НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Содержание и задачи формирования речевого этикета у дошкольников | автор: admin | 9 марта 2017 |

Категория: Школа

 

Первая младшая группа (3-й год жизни)

Образовательные задачи

Учить малышей активно употреблять слова вежливости: просьба («Прошу», «пожалуйста»), благодарности («Спасибо»), извинения («Извини (извините), пожалуйста»). Приучать детей здороваться и прощаться со взрослыми («Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «До свидания»). Во время разговора не употреблять слов типа «Ну», «Га», «Шо-шо» и др. Учить малышей вести разговор без лишних жестов и мимики, не вмешиваться в разговор взрослых и других детей.

Показатели компетентности ребенка

  • Употребляет слова просьбы, благодарности, извинения.
  • Здоровается и прощается с взрослыми и детьми.
  • Ведет разговор без лишних жестов и мимики.
  • Старается не употреблять в речи слов-паразитов (плохих слов).
  • Не вмешивается в разговор взрослых, имеет привычку подождать.

Вторая младшая группа (4-й год жизни)

Образовательные задачи

Вводить в активный словарь ребенка формы приветствия и прощания («Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «До свидания»)   формы глазу-ного просьбе («пожалуйста», «Прошу»), благодарности («Спасибо»), извинения («Извини (извините), пожалуйста», «Прости», «Простите»). Приучать детей здороваться и прощаться со взрослыми (доброе утро, добрый день, добрый вечер, до свидания). Ввести в активный словарь детей форму вежливого обращения на «Вы» к взрослым.  Во время обращения к взрослым или равно подростков смотреть в глаза, вести разговор без лишних жестов и мимики, не вмешиваться в разговор взрослых и других детей, говорить спокойно, естественным голосом, не задевать собеседника. 

Учить детей первыми здороваться со старшими, называя их по имени и отчеству; обращаясь к детям, называть имя ребенка. Учить во время разговора проявлять сдержанность, выслушивать собеседника до конца, не перебивая его.

Показатели компетентности ребенка

  • Активно употребляет слова вежливости: приветствия, прощания, благодарности, извинения.
  • Спокойно выслушивает собеседника, не перебивает его.
  • Говорит спокойным естественным голосом.
  • Ведет разговор без лишних жестов и мимики.
  • Не вмешивается в разговор взрослых и других детей, ведет себя сдержанно.
  • Здороваясь, называет имя ребенка, имя и отчество взрослого.
  • Обращается к взрослым на «Вы».

Средняя группа (5 год жизни)

Образовательные задачи

Обогащать словарь детей новыми формами речевого этикета в ситуациях приветствия («Привет», «Поздравляю тебя»), прощание («До встречи», «всего доброго», «Прощай»), знакомства («Давай познакомимся», «Как тебя (Вас) зовут?», «Меня зовут... А тебя?»), благодарности («Я Вам очень благодарен», «Еще раз спасибо»), просьба («Я тебя (Вас) очень прошу», «Будьте добры»), извинения («Извините, пожалуйста», «Прошу не обижаться на меня»).

Продолжать учить детей культуры речевого общения и взаимоотношений:

  • разговаривать спокойным, ласковым тоном, с улыбкой;
  • не вмешиваться в диалог старших;
  • разговаривать с детьми и взрослыми приветливо, тактично выражать отказ или несогласие;
  • некрасиво молчать, когда надо говорить и наоборот;
  • не использовать короткие ответы вроде «угу», «ага»;
  • не употреблять вульгарных и жаргонных слов, диалектов.

Показатели компетентности ребенка

  • Владеет речевым этикетом (приветствия, прощания, знакомства, благодарности, извинения, просьбы).
  • Старается не употреблять слов-вульгаризмов, жаргонных слов, диалектов.
  • Не вмешивается в разговор взрослых.
  • Разговаривает с детьми и взрослыми приветливо, с улыбкой.
  • Выражает несогласие или отказ спокойным голосом, тактично.

Старшая группа (6-й год жизни)

Образовательные задачи

Учить детей владеть различными формами речевого этикета: просьба («Если тебе не трудно помочь...», «не смогли бы Вы мне...?», «Сделайте мне одолжение»), поздравления («Поздравляю», «Хорошего здоровья»), знакомства («Я бы хотел (ла) с тобой познакомиться», «могу Ли я узнать твое имя?»), комплимента («У тебя сегодня красивое платье», «У тебя красивый вид»). Учить детей прежде, чем обратиться к незнакомых взрослых, спросить: «Извините, пожалуйста» или «прошу Прощения».

Вводить в словарь детей новые вежливые формы обращения к незнакомым и малознакомым взрослым (госпожа, господин, господа, сударь, сударыня); изучать новые формулы речевого этикета («Разрешите обратиться (спросить)», «Если позволите», «Какая приятная встреча», «Совет (ый) Вас видеть», «Как твои (Ваши) дела?»).

Учить детей контролировать свою речь: не отвечать или не выражать свое отношение к чему-то словами: ага, угу, ого, ой-ой.

Упражнять детей в соблюдении правил культуры речевого общения:

  • не вмешиваться в разговор взрослых;
  • выслушивать собеседника до конца;
  • не допускать пренебрежительного тона и грубых интонаций;
  • во время разговора не опускать голову, а смотреть в глаза, придерживаясь правильной позы, мимики, не делать лишних движений и жестов;
  • беседовать спокойно, непринужденно, тактично;
  • не употреблять слов-паразитов, вульгаризмов, диалектов.

Расширять представления детей о речевой этикет и его основные требования - вежливость, учтивость, внимательность, приличие собеседников.

Показатели компетентности ребенка

  • Владеет разными формами речевого этикета (приветствие, прощание, просьбы, извинения, знакомства, комплимента).
  • Умеет вежливо обращаться к незнакомым и малознакомым людям.
  • Контролирует свое вещание относительно употребления слов-паразитов, диалектов, вульгарных слов.
  • Придерживается культуры речевого общения и взаимоотношений.


Просмотров: 847