НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Индивидуалки Ростова

Проект «Счастливое родительство» | автор: admin | 19 сентября 2016 |

Категория: Статьи, Коллегам


Период беременности — это период благоприятный для изменения самосознания женщины, направленный на принятие новой социальной роли и формирования чувства привязанности к ребенку. Это основа закладывания первоначальных отношений с ребенком, основа психологического принятия его как самостоятельного человечка после рождения.

Особая роль отводится подготовке женщины к материнству, а также профилактике и коррекции нарушенной материнской сферы.

Необходимость введения проекта вызвана снижением уровня готовности к материнству. Карьерный рост , стремление женщины к самореализации в общественных сферах отодвигают на второй план основное природное предназначение женщины, не дают ей прожить полноценно состояние беременности, прочувствовать взаимодействие с малышом, принять его как самостоятельного человечка внутри ее. Недостаточно пробуждаются здоровые природные механизмы деторождения, не закрепляясь, быстро угасают после рождения первого ребенка.

Нельзя игнорировать факты нарастания девиантного материнства.

Об этом свидетельствуют данные статистики по г. Череповцу

Падение рождаемости, огромное число семей из одиноких матерей, лавинообразное увеличение числа сиротеющих детей при живых родителях, рост случаев жестокого обращения с детьми.

Поэтому проблемам девиантного материнства важно уделить особое внимание.

Сюда включаются следующие проблемы:


  • проблемы усиления отдельных компонентов материнской готовности, их гармонизация

  • проблемы, связанные с адаптацией к беременности и рождению ребенка (повышенный уровень тревожности, страхи, депрессивные состояния и др.)

  • проблемы, связанные с нарушением материнско — детских отношений

  • проявление открытого пренебрежения к детям, насилия

  • проявление скрытого отвержения детей, которые служат причинами эмоционального неблагополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии

  • проблемы, связанные с женщинами, отказывающимся от своих детей

  • проблемы раннего подросткового материнства

  • проблемы материнства одиноких женщин рождающих ребенка

  • проблемы, связанные со снижением уровня готовности к материнству

Особая роль отводится подготовке женщины к материнству, профилактике и коррекции нарушенной материнской сферы.

Своевременное выявление отклонений от адекватного материнского поведения во время беременности и их коррекция являются неотъемлемой частью программы.

Следующим шагом является сопровождение мам с нарушением готовности к материнству после рождения ребенка. Закрепление позитивных результатов после коррекционно — профилактического курса требует поддержки женщины после рождения ребенка. Реальная помощь в выстраивании детско — материнских отношений, психологическая поддержка матери и ребенка.

Место проекта в стратегии службы и выполнении ее миссии

Исходя из позиций системно — структурного подхода проект «Счастливое родительство» является частью (подсистемой) проекта «Дорога к дому».

Направлен на раннюю профилактику и коррекцию нарушений в материнской сфере и
создание условий для развития здоровых и гармоничных отношений «мать — дитя» на всех стадиях беременности и подготовки к родам.

Цель: Подготовка женщины к материнству, профилактика и коррекция нарушенной материнской сферы. Подготовка к родам. Сопровождение женщины и ребенка после рождения.

Основные задачи:

1. Диагностика индивидуальных особенностей материнской сферы

2. Прогнозирование во время беременности отклонений от адекватного
материнского поведение и их коррекция


  • Интеграция и усиление взрослого «Я» беременной; его дифференциация от внутренних переносов и деструктивных идентификационных чувств

  • Помочь отделению от внутреннего образа своих родителей и своего детского «Я» (разрешить себе стать взрослым и независимым человеком)

  • Чувство доверия к собственному телу и возможность управлять им (получение нового опыта телесного и эмоционального выражения)

  • Помочь осознать жизненные сценарии и личностные смыслы, ценности: (ранжирование списка ценностей, работа с семейным пространством)

3. Помочь достигнуть равновесия в эмоциональных переживаниях беременной женщины, преодолеть негативные переживания, страхи, поошрять открытое выражение чувств вербальными и невербальными средствами.

4. Оптимизация содержания и динамики развития материнской сферы женщины, включая мать и ребенка как членов единой системы


  • Способствовать осознанию себя как матери (как активного субъекта вынашивания ребёнка и подготовка к его рождению)

  • Способствовать выстраиванию родительской позиции женщины.

  • Способствовать динамике изменения отношений к ребёнку, от полной слитности с самой собой («моя беременность») к осознанию его как существа отдельного наделённого собственной субъективностью(«Я мать этого ребёнка»).

  • Выстраивание системы коммуникаций с ним.

  • Понимание потребностей своего дитя, которое не совпадает с материнским

  • Оказание помощи на всех этапах развития материнско — детского взаимодействия

5. Способствовать формированию материнской компетентности:


  • учитывать потребности ребёнка и знать как реагировать на них.

  • передача знаний о внутриутробном развитии ребенка, о правилах ухода за младенцами, о воспитании и обучении.

  • информирование о процессе родов и методах самоконтроля и поведения в родовом процессе.

6. Укрепление здоровья будущей мамы

  • гимнастика адаптационная, остеопатическая с элементами массажа,

  • система дыхательных и мышечно — релаксационных упражнений

  • тренировка пластики, движения под музыку.

7. Обучение принципам здорового образа жизни (питание и отдых, приемы самовосстановления)

8. Нормализация психофизиологических процессов организма беременных и подготовки к родам с использованием биологической обратной связи (БОС)

9. Сопровождение мама и дитя для закрепления результатов коррекционно- профилактического курса

Достижение следующих результатов:


  • Понижение уровня ситуативного и личностного тревожного состояния беременной женщины ( и мужчины) в ожидании родов, наличие ресурсов(внутренних и внешних)

  • Формирование психологической связи «мать-ребенок» и овладения будущими родителями способами этой связи в аспекте пренатального воспитания ребенка

  • К концу беременности у матери должна быть сформирована психологическая позиция, которая будет способствовать принятию ребёнка во всех его проявлениях, пониманию его индивидуальных потребностей и особенностей, осознанию ответственности за жизнь и развитие будущего ребёнка

  • Улучшение (нормализация) психофизиологических процессов организма беременных и подготовки к родам с использованием биологической обратной связи (БОС), (улучшение показателей по системе баллов)

  • Количество беременных женщин, прошедших курс обучения

  • Количество занятий проведенных на приборах БОС

  • Количество индивидуальных консультаций
  • Количество женщин, прошедших занятия по сопровождению

Основные особенности проекта :

Комплексная организация помощи и поддержки беременной женщине.

Проект осуществляют опытные специалисты : психологи, врачи — психотерапевты, врачи — акушеры, врачи — неонатологи, педагоги.

Оказание помощи на всех этапах развития материнско — детского взаимодействия.

При проведении курса «Счастливое родительство» для беременных из групп риска используются разнообразные формы работы:


  • Диагностика психологического состояния женщин во время беременности и после родов

  • Психолого — педагогический тренинг по усилению материнской готовности с элементами телесно — ориентированной психотерапии, сказкотерапии и арттерапии

  • Просветительские занятия по оздоровлению ребенка и мягкой адаптации к окружающему миру

  • Занятия с элементами практических умений по воспитанию ребенка до и после рождения

  • Практическая подготовка женщин к родам (обучение технике дыхания в родах, облегчающие позы, массаж болезненных точек)

  • Гимнастики (остеопатическая, адаптационная)

  • Индивидуальные занятия на приборах БОС

  • Просмотр видеофильмов

  • Индивидуальное консультирование

  • Сопровождение — патронаж после рождения ребенка

  • Помощь в решении семейных психологических проблем


Автор: Орлянская Ирина
психолог

Просмотров: 1007