НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Индивидуалки Ростова

Жадный ребенок или хозяин своих вещей | автор: admin | 22 сентября 2016 |

Категория: Статьи, Детский сад


На наш сайт поступил вопрос: «Мальчик 3,5 лет воюет за игрушки и прячет машинки в шкафчике. Как быть родителям?

Уточните, пожалуйста, с какого возраста у ребенка формируется чувство

собственника
и способность делиться? Я видела в магазине серию «Семь гномов», в которой есть пособие Бурмистровой Л. «Я не буду жадным» для занятий с детьми 3-4 лет.

На одной из встреч в «Родительской академии» у Вас я услышала, что в 3-4

года ребенку нельзя внушать необходимость отдавать свое, так как может

развиться жадность. Интересно Ваше мнение по этому вопросу и по поводу

этой книги, в частности».

«Это мое!» или чувство собственника

Можно сказать, что с самого рождения в нас заложено чувство собственника. Видели ли вы когда-нибудь малыша, который бы никогда не сказал « Это моя мама!». 

Даже когда ребенок не умеет говорить, для него очень важно иметь своего взрослого. Это называется здоровой привязанностью и формирует базовое чувство доверия к миру. 

К 2 годам ребенок активно познает предметный мир, учится с ним и через него взаимодействовать. От родителей ребенок узнает, что нужно делать, чтобы появилась новая игрушка.

В одних семьях покупки планируют, у ребенка спрашивают, что он хочет получить в подарок. Вместе обсуждают, что делать с игрушками, которые стали не интересны. Ребенок сам решает, как хранятся его игрушки. 

В других семьях игрушки появляются неожиданно для ребенка. Родители стараются сделать сюрприз приятный, угадав, что ребенок хочет или узнав у кого то, что сейчас полезно для развития. Ребенок начинает считать, что другие должны знать его желания и угадывать.

Точно так же игрушки могут пропасть, если мама посчитала, что они стали лишними, или папа решил так наказать ребенка, отобрав у него игрушки. у ребенка развивается страх неопределенности, отказ от прогнозирования.

В первом случае родители формируют модель поведения хозяина, передают ребенку ответственность за вещи. Так развивается чувство безопасности, которое основано на том, что ребенок знает, у него есть его игрушки, которые никуда без его ведома от него не денутся. Ему спокойно. И он спокойно может принять тот факт, что у другого ребенка тоже есть вещи и игрушки, которые если он не захочет, он никому не даст.

Таких детей сразу видно в песочнице. Они расслаблены, с интересом играют в свои игрушки, с удовольствием наблюдают за игрой других детей, учатся у них, копируют что-то. Часто сами предлагают свои игрушки, веря, что вернут. Спокойно реагируют на отказ одних делиться и подходят к другим.

Во втором случае, ребенок всегда напряжен и возбужден. Он ждет, что ему скажут как надо делать. Он старается угодить в ожидании того, что похвалят, что будет сюрприз. И очень сильно расстраивается, если не похвалили, если сюрприз не тот. А разочарования происходят очень часто, так как родители и другие люди не читают его мыслей.

Когда у ребенка есть игрушка, только что подаренная мамой, он не может самостоятельно оценить её ценность. Ему нужно, чтоб кто-то тоже её захотел. Тогда малыш поймет, что у него стоящий подарок. Он подходит к другому ребенку, хвастается, чтоб увидеть реакцию. Но делится-то он не хотел. А другой ребенок не понимает. Растет напряжение. Конфликты.

Ребенок и один не может играть, и с другими не может договориться. Ему говорят: «Делись, дай поиграть ». А как делиться, если самому нужно. Но делится надо, чтобы быть «хорошим». Он старается угодить другим и думает, что остальные также будут стараться для него. Но другие дети очень редко так делают. И малыш сильно обижается, если другие не делятся.

Хозяин своих вещей

Если мы хотим, чтобы ребенок научился быть хозяином своих вещей, любил порядок в своих вещах, и был спокоен и доброжелателен, то нам нужно в семье создать необходимые условия, а именно:

  • Рассказать, что принадлежит только ему (игрушки, одежда, кроватка, горшок). Рассказать, что он может с этим сделать, не спрашивая у родителей (подарить, сломать, выкинуть, перестроить, использовать по другому назначению и др.)

Прежде чем купить новую игрушку или какие-либо вещи ребенку и тем самым «осчастливить» его, спросить у него: тебе какая игрушка нужна? Часто бывает, что родители покупают, то, что сами считают нужным, а потом удивляются, почему ребенок не оценил их подарок, а ему, возможно, – это было совсем не нужно. 

  • Не выкидывать и не прятать те вещи и игрушки, которые принадлежат ребенку.
  • Предоставить ребенку место для хранения его вещей и игрушек. Рассказать: «Это твой ящик. Здесь хранятся твои игрушки».
  • Обсуждать с ним порядок на его территории. Научить ребенка ценить порядок не значит сказать ему, что как правильно разложить. Научить наводить порядок, значит, научить чувствовать территорию, любить её. Родителю нужно задавать вопросы: где ты хочешь, чтобы это вещь лежала? Как тебе нравится? И другие…
  • Давать ребенку столкнуться с последствиями беспорядка.

     

Так формируется чувство собственника, хозяина. Когда есть спокойствие, что с твоими игрушками все в порядке, что ты ими сам распоряжаешься, появляется и желание делиться (где то к годам 4- 5).

Он сможет тогда сказать: «Я даю вам свои игрушки и свою любовь от чистого сердца», а не потому, что боюсь, что со мной никто не будет играть, и не потому, что мама заставила и воспитатели требуют


Автор: Ливенцева Елена Николаевна
психолог, руководитель проекта "Родительская академия"

Просмотров: 896