НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Морально-духовное воспитание дошкольников | автор: admin | 28 февраля 2017 |

Категория: Школа

Нравственно-духовное воспитание дошкольников


Руководство для родителей

 Сформировать основы нравственно-духовного воспитания маленькой личности помогут следующие советы родителям.

  • детей раннего возраста воспитывайте положительные взаимоотношения со взрослыми и детьми. Учите внимательно слушать взрослых, отвечать на их вопросы, выполнять их просьбы, указания, вежливо просить и благодарить, здороваться со взрослыми. Воспитывайте дружеские отношения между детьми, развивайте общительность, умение совместно действовать, вместе играть, воспитывайте навыки взаимопомощи, желание делиться игрушками и другими предметами.
  • младших дошкольников воспитывайте чувство симпатии и эмпатии к ровесников, интерес к их поступкам. Формируйте первые представления о правилах поведения в детском коллективе, а именно: понимать просьбу взрослого не шуметь и не кричать (крик мешает и пугает других); не толкаться и не драться (ребенку будет больно); уступать игрушками (играть рядом, не мешать другим, не отбирать игрушки); в спальне вести себя тихо (так можно разбудить тех, кто спит). Познакомьте детей с правилами отношений между собой: играться поочередно с игрушками, быть вежливым в общении, бережно обращаться с вещами, всегда делиться с другими детьми.
  • Детей среднего дошкольного возраста направляйте на воспитание потребности вести себя в группе, на улице, в общественных местах соответственно установленным правилам культурного поведения через ознакомление с правилами взаимоотношений с ровесниками и взрослыми, а именно: быть всегда внимательным к другим, если другой чем-то занят, не мешать ему, уступать место товарищу; обращаться к людям вежливо, спокойно, уметь выслушать совет, не перебивать других (особенно взрослых); не вмешиваться в разговор взрослых; во время разговора не опускать голову, не отворачиваться, спокойно выслушать, смотреть в глаза; делать другим приятное (поделиться сладостями, показать свою игрушку, прийти на помощь товарищу, извиниться, если случайно обидел).
  • Детей старшего дошкольного возраста побуждайте к соблюдению установленных правил культуры поведения и выполнения их без напоминания. Продолжайте формировать гуманные чувства и представления о доброте, отзывчивость, скромность; развивать заботливое отношение к людям, умение замечать горести или неудачи в товарищей и стремление им помочь. Учите детей быть внимательными к другим и приветливыми, играть дружно, помогать, если это нужно, ставить общую цель в совместных играх, труде и достигать ее. Учите ребенка соблюдать правила природо-пользования, правил безопасного поведения с животными. Побуждайте детей к организованности, дисциплинированности, самостоятельности в поведении и быту, ответственности и настойчивости в достижении целей.

Уважаемые родители! Поэтому надо заботиться о гигиену и «питательность» духовной пищи  не меньше, чем про еду телесные. Занимаясь безопасностью ребенка, ее следует всячески оберегать от распространенного ныне духовного суррогата, формировать тонкий художественный вкус, иммунитет и отвращение к так называемой «попсы» во всех ее видах и жанрах, до всего неискреннего и неприветливого, примитивного и грубого. И для этого не нужны длительные беседы и поучения - Ваше отношение, насыщение детской жизни лучшими художественными образцами (музыкой, песнями,  танцами, стихами, произведениями детского фольклора, картинами, детской художественной литературой, развивающими играми, познавательными беседами, поучительными мультфильмами и т. п) и примерами христианской морали, которые сами вытесняют из интересов ребенка все низкое, приземленное, примитивное, циничное, помогают формировать ее духовные потребности и ценности.

Сегодня, когда в Украине главные христианские праздники (Рождество, Пасха, Троица отмечаются на государственном уровне и христианские традиции все увереннее входят в наш быт, дети с первых лет своей жизни оказываются в среде, насыщенной информацией о Иисуса Христа, Библию.

Много ученых и практиков предлагают сегодня интегрировать в контекст духовного развития дошкольников элементы религиозного просвещения (чтение поучительных Библейских историй и рассказов; толкования Заповедей Христовых; изучение колядок и щедривок, подготовка к празднованию Рождества; Пасхальные празднования по росписи писанок и освящением Пасхи; семейные празднования Троицы с уборкой помещений клечальной зеленым зельем; поход с семьей в церковь на Спаса для освящения фруктов и маковок-оберегов; народные празднования Андрея с кусанием Калиты и веселыми играми мальчиков и девочек; подготовка к празднику Николая с предыдущим написанием писем к нему и др), не прибегая к собственно религиозного воспитания и соблюдения религиозных обрядов, поклонения иконам, заучивание молитвенных текстов и тому подобное. Такие духовные запросы могут удовлетворяться в условиях семейного воспитания, ведь право родителей - определять, к какой религии и в какой способ привлекать своего ребенка (конечно, не нарушая никаких ее прав, без насилия и принуждения).

Книга - незаменимое средство нравственно-духовного воспитания дошкольников. Чрезвычайно важным является правильный отбор произведений для чтения детям. Самая первая и самая важная среди книг духовного содержания с «Библия для детей». Она обязательно должна занять достойное место в жизни каждого ребенка. Однако, считаем, что ознакомление с этой книгой должен начаться не в детском садике, а в семье, в искренней доверительной беседе между родными людьми.

Родители и педагоги должны максимально эффективно использовать дошкольное детство и сегодняшнюю ситуацию в Украине, связанную с военными действиями на Донбассе, для формирования духовной культуры каждого ребенка на уровне его возрастных и индивидуальных возможностей.

Подготовила воспитатель Тимошок Л.Д.



Просмотров: 687