рода» и др. Следует творчески подходить к проведению физкультурно-оздоровительных прогулок: максимально использовать природный материал (снежки, льдинки, камешки, палочки, шишки, листочки и т. п), нестандартное оборудование (пластиковые бутылки, поролоновые кирпичики, кубы, палки и тому подобное), физкультурного оборудования площадки (автомобильные шины, бревно, калитки, лестницы, лианы, горки), спортивный инвентарь и игрушки (лыжи, санки, клюшки, велосипед и тому подобное).

Два раза в неделю на первой прогулке из средней группы проводим оздоровительный бег, продолжительностью 3-4мин.

Особой подготовки требует организация пешеходного перехода (детский туризм, занятие-поход), продолжительность: 15-20мин в одну сторону во второй младшей группе, 20-25мин - в средней группе, 25-30мин - в старшей группе. Нельзя подменять пешеходные переходы  целевыми прогулками и экскурсиями за пределы детского учреждения. Основная цель пешеходных переходов - оздоровление детей, предупреждение гиподинамии, совершенствование двигательных навыков в естественных условиях и развитие физической выносливости. Основная цель целевых прогулок - ознакомление  детей с природой, ее явлениями в разные времена года (преимущественно в начале каждого квартала).

Подготовка к пешеходному переходу:

1.  Определение цели перехода.

2.  Разработка маршрута.

3.  Продумывание способа передвижения (пешком, на санках,  на велосипеде, на лыжах).

4.  Определение мест для отдыха.

5.  Подбор физических упражнений, которые будут использоваться на пути.

6.  Планирование двигательной деятельности на конечном пункте.

7.  Подбор необходимого оборудования, инвентаря, проверка его целостности.

8.  Предупреждение заранее родителей и детей о пешеходном переходе (чтобы правильно ребенка одеть и обуть).

9.  Формирование знаний о ядовитые грибы, ягоды, растения в данной местности.

10.  Изучение правил дорожного движения.

11.  Перед выходом из детского сада предупредить заведующую (методиста).

12.  Определить не менее двух взрослых, которые будут идти с детьми.

13.  Проверить, как одеты дети, удобная обувь.

14.  Правильно расставить детей (по одному или парами): впереди дети - со средним темпом ходьбы; внутри - медленных детей с быстрыми, менее организованными и дисциплинированными; сзади - наиболее организованных детей.

15.  Взять с собой кипяченую воду и аптечку.

Что должно быть в аптечке:

-       вата, бинты стерильные, бинты простые;

-       йод, зеленка;

-       3,1% раствор марганца или перекись водорода;

-       нашатырный спирт;

-       сода пищевая;

-       жгут;

-       настойка валерианы (5-7 капель на ребенка);

-       вазелин, синтоміцинова мазь.

Методические рекомендации к проведению пешеходного перехода:

1.  Пешеходный переход планировать только в дни, когда нет физкультуры.

2.  Планировать лишь при наличии природно-ландшафтных условий: леса, луга, поля, водоемы, лесополосы, парка, стадиона и тому подобное.

3.  Основная задача переходов: укрепить здоровье детей, избежать гиподинамии, усовершенствовать двигательные навыки в естественных условиях, развивать физическую выносливость.

4.  Пешеходные переходы (детский туризм, прогулки-походы) проводятся со II младшей группы. Их продолжительность составляет:

во II младшей группе 15-20мин в одну сторону; в средней группе - 20-25мин в одну сторону; в старшей группе - 25-30мин в одну сторону.

5.  Во время пешеходного перехода дети выполняют разновидности ходьбы и бега; основные движения в естественных условиях: ходят и бегают между деревьями, переступают с корневища на корневище, метают шишки в ствол дерева, прыгают с пеньков и тому подобное; играют в подвижные игры.

6.  Во время отдыха (5-10мин) наблюдают в природе за насекомыми, бабочками, птицами и другими; играют в спокойные игры, изготавливают поделку из природного материала.

7.  Длина пути в одну сторону не должна превышать для детей II младшей и средней группы - 1,5 км, для старшей группы до 2км. После каждых 15мин. ходьбы нужно делать кратковременные (4-5мин.) остановки для отдыха детей.

8.  Возвращение обратно в детский сад желательно делать кратчайшим путем (по возможности).    

Программа пешеходного перехода

(детского туризма, прогулки-похода):

  • выполнение разнообразных заданий по дороге;
  • преодоление полосы препятствий;
  • театрализованные игры, пение, хороводы;
  • туристический обед (по возможности);
  • отдых;
  • разнообразные конкурсы, игры-эстафеты, соревнования и тому подобное.

Если выделить отдельно двигательную активность детей на прогулках, то стоит отметить, что она должна составлять на каждой из них: в раннем возрасте - 30-35хв, в младшем дошкольном возрасте - 35-40мин, в среднем дошкольном возрасте - 40-45мин, в старшем дошкольном возрасте - 45-50мин. На утреннюю и вечернюю прогулку планируем по три-четыре игры различной подвижности. При этом первую игру начинаем через 10-15мин после начала прогулки, когда дети немного адаптируются к погодным условиям и активизируются физиологические функции организма детей перед двигательной деятельностью.

Двигательный режим в ДОУ насыщаем течение дня разнообразными подвижными играми. Во всех возрастных группах они подбираются в соответствии с темой учебно-воспитательного блока неделе и подтемы дня, и занимают важное место как самостоятельная форма работы по физвоспитанию. Проводим их каждый день в таком количестве:

-       ранний и младший дошкольный возраст - 7-8 игр ежедневно;

-       средний-старший дошкольный возраст - 8-10 игр ежедневно.

Развивающе-воспитательный и оздоровительный эффект подвижных игр обеспечивается правильным подбором их согласно возраста детей, уровня их двигательной подготовленности, состояния трудоспособности, базовых движений в играх и их влияния на различные мышечные движения и системы организма, времени года и погоды, места в режиме дня и места проведения, а также обязательным педагогическим руководством, соблюдением оптимальных нагрузок, введением к двигательного режима различных видов игр (сюжетных, безсюжетних, соревновательного, эстафетного характера, аттракционов, спортивных игр и забав, игр с элементами спортивных упражнений). Мотивацию игровой деятельности продумываем обязательно. Обязателен также и ее итог, где анализируется двигательная активность каждого ребенка и уровень выполнения ею правил. Уже в младшем дошкольном возрасте учим детей игр-эстафет с мячом (эстафета передачи мяча друг другу разными способами: двумя руками снизу, от груди, из-за головы и ловли его на расстоянии 1,5-2м). Количество повторений подвижной игры на физкультурном занятии - 3-4 раза, на прогулке - 4-5 раз.

Вечерняя прогулка, как и дневная, - важная структурная часть общего двигательного режима. Ее структурными компонентами всегда есть: 3-4 подвижных игры (музыкально-подвижных игры, хороводы) со средним характером подвижности. Разучиваем новые подвижные игры во всех возрастных группах на физкультурных занятиях и на вечерней прогулке. С вечерней прогулки можно исключать специально организованные наблюдения и труд в природе, а вот подвижные игры никогда не исключаем.

Виды подвижных игр ( по И.В.Лущик):

  • развивающие (проводим ежедневно в течение 15 - 20мин);
  • учебные (проводим на физкультурных занятиях: игры с ходьбой, бегом, равновесием; игры с ползанием и лазінням; игры с бросанием и ловінням предметов; игры с прыжками; игры на ориентирование в пространстве; зимние игры (катание на санках, лыжах, коньках);
  • лечебные (для оздоровления и профилактики заболеваний);
  • развлекательные (для поднятия общего жизненного тонуса).

Широкого внедрения в практике работы нашего дошкольного учреждения приобретают лечебные подвижные игры, которые тщательно подбираем для детей каждого возрастного периода. Они проводятся в течение 3 - 4 месяцев по 2 - 3 раза в день, и только при этом условии имеют оздоровительный эффект в профилактике заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой системы и в период перенесенных инфекционных заболеваний.

Лечебные подвижные игры проводим как в групповом помещении, так и на свежем воздухе с целью закаливания организма детей и укрепления их иммунитета.

Примеры лечебных подвижных игр для оздоровления и профилактики заболеваний дыхательной системы:

  • Надуємо шарик» (формирование глубокого дыхания; восстановление носового дыхания);
  • «Дударик - дудари» (тренировка навыка правильного носового дыхания: глубокий вдох носом - резкий выдох ртом);
  • Здуваємо снежинку» (тренировка навыка правильного носового дыхания: глубокий вдох носом - сильный удлиненный выдох ртом);
  • «Сенокосцы - косари» (формирование правильного ритмичного дыхания: перевод руки махом в сторону вправо - вдох, влево - выдох);
  • «Поезд» (улучшение функции дыхания: медленное дыхание во время ходьбы - учащенное дыхание во время бега).

Примеры лечебных подвижных игр для оздоровления и профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы:

  • «Барабанщики», «Пальчик о пальчик», «Ложкарі», «Играем в бубен», «Клоуны - весельчаки», «Петрушки» и др. (выполнение действий по команде; развитие координации движений рук; укрепление тормозных реакций; уравновешивание нервных процессов).

Сегодня одним из универсальных методов работы признаем использования подвижных игр с интеллектуальным нагрузкам, которые в комплексе сочетающие задачи физического и интеллектуального развития дошкольника. Такие подвижные игры используем на занятиях по различным разделам программы и в повседневной жизни. Их цель: активизация, закрепление, обобщение приобретенных знаний, умений и навыков и укрепления физического развития детей. Подвижные игры с интеллектуальной нагрузкой проводим для того, чтобы не оставлять ребенка достаточно долго в статическом положении на занятиях; чтобы вместо обычной кратковременной физкультминутки провести длительное движение и разнообразить его, не выходя за пределы тематики занятия; чтобы поддерживать у детей интерес к интеллектуальной работы.

Приведем примеры подвижных игр с интеллектуальным нагрузкам, направленных одновременно на физическое развитие детей и подготовку их к освоению грамоты, развития речи:

  • игры, направленные на формирование и закрепление умения делить слова на слоги: «Весело шагаю и склады считаю», «Умный поезд», «Цапля и лягушата»;
  • игры, направленные на формирование и закрепление умения определять отмечен состав в слове: «Соберем урожай», «Путешественники», «Разорви цепь»;
  • игры, направленные на формирование и закрепление умения производить звуковой анализ слова: «Кто быстрее?», «Цепочка слов», «Ручеек», «Снежки»;
  • игры, направленные на формирование и закрепление умений синтезировать звуки: «День - ночь», «Дед Звукоїд» и тому подобное.

Для поддержания работоспособности детей в дальнейшей активизации деятельности используем и производим физкультурные минутки на занятиях, связанных с напряженной интеллектуальной деятельностью, продолжительность которых 2-3мин.

Основные требования к подбору упражнений для физкультминуток:

  • упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей, быть простыми, интересными, доступными, иметь игровой характер, быть удобными для выполнения на ограниченной плоскости, эмоциональными и достаточно интенсивными;
  • упражнения должны быть знакомы детям, чтобы не тратить время на их разучивание и объяснение;
  • комплекс упражнений должен быть направлен на основные крупные мышечные группы и снимать статическое напряжение во время сидения;
  • обязательно нужно использовать такие упражнения, как потягивание, исправления и выгибание позвоночника, расправления грудной клетки, упражнения высокой интенсивности (приседания, бег на месте, прыжки);
  • последнее упражнение должно направляться на снижение физической нагрузки (медленное поднимание рук, глубокий вдох и выдох).

Между занятиями проводим интегрированные физкультурные паузы (динамические перерывы), продолжительностью 5-10мин, связанные с тематикой учебно-воспитательного блока и ними дня. Их можно проводить в физкультурном зале, в групповой комнате, на площадке. В комплексе физкультурных пауз целесообразными есть упражнения с мячом, ходьба по бревну, прыжки через скакалку, упражнения с підлізанням, лазінням, скольжением, способствующие развитию мышц туловища, гибкости и подвижности позвоночника. Физкультурные паузы могут быть комбинированными и состоять из комплекса загальнорозвивальних упражнений и подвижных игр. В конце комплекса обязательными являются упражнения на расслабление. В комплексах иногда используем пантомимы, двигательные шарады, при этом дети фантазируют, создают определенные образы. Порой предлагаем им самостоятельно придумывать упражнения имитационного характера и воспроизводить их в мимике и пантомиме. В физкультурном паузе используем также упражнения ритмического характера, гимнастику-аэробику, подвижную игру. Физкультурная пауза заканчивается за 2-3мин до начала следующего занятия. Продолжительность физкультурной паузы - в первой-второй младшей группе 5-7мин, в средней - 7-8хв, в старшей - 8-10мин.

Еще одной из активных форм отдыха наших детей есть гимнастика для глаз, которую проводим ежедневно в течение 1-2мин в младшем дошкольном возрасте и 2-3мин - в старшем дошкольном возрасте. Однако следует помнить, что гимнастика для глаз детям с нарушениями зрения не желательна, здесь нужен осторожный медицинский подход. Этот вид гимнастики помогает снять напряжение глаз, дать возможность притока кислорода к ним и отдохнуть.

В общих загартувальних мероприятий относим дневной сон детей, который проводим при открытых фрамугах или форточках при температуре воздуха в спальне +150 - 160 С. Одежда детей для сна - теплая рубашка с длинными рукавами или пижама (дети покрыты шерстяным одеялом).

Снять остатки торможения в коре полушарий головного мозга и настроить детский организм на активную и продуктивную деятельность, повлиять на состояние осанки и свода стоп ног сразу после отдыха помогает гимнастика после дневного сна. В нашем дошкольном учебном заведении используем такие ее виды: гигиеническая гимнастика после дневного сна, воздушные ванны в движении, корригирующая гимнастика.

Гигиеническую гимнастику после дневного сна  проводим во всех возрастных группах после постепенного подъема с соблюдением спокойной обстановки, соответствующих гигиенических условий, часто с использованием музыкотерапии: в спальной комнате (на кроватях, у них); с выходом в групповой комнаты или зала, которая около возле группы. В комплекс такой гимнастики обязательно вводим общеразвивающие упражнения на различные мышечные группы (с изменением исходных положений) и специальные упражнения для формирования стопы и осанки. Количество и дозировка упражнений такая же, как и на утренней гимнастике (можно несколько сократить).

Воздушные ванны в движении - это та же гигиеническая гимнастика, но одновременно сопряжена  с воздушной ванной, которая предполагает постепенное снижение температуры воздуха в помещении во время ее проведения в соответствии с установленными нормами закалки. Одежда детей - майка, трусики. Воздушные ванны проводим при температуре +17оС - 18ос с постепенным снижением температуры воздуха в помещении до +110 - 120 С. Продолжительность воздушных ванн - 20 - 30мин.

Корригирующая гимнастика - проводится по необходимости с целью коррекции (исправления) нарушений осанки и плоскостопия. Комплекс состоит из специальных упражнений и корректирующих элементов, предназначенных для исправления определенных недостатков осанки (сколиозов, лордозів, кифозов, сутулости и т. п) и стопы. Корректирующую гимнастику желательно проводить с использованием крупного и мелкого оборудования и инвентаря, подбирая допустимые исходные положения для туловища, рук, ног. С II младшей группы следует активно использовать на профилактику осанки ходьбу с котомкой на голове массой 300г.

Важное место в физкультурно-оздоровительной работе отводим дыхательным упражнениям. Эти упражнения заставляют работать большую часть легких, тем самым увеличивая количество кислорода, поступающего в кровь, а следовательно - предотвращают умственной и физической усталости. Выполнение дыхательных упражнений должно быть регулярным с раннего возраста. Они укрепляют мышцы живота, грудной клетки, улучшают перистальтику, кровообращение, сердечную деятельность. Во время выполнения загальнорозвивальних упражнений, ходьбы, бега все время обращаем внимание на то, правильно ли ребенок дышит: вдох делается через нос, выдох - ртом, спокойно, без толчков, губы сложены трубочкой для создания сопротивления воздуха. Детей следует учить во время выпрямления туловища всегда делать вдох, а во время его сгибания (вперед, в стороны, назад) - выдох. Дыхательные упражнения можно делать лежа, сидя, стоя. Лучше всего обучать детей дыхания из исходного положения сидя.

Виды дыхательной гимнастики:

1.  Гармонично полное дыхание (вдох и выдох плавные, без задержек).

2.  Ритмичное дыхание (во время ходьбы: вдох на один шаг, выдох на другой; вдох на два шага, выдох на следующие два шага).

3.  Очищающее дыхание (для отторжения слизи из дыхательных путей: исходное положение - прямо, ноги на ширине плеч. раз - руки вытянуть наружу вверх, подтянуться на носки, сделать глубокий вдох. Задержать дыхание. два - энергичный выдох, наклоняясь вперед, руки вниз ("х-ха"). Распрямиться и отдохнуть на 2-3 вдоха-выдоха).

И.В.Лущик придает важное значение обучению дошкольников чотирифазових дыхательных упражнений, которые делятся на одинаковые по продолжительности этапы: «вдох - задержка - выдох - задержка». Сначала каждый из них может составлять 2-3сек с постепенным увеличением до 7сек. Правильное дыхание - это медленное, глубокое, диафрагменное дыхание (при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних). Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выдержав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий, без напряжения вдох носом. Дыхательное упражнение выполняется 3 - 5 раз (см. И.В.Лущик «Физическое воспитание дошкольников. Физкультурная и оздоровительная работа». - Х.: Вид-во «Ранок», 2007г.).

Закаливающие процедуры является неотъемлемой составляющей всей физкультурно-оздоровительной работы в нашем учреждении, и мы их начинаем, как правило, в теплое время года. Для массового использования в режиме дня различных возрастных групп рекомендуем традиционное закалки: воздухом (воздушные ванны, прогулки, сон при открытых форточках), водой (местные и общие контрастные обтирания и обливания рук, ног, умывание и т. п), солнцем (солнечные ванны) согласно разработанных принципов, норм и методик. Нетрадиционные закаливающие процедуры (хождение босиком в группе, во влажных ковриках с добавлением раствора морской соли, йода, отвара трав; полоскание горла (травяными отварами, растворами соли, соды, йода, лимонного сока и прохладной водой ), и специальные лечебно-профилактические мероприятия (сеансы ароматерапии, арт-терапии, цветотерапии, фитотерапии, танцетерапії, гимнастика для глаз, массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, игры-медитации, физиотерапевтические процедуры, релаксация (упражнения на расслабление), употребление фитонцидов и др) вводим в общей системы работы по назначению врача и с согласия родителей с учетом индивидуальных показателей здоровья ребенка (см  "Комплекс физкультурно-оздоровительной работы в Квасилівському  ДНЗ )

В физическом воспитании наших дошкольников важное место занимают Дни здоровья, физкультурные праздники, развлечения как наиболее эффективные формы активного отдыха детей. Их цель - активное участие всей группы в предложенном мероприятии, развитие физических качеств и двигательной подготовленности детей в игровых ситуациях, воспитание устойчивого интереса к активной двигательной деятельности.

День здоровья'я проводим один раз в месяц, основная цель которого - охватить всех воспитанников группы различными физкультурными мероприятиями. Мероприятия проводим в течение всего периода дня: утром - игры средней подвижности (во время приема детей), утренняя гимнастика, занятия по физкультуре, беседы о здоровом образе жизни. Другие учебные занятия в этот день не проводятся. Во время прогулки планируем различные соревнования в играх и упражнениях спортивного характера, играх-эстафетах, развлечения-аттракционы, выполнение физических упражнений (бег, прыжки, метание, лазание), подвижные игры и прочее. В течение всего теплого периода года в День здоровья проводим пеший переход, который по времени занимает всю прогулку. В День здоровья планируем также физкультурное праздник или развлечение. Хотя учебные занятия в этот день не проводятся, планируем различные беседы, чтение художественной литературы, театрализации, самостоятельную художественную деятельность и т. п. на темы здорового образа жизни. Программа Дня здоровья предусматривает меры, общие для всего ДОУ и каждой группы в частности.

Во время каникул (осень, зима, весна) организовываем Недели физкультуры. В Квасилівському ДОУ Недели физкультуры традиционно проводим в первую неделю ноября и января и последняя неделя марта. Тематика Недели физкультуры одинакова для всех возрастных групп, а именно:

  • Понедельник «Как здоровье хочешь иметь - о здоровье надо заботиться»;
  • Вторник «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»;
  • Среда «С физкультурой мы дружим, физкультуру любим очень»;
  • Четверг «Чтобы не случилось беды»;
  • Пятница «В круг зовет игра веселая».

Начиная с средней группы проводим физкультурные праздники. Их периодичность 2-3 раза в год. Местом проведения служит спортивный зал или спортивную площадку. Продолжительность праздника для детей средней группы - до 50мин, для старшей - до 1год.

Подготовку к празднику начинаем с составления программы, в которой раскрываем цель, дату, время и место проведения, перечень номеров: парад участников, массовые гимнастические выступления, соревнования по различным видам упражнений и игр, конкурсов; определяем ответственных за подготовку и проведение праздника; устанавливаем количество участников праздника; приглашаем гостей для показательных выступлений (при необходимости); определяем состав жюри; продумываем награды. В основу сценария возлагаем программные и методические требования, которые выдвигаются относительно физического, эстетического, нравственного и гигиенического воспитания дошкольников.

В каждой возрастной группе дошкольного учреждения проводим физкультурные развлечения 1-2 раза в месяц, преимущественно во второй половине дня. Их продолжительность составляет: в первой младшей группе - 15-20мин, во второй младшей группе - 20-30мин, в средней группе - 30-35хв, в старшей группе - 35-40мин. Развлечения проводятся как в физкультурном зале (музыкальном зале), так и в групповой комнате, на игровой площадке, на спортивной площадке и тому подобное. Обязательным является участие каждого ребенка.

Во время развлечения предусматриваем рациональное чередование игр различной нагрузки, а также коллективных, массовых - с играми подгруппами или индивидуальными (конкурсы, аттракционы); более сложных по правилам, двигательными задачами игр - с простыми, развлекательными. Игры-конкурсы, аттракционы рекомендуем для всех возрастных групп, эстафетные игры - для старших дошкольников. Главная цель во время проведения физкультурных развлечений - создать у детей радостное настроение, усовершенствовать их двигательные умения и навыки в непринужденной игровой обстановке, привлечь к систематическому выполнению физических упражнений. В младшей и средней группах планируем подвижные игры или игровые задания: кто точнее прокатит мяч в ворота, добежит до кубика и положит его в корзину и тому подобное. В старших группах детям предлагаем соревнования на лучшее выполнение физических упражнений (выполнить четко лазанье по гимнастической стенке или лестнице в разные способы, попасть мячом в цель, как можно дольше попрыгать со скакалкой и тому подобное). Физкультурные развлечения не требуют специальной подготовки. Их в основном строим на ранее изученных детьми упражнениях и играх.

Не менее 3-х раз в неделю планируем индивидуально-дифференцированную работу с дошкольниками по физическому развитию, начиная с раннего возраста. Эта работа планируется во время, отведенное для самостоятельной двигательной деятельности с одним ребенком или с подгруппами по 2 - 4 детей.  Индивидуально-дифференцированную работу по физическому развитию в календарных планах предусматривают как воспитатели, так и инструктор по физкультуре. Местом проведения данной формы работы по физическому развитию есть спортивная площадка или физкультурный зал.

Особое место в работе нашего дошкольного учреждения занимает проблема формирование валеологического мировоззрения детей и безопасности их жизнедеятельности.  Для сознательного отношения к собственному здоровью дошкольникам подаем конкретный объем знаний о своем организме, о правилах личной гигиены и безопасного поведения, о психологии общения, духовную и экологическую культуру, о гигиене питания. Эти знания дети получают на специально организованных занятиях 2 раза в месяц и в повседневные. Знания, которые получают наши дети, являются доступными и понятными их возраста. Не с анатомическим строением уха, глаза, другого органа знакомим детей, а с тем, какие функции выполняют эти органы: слышат звуки, слова, видят формы, цвета, людей. И главное - знакомим с требованиями по их охране. Валеологічне воспитания детей и занятия по ОБЖД начинаем уже с раннего возраста.

Традиционными в нашем дошкольном учреждении стали Недели безопасности ребенка (последняя неделя апреля), планируем во всех возрастных группах согласно тематике:

  • Понедельник «Ребенок и быт»;
  • Вторник «Ребенок и улица»;
  • Среда «Ребенок и игра»;
  • Четверг «Ребенок и природа»;
  • Пятница «Ребенок и его здоровье»

В Квасилівському ДОУ особое значение придаем форму-рованию социального здоровья ребенка-дошкольника. С этой целью  было создано Программу-минимум с формирования, сохранения и укрепления социального здоровья ребенка-дошкольника. Тематику занятий по формированию социального здоровья ребенка включаем в всех учебно-воспитательных блоков и подтем, через которые проходит образовательный процесс в группах.

Проблема формирования духовного здоровья дошкольников широко раскрывают:

  • воспитатель Квасилівського ДОУ Мельник Л.В. в своем практическом заделе «Формирование духовных ценностей и морально-этических норм поведения у дошкольников», который стал победителем во Всеукраинском конкурсе образовательных технологий - 2007 (см. «Палитра педагога» №2/07);
  • воспитатель-методист Семенюк Г.Ф. в практическом заделе «Системный подход к занятиям с украиноведения в дошкольном учреждении», который стал победителем во Всеукраинском конкурсе «Путешествуем страной дошкольников» (см. «БВДС» №19-20/05);
  • воспитатель Шевчук Н.С. в своем практическом заделе «Пути внедрения инновационных технологий по изобразительной деятельности в практику работы с дошкольниками. Работа кружка «Волшебная кисточка», которая  принимала участие во Всеукраинском  конкурсе образовательных технологий - 2010.
  • Проблему формирования психического здоровья дошкольников широко раскрывают:
  • практический психолог Квасилівського ДОУ Турченюк И.А. в своем опыте работы «Психическое оздоровление дошкольников средствами арт-терапии», который стал победителем районной выставки-ярмарки педідей и новаций - 2007;
  • воспитатель-методист Семенюк Г.Ф. в практическом заделе «Речевое развитие дошкольников раннего возраста», которая принимала участие во Всеукраинском конкурсе образовательных технологий - 2010 (см «Палитра педагога» №5/09, 1/10).

Важный вопрос - организация развивающего здоров'язбере-жевательного среды в ДОУ, использование не только традиционного, а и разнообразного современного (нетрадиционного) оборудования по физкультуре, которое поощряет детей испытать свои силы, укрепляет уверенность в себе вызывает положительные эмоции, возбуждает детское воображение, сообразительность, любознательность: сухих бассейнов, беговых и профилактических дорожек, чудо-мячей (фітболів), велотренажеров, чудо-корзин из пластиковых бутылок, "дорожек здоровья" для профилактики плоскостопия (из фасоли, каштанов, орехов, желудей), дорожек из линолеума, на которых размещены цветные следы с углом внешнего разворота носков на 130С), мочалок (на развитие мелких мышц руки), шариков-погремушек, "забавных клоунов", персонажей сказок, необычных "луж" и тому подобное. Существенного значения придаем фактору свободного доступа детей к физкультурного оборудования. В каждой возрастной группе есть физкультурный уголок с содержательным наполнением традиционного и нетрадиционного физкультурного оборудования.

Не перечислить всех педагогических инноваций по решению задач физического развития дошкольников, что появились за последние 3-4 года в арсенале наших педагогов. Сегодня наш педагогический коллектив творчески работает над новыми подходами к планированию образовательного процесса по Базовой программе. Особое значение придаем интегрированном подходе к планированию физкультурных занятий с учетом тематики учебно-воспитательных блоков в каждой возрастной группе .

Составляя годовой план работы ДОУ ни одного года не оставляем без внимания проблему совершенствования физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, разрабатываем все новые и новые ППД. Одной из тематических проверок в заведении есть проверка состояния физкультурно-оздоровительной работы и решения задач физического развития детей.

Примерные вопросы тематических проверок:

1.     Создание здоров'язбережувального среды для эффективной физкультурно-оздоровительной работы, соблюдение санитарно-гигиенических требований и норм по устройству и содержанию помещений.

2.     Соответствие режима дня требованиям Программы:

- продолжительность отдельных режимных моментов согласно норм;

- фактическая продолжительность отдельных режимных моментов;

- реализация времени на организацию учебной деятельности согласно требованиям.

3.     Анализ состояния здоровья детей (анализ заболеваемости, состояние ведения Листков здоровья ребенка).

4.     Анализ уровня физического развития и физической подготовленности детей.

5.     Анализ системы физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.

6.     Обеспечение интегрированного подхода к занятиям по физкультуре.

7.     Обеспечение условий для формирования психического здоровья ребенка.

8.     Обеспечение условий для формирования социального здоровья ребенка.

9.     Обеспечение условий для формирования духовного здоровья ребенка.

10.    Анализ планирования физкультурно-оздоровительной работы.

11.    Уровень профессионального мастерства воспитателей по вопросам решения задач физического развития дошкольников (знание требований Программы, владение методикой).

12.    Формирование валеологического мировоззрения детей.

13.    Использование здоровьесберегающих оздоровительных технологий в образовательном процессе.

14.    Охрана жизни и безопасность жизнедеятельности детей.

Итак, условиями эффективности модели физкультурно-оздоровительной       работы с детьми в сочетании с нетрадиционными технологиями являются:

  • овладение педагогом здоров'язбережувальними технологиями, методикой физического воспитания и развития дошкольников в современном ДОУ;
  • создание соответствующей среды для сохранения здоровья детей, активное использование нетрадиционного физкультурно-оздоровительного оборудования;
  • единство подходов обоих воспитателей и родителей к применяемой технологии;
  • индивидуальный подход при применении средств для укрепления иммунитета и во время психопрофилактической работы;
  • соблюдение надлежащего температурного режима в группах и в ДОУ;
  • постоянный медико-педагогический контроль за состоянием здоровья детей.


Просмотров: 1059