НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Пути формирования социального здоровья детей дошкольного возраста. Советы педагогам и родителям | автор: admin | 3 марта 2017 |

Категория: Здоровье

1. Взрослому нужно быть внимательным к природных особенностей каждого ребенка, ориентироваться в своей работе на реальные признаки созревания ее организма - антропометрические показатели, время выпадения старых и появления новых зубов, изменения телосложения, появление новых потребностей и интересов. Показателем уважения природных особенностей ребенка и динамики их изменений является отсутствие в педагогической практике попыток искусственно ускорить развитие. Такой педагог осознает не существует одного на всех детей раннего развития. Каждый ребенок развивается по-своему, в присущем ему темпе, с присущей ему интенсивностью и яркостью. Правильная педагогическая позиция заключается в наблюдении за ребенком и активном ожидании «момента истины». Такой педагог ежедневно обеспечивает малышу благоприятное для реализации им своих физических, психологических и социально-нравственных качеств развивающую среду, предлагает каждому возможность выбора .

2. Хороший педагог всегда помнит: между понятиями потенциальный и актуальный развитие - большая разница. Первое указывает лишь на возможности ребенка, его резервные силы, незадействованные фонды «могу» и «хочу», которые при благоприятных условиях проснутся, а при неблагоприятных так и останутся потенцией. Второе означает, что природные способности уже проявились, реализовались, отразились на реальных достижениях и результатах детской деятельности. Педагог должен знать, сколько в его группе потенциально способных, а сколько реализованных детей; честно признать, кому из них он уделяет больше внимания. Если первым, то страдают другие, и наоборот. Итак, только реализация воспитателем индивидуального и дифференцированного подходов обеспечит баланс интересов всех детей одновременно.

3. Поскольку реализовать себя, осуществиться как личность может только активное существо , взрослому следует с детства беречь «человека действия». Если мозг, мышцы, душа ребенка остаются равнодушными, бездейственную, вялыми, они теряют свою жизненную силу и работоспособность. Пассивное созерцание активных действий других тормозит процесс полноценной реализации ребенком своего природного потенциала, атрофирует стремление к самовыражению и самоутверждению, замедляет развитие творчества. Приучайте ребенка осуществлять свои намерения, превращать их в активную, конструктивную, моральную действие.

4. Не стоит ставить перед ребенком ни излишне легкие, ни слишком сложные требования. Чтобы она росла самостоятельной , следует упражнять ее в умении решать задачи, которые представляют для нее определенную сложность, стимулируют необходимость мобилизоваться, напрячь волю, проявить смекалку и оптимизм. Поддержка взрослого заключается в выражении доверия возможностям ребенка, его эмоциональной поддержке, наводящих вопросах, установлении ассоциативных связей, а не прямых подсказках или показе способа действия. Важно, чтобы ребенок чаще чувствовала удовлетворение своей способностью достичь результата собственными усилиями, чем отчаяние от неудачных попыток, несбывшихся надежд, «медвежьей услуги» взрослых.

5. Советуем педагогу устранить из своей практики выражение: «Делай, как я сказала!», Поскольку он атрофирует естественное желание ребенка что-то инициировать, делать по-своему, вырабатывает привычку действовать по указанию взрослого. Не следует злоупотреблять готовыми образцами, шаблонами, эталонами. Ребенок должен расти с ощущением радости от возможности совершать по своему усмотрению, рассчитывать на себя, полагаться на собственные силы. Уменьшите количество восклицательных предложений, увеличьте количество вопросительно, которые стимулируют малыша к высказыванию собственного мнения, вправляют в умении производить свои суждения, свидетельствуют уважение к нему взрослого, умение считаться с ним.

6. Позволяйте ребенку рисковать! Подстраховывает, учите взвешенности и осторожности, помогайте проявлять любознательность, уверенность, здоровую степень риска . Приучайте ее быть внимательной, наблюдательной, выделять главное и второстепенное, знакомое и новое, безопасное и опасное. Позволяйте малышу в вашем присутствии проводить опыты, экспериментировать с различными материалами, поддержите его попытки обнаружить изобретательство, сообразительность, элементарную форму рационализаторства, выдумку, фантазию. Задействуйте творческое воображение ребенка, дайте ему почувствовать наслаждение от процесса. Предоставляйте ему право на собственный выбор , принятие самостоятельных решений , самопокладання ответственности за кого-то (что-то). Это будет способствовать формированию у него активной по форме и моральной по содержанию жизненной позиции.

7. Сбалансируйте такие важные для становления ребенка жизненные умения - представить себя людям , которые его окружают (разумеется, с лучшей стороны), доверять собственному опыту (рассчитывать на свои знания, умения, навыки), защитить себя социально приемлемыми способами (поддержать в сложной ситуации ; успокоить в случае необходимости; отстоять собственное достоинство; не согласиться с несправедливой оценкой; доказать свою правоту). В своей совокупности эти важные умения помогут маленькому ребенку жить полноценной жизнью, чувствовать себя уверенно, быть самодостаточной.

8. Не относитесь к ребенку пренебрежительно, пренебрежительно. Никогда не считайте ее своей собственностью. Она должна как можно раньше ощутить свою значимость . Цените ее не только в моменты триумфа и побед, но и во время ее поражения. Учите малыша достойно выигрывать и проигрывать. Вырастая, он должен усвоить: не ошибается тот, кто ничего не делает. Если родители и педагоги не стесняются признавать свои ошибки, ребенок осознает, что ошибиться может каждый - и взрослый, и ребенок. Благодаря этому она перестает бояться ошибок, «отпускает себя», перестает быть скованной и напряженной. А это - шаг к творческому освоению жизни. Предоставьте малышу право на ошибку . Никогда не насмехайтесь над его неудачами, не стыдно в присутствии других, не оставайтесь глухи к его эмоционального состояния, не высказывает сомнений по поводу его способностей.

9. Доверяйте ребенку! Маленькое существо пока еще не умеет думать одно, чувствовать вторых, говорить третье, а делать четвертое. Толкуйте все, что она делает, с лучшей стороны, надейтесь на ее правдивость. Детская ложь - механизм личной защиты, с помощью которого ребенок пытается избежать неприятностей. Мудро поступает тот педагог, который обращается с воспитанниками искренне, демонстрирует им свою открытость, не использует оскорбительных наказаний, последовательный в своих требованиях. Если малыш доверяет взрослому, не боится его, он, скорее всего, будет переживать, что сказал неправду, признает это сам, попросит прощения.

10. Оценивая малыша, его качества, поступки, достижения, чаще говорите ему, чем он хороший , как можно реже и корректно указывайте на недостатки. Лучше один раз показать, как поступить правильно, чем многократно упрекать за ошибки и неточности. Мудрый воспитатель не сравнивает одного ребенка с другим, ведь они разные! Он сравнивает ее с ней самой - вчерашней, сегодняшней, вероятной завтрашней. Это, во-первых , лучше ориентирует малыша в возможностях своего роста, перспективах, ожиданиях в свой адрес родных и близких; во-вторых , поможет осознать, что все люди имеют свои отличия, сильные и слабые стороны, каждый чем-то сильнее, а чем-то слабее другого. Это наполнит растущую личность ощущением «нормальности» своего развития, сделает невозможным появление различных комплексов, способствовать ее спокойном продвижению по жизни.

11. Не спешите решать за малыша , с кем ему дружить, чем заниматься, как решать проблемы. Непоколебимая уверенность взрослого в своем праве все определять за ребенка опасна. Во-первых , волевое управления потребует в ней только то, что по мнению родителей и воспитателей понадобится ей в жизни (это очень субъективное суждение может оказаться ошибочным) все остальное - непонятные поезда, нереальные мечты, лишние интересы, высокая эмоциональная чувствительность, здоровые амбиции, чувство собственного достоинства, совестливость - отвергаются как ненужное, как такие, что только усложняют ребенку жизнь. Во-вторых , оно приучает малыша к мысли, что правда находится в чьих-то, а не своих руках, что от него самого в жизни мало что зависит; что все без исключения намерения, желания, планы ему принадлежит не только согласовывать с другими, но и получать разрешение на их реализацию. Это вызывает ощущение беспомощности, слабости, бесправия, тревожного ожидания растущей личностью ограничений, предупреждений, приписываемых взрослого.

12. окультуривает детские желания! Маленький ребенок - существо эмоциональное, легко увлекается, часто говорит: «Я хочу!» Хотеть она может многое - как важного для ее развития, целесообразного, так и малозначительного, что можно считать прихотью или вообще вредным для нее. Взрослому следует определиться с иерархией детских потребностей - чего малыш стремится в первую, чего - в последнюю очередь; понять мотивы его выборов - давно мечтал о желаемом; хочет того же, как у других детей; захотел что-то под влиянием ситуативного яркого впечатления и тому подобное. Целесообразно с детства объяснять малышу, что далеко не все человеческие желания реализуются, что культурная лицо умеет подождать исполнения желаемого, выявить элементарное самообладание, соотнести возможности со своими желаниями. Счастливой чувствовать ребенок, с первых лет своей жизни диференциюватиме пределы безопасного опасного , социально приемлемого-неприемлемого , принимаемого-осуждаемыми . Они будут для нее важными ориентирами для принятия целесообразных решений.

Подготовила воспитатель высшей категории Сенюк Н.Г.



Просмотров: 772