НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Инклюзивное образование в условиях ДОУ | автор: admin | 10 марта 2017 |

Категория: Школа

Инклюзивное образование - это система образовательных услуг, которая основывается на принципе обеспечения основного права детей на образование и права учиться по месту жительства, что предполагает обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, в частности ребенка с особенностями психофизического развития, в условиях общеобразовательного учреждения .

Инклюзивное обучение обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями в ДОУ за счет применения методов обучения, учитывающих индивидуальные особенности таких детей. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равноценное отношение ко всем людям, но создает специальные условия для детей с особыми потребностями. Полученные вне социума знания и умения не могут помочь детям с особыми образовательными потребностями полностью адаптироваться в обществе, подготовиться к преодолению неизбежных жизненных трудностей, а, следовательно, реализоваться в полной мере как равноправные и полноценные члены общества.

Дети с особыми образовательными потребностями активно включаются в образовательный процесс. Они постигают основы независимой жизни, усваивают новые формы поведения, общения, взаимодействия, учатся проявлять активность, инициативу, сознательно делать выбор, достигать согласия в решении проблем, принимать самостоятельные решения.

  Одним из аспектов инклюзивного образования является обеспечение эффективности обучения детей с особенностями психофизического развития в ДОУ. Внимание уделяется социализации детей этой категории. Дети с особыми потребностями становятся частью нашей жизни, они включаются в группы общего развития. К ним относятся как к равным и как таких, что заслуживают на уважение и восприятие их такими, как они есть.

Инклюзия базируется на концепции «нормализации», в основе которой - идея, что жизнь и быт детей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближены к условиям и стилю жизни всей возрастной группы. Принципы «нормализации» закреплены рядом международных правовых актов: Декларация ООН о правах умственно отсталых (1971), Декларация о правах инвалидов (1975), Конвенция о правах ребенка (1989) и др. В частности, Декларация ООН о правах умственно отсталых является первым нормативно-правовым документом о признании лиц с нарушениями психофизического развития общественно полноценной в социальном смысле меньшинством, которая нуждается в социальной и правовой защите.

Особенности инклюзивного дошкольного образования

Анализ зарубежной практики свидетельствует, что инклюзивное образование в первую очередь является возможностью для детей с нерезко выраженными нарушениями психофизического развития. Это, в частности:

  • отдельные формы задержки психического развития;
  • определенные речевые отклонения;
  • снижение слуха или зрения;
  • несложные опорно-двигательные недостатки;
  • нарушения эмоционально-волевой сферы.

Если такие дети имеют сохраненный интеллект, самостоятельно себя обслуживают, адекватно контактируют со сверстниками, имеют семейную поддержку, то, при условии профессионального психолого-педагогического сопровождения, они вполне могут усваивать культурный опыт в среде здоровых сверстников. В соответствии с Концепцией развития инклюзивного образования в Украине осуществляется активный поиск и внедрение эффективных путей социального взаимодействия детей, нуждающихся в коррекции психофизического развития с их здоровыми сверстниками. Первыми, кто замечает проблемы и трудности в развитии ребенка есть родители, врачи-педиатры, воспитатели. Поэтому очень важно, чтобы они не тянули, не ждали спонтанное устранение порока, а обратились к специалистам.

Консультацию по раннему развитию ребенка, создание необходимых для нее условий, при необходимости - и помощь, можно получить в психолого-медико-психологических консультациях. Для этого родителям не нужно никаких направлений и разрешений. Они могут посетить ПМПК по собственной инициативе. Чем раньше ребенок получит необходимую помощь (педагогическую, психологическую, медицинскую), тем легче будет ее структура дефекта, тем лучше она будет развиваться. Важно, чтобы и воспитатели ДОУ вовремя замечали проблемы поведения детей, трудности в обучении и советовали родителям посетить специалистов ПМПК. Именно они помогут определить, что вызвало трудности или недостатки в развитии ребенка, привело к проблемам школьного обучения: посоветуют, какие условия создать в семьи, детском саду; окажут коррекционную помощь или посоветуют специальное заведение для этого. Принимать решения об учреждении для ребенка с психофизическими нарушениями имеют родители вместе со специалистами ПМПК. При этом необходимо учесть очень много факторов,в частности:

-         категория аномального развития;

-         возраст ребенка;

-         конкретный клинический диагноз;

-         наличие сопутствующих отклонений;

-         состояние соматического здоровья;

-         интеллектуальный степень;

-         особенности психического и физического развития;

-         потребности и возможности ребенка.

то Есть, нужно рекомендовать заведение с учетом сугубо индивидуальных особенностей развития ребенка и потребностей семьи. Большое значение для правильной постановки диагноза, выбора формы организации обучения, реализации индивидуального подхода приобретает психолого-педагогическая характеристика на ребенка, написанная педагогами ДОУ, в котором она находилась. Ведь в процессе систематического обучения и воспитания ребенка наиболее ярко проявляются ее способности, проблемы и трудности. К составлению документа может быть вовлечен и психолог, если он систематически работал с ребенком. Подытоживая изложенное, воспитатель может заметить своего предположения относительно причин, обуславливающих отставание ребенка в развитии, трудности и пробелы в усвоении программы дошкольного учреждения. Однако, никаких диагнозов, даже в виде предположения, педагог не формулирует, поскольку недостаток ребенка. ее конкретный клинический диагноз, устанавливают коллегиально работники ПМПК на основании детального изучения материалов личного дела, карточки развития ребенка, медицинских документов, рисунков ребенка, психолого-педагогической характеристики и результатов обследования ребенка.

Если коррекционные педагоги, практические психологи, специализирующиеся на коррекционной работе, специалисты по работе с такими детьми, и воспитатели дошкольных учреждений зачастую не имеют ни психологической, ни методической готовности к инклюзии. Поэтому в ДОУ должна осуществляться специальная подготовка педагогического персонала. Опыт других стран убедительно доказывает, что для тех специалистов, которые уже работают в учебных заведениях, эффективными звеньями такой подготовки являются курсы повышения квалификации, теоретические и практические семинары, тренинги. Содержанием такого образования должны быть основы коррекционной педагогики и психологии, с определенными методическими аспектами.

Воспитатели ДОУ должен знать:

  • подходы государства и общества к организации образования детей, имеющих недостатки психофизического развития;
  • основные понятия коррекционной педагогики и специальной психологии;
  • особенности и закономерности развития различных категорий лиц с психофизическими нарушениями;
  • комплексное психолого-педагогическое изучение детей;
  • дифференцированные и индивидуальные механизмы и приемы дошкольного коррекционного обучения и воспитания каждой категории детей;
  • содержание и методы работы с семьями воспитанников.

С целью реализации инклюзивного образования воспитатели должен уметь:

  • осуществлять мониторинг развития детей, имеющих трудности в усвоении знаний, разных видов деятельности и адекватно оценивать причины, которыми вызваны эти трудности;
  • свогчасно выявить отклонения в развитии дошкольников и под руководством коррекционного педагога участвовать в осуществлении правильного психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в коррекции психофизического развития;
  • осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам с нарушениями психофизического развития;
  • формировать готовности здоровых дошкольников к позитивной совместной взаимодействия со сверстниками, которые нуждаются в коррекции психофизического развития;
  • проводить работу с родителями о предоставлении им правдивой информации о лиц с нарушением психофизического развития.

  Результаты исследований многих ученых свидетельствуют, что умственное, эмоциональное и социальное развитие детей с психофизическими недостатками напрямую зависит от позитивного отношения к ним, их понимание и принятие педагогами, родителями и здоровыми детьми. Благоприятное социальное и развивающее среда является одной из исходных условий решения проблем инклюзивного образования. Поэтому обеспечение такой среды - одна из задач психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в коррекции психофизического развития.

Работа  с детьми, имеющими особые образовательные потребности, осуществляется с помощью следующих методов:

  • беседа,
  • убеждение,
  • рассмотрение проблемных ситуаций,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • просмотр специально отобранных видеосюжетов.

Поскольку ребенок-дошкольник - это зеркало семьи, то соответствующую работу нужно провести и с родителями здоровых детей, формируя у них положительное отношение к пребыванию в группе детей с особыми потребностями. Итак, инклюзивное дошкольное образование - это одна из реалий нашей жизни. Однако, нужно помнить, что ее эффективность зависит от многих условий, главным из которых является комплексный психолого-педагогическое сопровождение. С целью внедрения системы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, обучающихся в условиях инклюзивного образования, важным является организация и осуществление комплексного подхода, реализация которого предполагает:

 1. Поэтапное внедрение инклюзивного образования, которое требует проведения необходимых психосоциальных и педагогических мероприятий, а именно:

  • Психодиагностический этап:

- диагностика уровня развития детей (выявление индивидуальных особенностей психического, физического, интеллектуального развития; уровня развития психических процессов; диагностики социальной зрелости, интеллекта, стиля взаимодействия педагогов и родителей с ребенком);

- тестирование и анкетирование педагогов и родителей на предмет готовности к осуществлению инклюзивного обучения; изучение особенностей семьи, в которой воспитывается ребенок;

- психолого-педагогическое наблюдение за особливосгями социального взаимодействия ребенка в группе сверстников.

 2. Оформление документации для осуществления психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми потребностями:

  • банка данных детей в соответствии с особенностей и имеющихся нарушений;
  • карты здоровья и развития ребенка;
  • психологической карты индивидуального развития ребенка;
  • социального паспорта семьи, в которой воспитывается ребенок;
  • дневника наблюдения за ребенком в учебном заведении;
  • дневника наблюдения за состоянием здоровья и поведением ребенка дома.

3. Разработка и утверждение индивидуальных программ обучения и развития с рекомендациями для педагогов и родителей, разработанных при участии различных специалистов (врача, психолога, социального педагога, педагога-дефектолога, учителя-логопеда).

4. Создание собственной учебно-методической и информационной базы, а именно:

- банка данных учебных и воспитательных программ;

- механизма обеспечения получения оперативной информации об уровне здоровья, обучение и развитие ребенка с особыми потребностями.

5. Мониторинг результативности, который предусматривает применение следующих методов:

  • дидактического - изучение результативности различных сторон учебно-воспитательного процесса;
  • воспитательного - прослеживание эффективности воспитательного процесса, системы взаимоотношений его участников;
  • управленческого - проследить за характером взаимоотношений на различных управленческих уровнях в системах: руководитель - педагогический коллектив», «руководитель - дети», «руководитель - родители», «руководитель - внешняя среда»;
  • соціапьно-психологического - слежение за системой коллективно-групповых взаимоотношений, за характером психологической атмосферы педагогического коллектива, психологического состояния детей, родителей;
  • медицинского - отслеживание динамики состояния здоровья ребенка с особыми потребностями.

6. Выявление и прогнозирование возможных проблем, среди которых могут быть следующие:

- возникновение сопротивления новому среде со стороны ребенка, для снятия которого нужно включать разработку дополнительных образовательных ресурсов;

- возникновение внутренних и внешних конфликтов между педагогом и ребенком, педагогом и родителями в результате работы с проблемой «особого ребенка».

7. Разработка путей коррекции возможных негативных последствий:

 - планирование резерва времени для пересмотра спланированных форм, методов, приемов работы с детьми и их родителями;

- обстоятельное объяснение родителям и педагогам преимуществ инклюзивного образования;

- реорганизация индивидуальных психолого-педагогических программ сопровождения детей, которые обнаруживают соответствующие проблемы;

- отслеживание результативности внедренных изменений.

Советы и рекомендации воспитателю, в группе которого учится ребенок и особыми потребностями

1. Научиться толерантно относиться к особым детям, но ни в коем случае не акцентировать внимание на ребенке.

2. Способствовать тому, чтобы каждый ребенок почувствовал себя приемлемой.

3. Способствовать созданию в детском коллективе атмосферы доброжелательности, справедливости и терпимости.

4. Оказывать индивидуальную поддержку, но при этом не отделять детей с особыми потребностями от основной группы детей.

5. Стараться приблизить учебные задачи к потребностям и возможностям ребенка.

6. Сотрудничать с другими педагогами и специалистами (логопедом, психологом, врачами) и родителями в одной команде.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка с особыми образовательными потребностями

Психолого-педагогическая характеристика должна соответствовать следующим требованиям:

- итог наблюдений;

- отбор фактов;

- систематизация фактов и выводы педагога;

- характер изложения;

- положительные стороны ребенка;

- индивидуальная работа с ребенком (кто проводил с специалистов);

 - объем характеристики (должна быть краткой, но убедительной).

 

Подготовила воспитатель Семенюк Г.Ф

Просмотров: 825