Территориальная социальная служба | автор: admin | 19 сентября 2016
Категория: Проекты и услугиТрудности, с которыми к нам обращаются:Руководитель проекта «Территориальная социальная служба»: Кудряшова Зоя Эдуардовна
у ребенка: трудности в школе, уходы из дома, конфликты со сверстниками, отсутствуют необходимые документы, не оформлено гражданство, правонарушения и др.
в семье: угроза лишения родительских прав, зависимости, низкий достаток в семье, жестокое обращение, родители (родитель) не работают и др.
Территориальная социальная служба
Трудности, с которыми к нам обращаются:
- у ребенка: трудности в школе, уходы из дома, конфликты со сверстниками, отсутствуют необходимые документы, не оформлено гражданство, правонарушения и др.
- в семье: угроза лишения родительских прав, зависимости, низкий достаток в семье, жестокое обращение, родители (родитель) не работают и др.
Как ведется работа с семьями?
Основной подход, который мы используем, к решению семейных проблем, это – индивидуальное сопровождение семьи. Специалисты проекта выходят на дом, разговаривают о трудностях, возникших в семьях.
На базе нашей службы также существует консилиум. Но это только инструмент в социальной работе, служащий для эффективной координации деятельности разных служб, учреждений или организаций в отношении конкретных семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Не исключено участие самой семьи в таком консилиуме.
Одной из новых форм работы территориальной социальной службы с 2009 года стали детско-родительские группы. В чем заключается суть этой формы работы с семьей? Часто проблемы возникают из-за того, что в семье взаимоотношения между детьми и родителями нарушены.
Нередко отсутствие взаимопонимания возникает на фоне пренебрежения нуждами ребенка. В этом случае и могут помочь совместные занятия родителей и детей в группе. В таких группах особое место отводится совместной деятельности больших и маленьких представителей семьи по интересам.
Например, в нескольких семьях возникает проблема проявления ребенком эмоций. Мамы и папы, постоянно одергивая ребенка – «не шуми», «не кричи» добиваются того, что он разучивается проявлять эмоции, но зато может легко научиться врать. На этом фоне возникают и другие проблемы взаимоотношений.
На занятиях таких групп родители учатся принимать эмоции ребенка, понимать, что малышу нужна эмоциональная разрядка. Специалисты проекта учат детей и взрослых выстраивать границы отношений, создавая новые конструктивные модели взаимодействия.
Мы не пытаемся учить семьи, как жить. Мы помогаем семье понять, в чем заключается проблема, а решать ее они могут лишь сами с нашей поддержкой. Как сделать неблагополучные семьи благополучными, никто не знает. Раньше применялось либо увещевание, либо наказание. Если мама не справляется с ребенком, не ходит в школу, применяет к ребенку противоправные действия – ее ждало административное наказание. А мама просто не знает, что делать, и не умеет по-другому.
Мы изучаем потребности и нужды детей в таких семьях, а также помогаем самим семьям увидеть и признать свои потребности, проводим беседы, не давая рекомендаций – «как быть» и «что делать», а задавая открытые вопросы. После чего родители начинают задумываться.
Изменения в семьях
Естественно, быстрых изменений ждать не стоит, это меры, рассчитанные на внутреннюю работу всех членов семьи. Сейчас мы разработали технологии работы и методики на основе психологических исследований собственного опыта и специалистов других заинтересованных учреждений, и не только в нашем городе.
Мы помогаем семье увидеть внутренние ресурсы, как родителей, так и детей. Взаимопонимание, поддержка, умение найти общий язык – это все было когда-то в этой семье или в семьях, из которой происходят мамы и папы. Надо либо вспомнить об этом, либо научиться этому заново.
Как функционирует семья? Стоит измениться одному ее члену, и все сообщество начинает постепенно меняться. Если после беседы со специалистом проекта семья решает измениться, родители заключают с территориальной социальной службой договор, где прописывается, с какой проблемой они хотят поработать и на каких условиях.
Этот проект по-своему уникален. Его отличие от других заключается в том, что специалистами проекта используется методы социального проектирования и развивающего диалога для того, чтобы семьи стали социально активными и ответственными и научились самостоятельно разрешать свои трудности с уважением прав других людей.
Мы изначально следуем принципу, что каждая семья имеет право на существование и жизнь такую, какую она выбирает сама. Важно принимать семью такой, какая она есть, даже если люди в ней не в состоянии измениться. Мы не настаиваем на сотрудничестве с нами, мы уважаем их права принимать решение, делать выбор, отказаться от сотрудничества. Если члены семьи понимают, что перемены необходимы и для чего они нужны, значит, цель близка и нужно работать.
Территориальная социальная служба – один из проектов Программы «Дорога к дому», который реализуется на базе МСПДМ «Восхождение».
Проект «Территориальная социальная служба» существует и развивается с 2005 года. В настоящее время в службе 7 специалистов по работе с семьями, на каждого приходится примерно 10 семей.
Один из примеров нашей работы с семьей
Семья Орловых узнала о нас в детском саду, который посещала их старшая дочь. Семья находилась в трудной жизненной ситуации: не было средств на оплату детского сада, покупку необходимых вещей и продуктов; папа имел случайные заработки, мама не работала; частые скандалы, драки между родителями на глазах у детей.
В начале сотрудничества специалиста с семьей мама находилась в подавленном состоянии и не видела перспектив развития своей семьи. Страх, апатия, обида, раздражение – чувства, которые испытывала мама тогда.
На запрос мамы экстренно был организован консилиум, куда были приглашены специалисты учреждений профилактики социального сиротства, безнадзорности и беспризорности. На консилиум пришла и сама мама. Соблюдая принцип конфиденциальности, с разрешения клиентки, были исследованы трудности семьи и намечены основные направления работы с семьей.
В результате сотрудничества за год работы, в семье произошли следующие изменения:
- Мама и папа стали посещать психолога.
- Мама с детьми посещала детско-родительские группы.
- Родители оформили талоны на питание в МУ «Центр социальной помощи семье и детям».
- Оба ребенка пошли в детский сад.
- Родители сами нашли работу.
- Отношения в семье улучшились: драки прекратились, дети стали спокойнее.
Просмотров: 4336