Нестандартный ребенок. Что делать? | автор: admin | 23 сентября 2016
Категория: Статьи, Воспитание детейСитуации из практики.
***
… - Я пришел из школы и думал, каким я буду гениальным художником. И думал три часа подряд.
- А посуда немытая? А чайник поставить – мы же с работы возвращаемся!
- Я вообще не видел никакой посуды! И о вас я не помнил.
(11-летний мальчик, который кричал родителям: «Я уйду из дома – вы меня не любите!»).
Учительница показала тетрадь с плохо выполненным домашним заданием классу (ее прогноз был однозначен: после этого ребенок начнет больше стараться!). А второклассник обиделся: сидит, смотрит в окно, в работе на уроке больше не участвует.
- Он у вас слишком ранимый, избалованный, - внушает учительница маме. Мама удивляется:
- Да нет, есть младшая дочка, сын заботится. Не замечали, чтоб избалован.
(Второклассник, который уже не хочет ходить в школу).
***
- Почему вас не будет сегодня в классе? – с любопытством спросил мальчик: он услышал, что учительница уходит после второго урока.
- Какое тебе дело? – возмутилась та. – Лезут во все…
(Третьеклассник, у которого «ужасный почерк». Всегда).
«Гениальный ребенок»
Ребенок ХХI века. Уникальный, нестандартный… Непохожий на нас. Какими были мы? Пришли из школы, увидели грязную посуду – вымыли. Он – не видит, ему – неважно.
Нам – странно. Но посмотрите, сколько товаров на прилавках, технических программ, сайтов в интернете… Когда думать о посуде! Разобраться бы в окружающем.
Нас учили: думай о других. Сегодняшний ребенок растет, развивается, исследует мир. Он о других думает мало, ему себя бы понять!
Он живет в нестабильном мире. Как было у нас: одни и те же игрушки, школа, двор… Будущее понятно и предсказуемо.
Сейчас – стабильная неопределенность. В этих условиях потребность в близких отношениях возрастает в десятки раз! А тут мама заявляет (из-за какой-то посуды): «Ты меня не любишь!». В ответ истерика: «Я уйду из дома!» Непонятно, странно, непредсказуемо. Как и почти все в сегодняшнем мире.
В нашем детстве было важно соблюдать нормы и правила – чтобы сохранить свою безопасность: ты будешь успешным, если подчиняешься правилам. И в семье родителям, а вслед за ними и нам хотелось ощущения определенности, уюта, чтобы были обычаи, традиции – после голода, холода, хаоса, войны.
Сегодня – с точностью до наоборот: слепо следовать «нормам» и правилам – опасно (а что есть норма, откуда она?), нужно выработать свое внутреннее ощущение комфорта, исследовать, что для тебя полезно, а что нет. Именно для тебя. И если у родителей много навязанного поведения, ребенок будет делать наоборот.
Мама на консультации:
- Сын считает себя гениальным!
- А вам это странно?
- А вам нет?! Скромнее надо быть: его же засмеют, если кому скажет, какая там гениальность!
В нашем нестандартном мире больше открытости, больше признания. Это позволяет детям чувствовать себя гениальными – порой пугая таким самоощущением взрослых, вызывая недоумение: как можно так говорить о себе?!
На самом деле это неплохо. Важно только учить детей балансу – брать и давать, сотрудничать, делиться гениальностью. Спросите его: «В чем твоя гениальность? Чем полезна тебе? Что ты сам получаешь от своей гениальности?».
На самом деле это неплохо. Важно только учить детей балансу – брать и давать, сотрудничать, делиться гениальностью. Спросите его: «В чем твоя гениальность? Чем полезна тебе? Что ты сам получаешь от своей гениальности?».
А если критиковать, не принимать – ребенок замкнется в себе, закроется от общества, последствия могут быть самые неприятные…
«Слишком ранимый»
Для них важна их деятельность, и ее обесценивание глубоко ранит. Важен внутренний мир чувств, - и ребенок претендует на уважение этого мира. А взрослые критикуют, а потом говорят (кто с сочувствием, а кто-то и с осуждением): «Он такой ранимый!».
Он обижается, сердится, отказывается повиноваться. Не стоит трогать его в этот момент: чтобы восстановиться, нужно время, и ребенок имеет право переболеть обиду. Тогда он сможет продолжать творить, экспериментировать, исследовать. И слышать вас – сотрудничать с вами. Это большая ценность.
И может быть, не стоит критиковать так сильно?
Ранимость – это живость души. Будьте внимательны к деятельности детей! Они хотят делиться всем, чем обладают. Они делают великое дело – даже если просто пишут в прописях. Они открыты к сотрудничеству – пока им не объяснили иного.
У нас в детстве было мало возможностей демонстрировать себя: в школе – форма (каждый выходной погладить, поменять воротнички-манжеты), деятельность строго регламентирована. Сегодня у детей: майка покороче, джинсы поуже, песни грубее, слова резче… А это всего-то – желание быть открытым миру и сотрудничать с ним.
Неаккуратность – право на индивидуальность, право спешить. Показать душу – да, но через замочную скважину: почерк мелкий-мелкий, едва буковки различишь. И вдруг – слово крупно! А потом опять меленько. «Безобразие! – сердится учитель. – Надо писать ровно, как в прописях. Не стараешься!». Или еще круче: «Меня не уважаешь – так пишешь! Вот смотри у Насти – ровные буковки, красиво, старается».
А у него это слово занимает много места в голове. Поэтому оно большое. А второстепенные (сегодня, сейчас!) – маленькие. И аккуратность тут не при чем, и уж тем более уважение. Аккуратность, неторопливость появятся, когда будет возможность поделиться чувствами с другими, остепениться.
Главное, чтобы красивые буковки Насти были ее выбором, чтобы она наслаждение получала, выводя их, а не пересиливала себя в угоду взрослым. Это ее путь, ее творческая активность.
«А мне-то как быть? – возмущается педагог. – Я же ни слова не могу прочитать в этих каракулях!».
Дети хотят сотрудничать, но не всегда умеют. Взрослые – не всегда готовы.
«Ты хочешь, чтобы я твою работу прочитала? Дала обратную связь? – спросит мудрый учитель. – Тогда напиши, пожалуйста, разборчиво. Или ты будешь провожать меня до дома и рассказывать о том, что написал?».
И меняется акцент! Научиться писать аккуратно – можно: это для того, чтобы меня поняли! Можно договариваться с ребенком. Можно объяснить: кому-то трудно ходить (читать, говорить…); если ты чего-то не умеешь – не значит, что ты должен отказаться и не делать совсем.
Можно учиться! Моя знакомая не освоила прописи, но учительница договорилась с ней – и девочка (а теперь взрослая женщина) пишет аккуратно печатными буквами. Быстро и ОЧЕНЬ красиво!
«Выскочка»
Сегодняшние дети многогранны. У нас часто тоннельное зрение, строгие ожидания… Дети предлагают варианты – но взрослых порой оскорбляют сногсшибательные идеи.
Сегодняшние дети многогранны. У нас часто тоннельное зрение, строгие ожидания… Дети предлагают варианты – но взрослых порой оскорбляют сногсшибательные идеи.
«Лезет в душу! - жалуется учитель. – Какое его дело почему я ухожу после второго урока?!».
А ему – дело! Он учится в этом классе, у этого учителя – он желает знать, почему учителя не будет в школе. Это естественно. Это запрос на контакт, личные отношения. А ему в контакте отказано. Но если класс и школа – не мое дело, почему я должен сюда ходить, писать красиво, делать уроки? Зачем вообще быть открытым, если не понимают?
Кто-нибудь объяснил ребенку, что он нужен школе? Его сочинения, мнения, проекты, даже его ошибки!
Он предлагает – его считают выскочкой. Он захочет предлагать снова (думать, делать)? Вы бы захотели?
Он начинает множество дел – и не заканчивает. Мимолетность интересов пугает родителей: как жить будет? Работать не сможет, вуз не окончит, такая разбросанность…
А он ищет себя, баланса, контакта с миром. Если баланса не находит – меняет сферу деятельности. Не получается – бросает. Нас как учили? Ты член кружка, коллектива, на тебе держится то-то и то-то. Это было важно, это была ответственность. Сейчас нет коллектива, есть личный интерес.
***
Поколение растет и проявит себя через несколько лет. Не будем весить ярлыков, направим свою энергию на принятие и веру, любовь и интерес, уважение и благодарность.
Ливенцева Елена, психолог, руководитель проекта "Родительская академия"
Просмотров: 7991