НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Ранняя профориентация дошкольника средствами экономического воспитания. Консультация для воспитателей ДОУ | автор: admin | 26 марта 2017 |

Категория: Школа

Неотъемлемой составляющей социализации современного ребенка является формирование его экономической грамотности. Ребенок уже в дошкольном возрасте сталкивается с экономическими проблемами в семье. Взрослые часто не задумываются над этим, считая ребенка еще мала, чтобы понять даже элементарные экономические понятия. Однако основы финансовой грамотности нужно закладывать в дошкольном учреждении.


Ознакомление детей с трудом взрослых происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, наблюдению­ния, общения со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических осо­ностей темперамента и характера, от воспитания и привития ди­тям ценностного отношения к труду у них формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

 Чем больше разных умений и навыков получит ди­тина в дошкольном возрасте, тем лучше она будет знать и оценивать свои возможности во взрослой жизни. Организуя образовательный процесс, надо стараться использо­вать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, стимулирующие познавательную активность детей.

Желательно знайомлювати детей с той или иной профессией на занятиях и в повседневной жизни с такими ее характеристиками:

- название профессии;

- инструментарий;

- обязанности;

- место работы;

- социальная роль;

спецодежда;

- профессиональная лексика.

Особенности социально-экономического образования дошкольников

    К системе мер по экономическому воспитанию стоит уже привлекать детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, используя при этом различные формы организации их жизнедеятельности. Так, в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста преобладают игровые методы, в частности дидактические игры экономического направления, а со старшими дошкольниками проводятся тематические занятия по экономике.

    Усвоение знаний из сферы финансов, в частности ознакомление с понятием «деньги», «цена», «стоимость», «обмен», «продажа» и тому подобное, эффективнее происходит во время проведения дидактических, настольно-печатных и сюжетно-ролевых игр. Тогда как осознание того, чего следует уважать результаты труда людей, дети успешнее усваивают в процессе трудовой и различных видов художественно-продуктивной деятельности.

Формы организации работы с экономического образования

  • тематические занятия разных видов, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-путешествия, экономические викторины;
  • экскурсии
  • дидактические и сюжетно-ролевые игры;
  • игровые импровизации;
  • игры-стратегии;
  • презентации индивидуальных проектов;
  • драматизация сказок;
  • художественно-продуктивная деятельность.

Основные структурные части занятия с экономического воспитания

1.  Введение. Подготовка к восприятию материала.

2.  Терминологическая часть. Раскрытие основных понятий, которые будут использованы на занятии.

3.  Игровая апробация материала.

    - для младших дошкольников - в основном дидактические игры;

    - для детей среднего дошкольного возраста - ситуативные игры;

    - для старших дошкольников - сюжетно-ролевые игры;         

4.  Основная часть. Проведение различных форм работы с детьми на выбор воспитателя; задачи по изобразительной деятельности, упражнения на формирование математических представлений, ознакомление с окружающей средой и тому подобное.

5.  Заключительная часть. Подведение итогов, объявление домашнего задания.

Формирование элементарных экономических знаний средствами игры

 Известно, что через игру дошкольник осваивает и познает мир. Она является тем механизмом, который превращает требования социальной среды в собственные потребности ребенка. Во время игры дошкольник подражает формы общественных отношений людей, постепенно осваивает моральные нормы поведения и начинает руководствоваться ими в своих отношениях со взрослыми и другими детьми.

 Во время различных игр дети обмениваются игрушками или другими предметами, продают их, покупают, работают с ними, тем самым обогащая собственный экономический опыт.

 С целью формирования элементарных экономических знаний и экономической культуры дошкольников следует использовать дидактические, настольно-дидактические и сюжетно-ролевые игры по таким темам, как:

  • Моя семья
  • Товар
  • Деньги
  • Мое селение
  • Ресурсы.

Активное участие дошкольников в специально организованных играх экономического направления - прекрасная возможность закрепить полученные знания на практике и расширить собственный опыт методом проб и ошибок. Поэтому мы пони­міємо, что ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть. Именно в процессе сюжетно-ролевой игры дети воспроизводят действия взрослых важную роль в работе по профориентации играют такие дидактические игры, :

- «Юные стилисты»;

- «Строители городов»;

- «Кому что нужно для работы?»;

- «Кто что дает?»;

- «История вещей. Из чего они сделаны?»;

- «Отгадай профессию» и тому подобное.

Совместно с детьми воспитателям нужно разыгрывать инсценировки-научить дошкольников правильно вести себя в определенных ситуациях, создавать художественные образы. Также необходимо задействовать детей к играм с куклами, одетыми в специальную одежду людей разных профессий. Игровые действия позволяют выяснить, для чего лю­дыни той или иной профессии нужны определенные элементы одежды.

Зачем строителю каска?

Зачем шахтеру каска с фонариком?

Зачем повару фартук и колпак?                                          

Зачем космонавту скафандр и тому подобное.

большой интерес дети проявляют к настольно-печатных игр, как: «Собери профессию», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где най­проще задача - нахождение среди разных картинок двух абсолютно­совершенно одинаковых - постепенно усложняется: дети должны объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. Так, в играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкі­ру?» дети подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.

Использование нетрадиционных форм работы

Одним из заданий Базового компо­нента дошкольного образования является вооружение ди­тей системой жизненно необходимых знаний, умений и навыков о профессии взрослых (развитие фонда «могу») и фор­мирования потребо-мотивационной сферы (разви­ток фонда «хочу»). Этому способствует такая форма работы с детьми, как заседание бизнес-клуба «Маленький бізнесмен». Такая форма работы дает детям возможность проя­вить свою индивидуальность, личностные качества, в игровой увлекательной форме закрепить знания. К тому же у детей развиваются такие психологические процессы, как логическое мышление, память, внимание.

Чтение художественных произведений

В формировании профориентации детей важную роль играет ли­зования художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заряжает энтузиазмом детей, формирует ценностное стал­ние к труду, пробуждает интерес, желание подражать персонажей литературных произведений, подобно им усердно трудиться.

Детям очень нравятся персонажи произведений Самуила Маршака  «Пожар», «Почта»; Сергея Михалкова «Дядя Степа - милиционер». А стихи Владимира Маяковского «Кем быть?», Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?» легко запоминаются, дети с удовольствием их декламируют.

Театрализованная деятельность по содержанию художественных произведений

Как итог усвоения содержания прочитанных произведений необходимо проводить  с детьми театрализованные игры. Особое удовольствие и радость дарят дошкольникам театрализованные представления, где дети являются и актерами, и зрите­лями. Такая нетрадиционная форма работы по профориентации позволяет активизировать даже стеснительных и неуверенных в себе детей, рас­крыть их потенциал. Совместно с детьми нужно разыгрывали такие воображаемые игровые ситуации, как «Путешествие сумки на колесах», «Бизнес семьи Економіс­тов», «Петушок и бобовое зернышко» тому подобное.

Наблюдения и экскурсии

 Формируя представления детей о мире экономических профессий, нужно проводить для них ряд экскурсий и бесед. Во время экскурсии до банка (банкомата) дети узнают, что такое банкноты, инкассаторская машина, деньги, кредит, проценты, чек, пластиковая карточка. Работники банка объясняют детям, что банк дает покупателям деньги в кредит для важных дел и покупок, как: обучение, квартира, покупка мебели и бытовой техники. Дети обращают внимание на форму банковских работни­ков: это строгость и деловой стиль. Очень интересуют детей первые попытки воспользоваться банкоматом.

Знакомя детей с профессией строителя, воспитатели организуют экскурсию к строительной площадке, где дети поспо­стерігають за работой строительной техники. Необходимо также провести экскурсию в магазин, где дети самостоятельно покупать товар, оз­мляться с трудом продавца, узнают какие предметы и орудия  пра­эти необходимые продавцу. Во время экскурсии в столярные дети будут наблюдать, как прямо на глазах деревянные дощечки превращаются в определенный столярный изделие, рассмотрят орудия труда плотника - молоток, гвозди, рубанок, стамеска, шурупы и тому подобное.

Знакомя детей с понятием «природные ресурсы», нужно организовать серию занятий на улице, во время которых дети узнают о влиянии человека на природу, значение труда дворника. Совместно с ди­тьмы необходимо помогать дворнику в поддержании чистоты на дворе дитя­чего сада.

Поскольку старшие дошкольники являются будущими первоклассниками, нужно организовать для них экскурсию в школу, посетить школьную библиотеку.

Формы сотрудничества с родителями

В выборе будущей профессии огромную роль играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Поэтому по­время проводят тесную работу с семьей, целью которой станет помощь родителям в осознании личностного и социального значения бать­ківства, ответственности семьи за настоящее и будущее ребенка. Взаимодействие с родителями постоянно необходимо направлять на развитие бать­ковская качеств, формирование умения пиз­навати своего ребенка, его способности, темпера­мент, страхи; осознание необходимости поддерживать ребенка во время преодоления трудностей. Нужно проводить консультации для родителей на темы: «Экономические про­фессии - все, что вы не знали», «Как­помочь ребенку выбрать профессию», «Кем вырастет ваш ребенок?». Работа над совместным проектом даст возможность родителям по-новому точки­нуть на образовательный процесс в дошкольном­м заведении и больше узнать о его особенностях. Формы работы с родителями: консультации; индивидуальные беседы; обсуждение проблем за круглым столом; семейные развлечения и праздники; анкетирование; тематические встречи; банк родительских профессий.

Подготовила воспитатель Малютина Е.В.



Просмотров: 814