НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Другие рекламки:

Свет. Инфракрасные лампы https://expert-po-lampam.ru/Infrared-lamps.php. Выбирайте и заказывайте.

Смысл родительского труда | автор: admin | 24 сентября 2016

Категория: Статьи, Воспитание детей


- Что сегодня главное для родителей? В чем смысл родительского труда?
Отвечает Викулов Александр Владимирович - кандидат психологических наук, директор НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение».

Исследование вопроса родительства

- Нужно вернуться к системному, целостному подходу. И посмотреть на родительскую работу во времени. Что сейчас происходит, что в будущем будет происходить, что происходило в прошлом.

Мы учитываем, что в России будет необратимо происходить демократизация, права личности будут уважаться не только законом, но и каждым отдельным человеком. Мы из этого исходим и используем гуманистические инструменты в работе, например, диалог.

Сегодня может быть много моделей Родительства. От максимально демократичного, либерального до достаточно авторитарного. Важно учитывать культурные контексты воспитания: этнографические и религиозные, например, подчинение младших старшим. История и традиции безусловно влияют на воспитание подрастающего поколения.

Быть родителем – мой личный проект

Что главное сегодня для родителей? Важно видеть свое становление родителя как проект (с помощью социального проектирования). Понимать, что «вчера» был еще домострой, конец ХIХ- начало ХХ века (5-7 посланий – живут в нас), а завтра демократия и коммерция. Опыт прошлого важен.

У каждой семьи есть своя история семьи и свой путь родительства. И нужен свой путь познания себя как родителя. Есть большая разница деревенского и городского населения в нескольких поколениях. Совсем по-другому строилось воспитание в классической крестьянской семье. И везде могут быть хорошие результаты.

Если исследовать своё становления как родителя, то выйдешь на знания из детства, которые у тебя есть о семье и о воспитании. Далее этап создания семьи, когда осознаешь свои взгляды по отношению к детям, сопоставляешь их с мнением супруга.

Супруги вырабатывают совместные планы, цели и вызовы, которые дает мир.

И надо понять цель родительства, что ты (родитель) в какой-то момент, как это жестковато ни звучит, должен сместить точку управления с себя к ребенку.

То, что мы на лекториях говорили: «Цель - быть не нужным своим детям в плане обеспечения, чтобы они были самодостаточны и развивались самостоятельно». Будет этап отделения детей или «эффект пустого гнезда», а потом внуки. Родители должны видеть цикл развития своей семьи. Осознавать плюсы взросления детей.

Как научить управлять

Воспитание - это не слова. Основное – то, как ты сам живешь, как управляешь собственной жизнью. Не играют роли объемы нравственных бесед, важнее качество их содержания, при условии хорошего контакта.

Например, один ученый говорил, что отец его всегда был занят. Но качество контакта, качество жизни отца и их общение было такое, что для воспитания было достаточно полоски света из-под двери в кабинете. Запомнилось, как отец увлеченно смеялся, радовался своей работе, своей жизни.

Для ребенка самое главное, как живут мама и папа. Если родители умеют достигать своих целей и радоваться жизни, ребенок учится этому у них. Задача взрослых – быть ХОРОШИМ РОДИТЕЛЕМ. А если что-то не получается, задать себе вопрос, что мешает. Посмотреть на свое родительство со стороны: что ты взял от папы, от мамы, их семьи, от них совместно. КАКИЕ ПОСЛАНИЯ, мысли, чувства у тебя про детей, родителей, их общение? Там сидит всякого «барахла», которое влияет на тебя и мешает принимать адекватные решения, в контексте реального времени.

Сегодня необходимо учиться демократическим моделям. Они работающие – просто там не какая-то одна модель, а веер моделей. Не стереотипное повторение неработающих моделей, а исследование ситуаций дает. Жизнь сегодня сталкивает нас со множеством вызовов, благодаря которым мы развиваемся.

Вызовы современного родителя:

  • Безопасность: физическая, психическая, экономическая стабильность;
  • Деньги, как ценность;
  • Общественные вызовы: несправедливость и многократное расслоение общества;
  • Психосексуальное развитие и доступность сексуально стимулирующей информации и практики;
  • Смыслы жизни;
  • Алкоголь и наркотики;
  • Телевидение и средства массовой информации;
  • Государственная политика

По всем пунктам родителю нужно самоопределиться. Если нет своего отношения, то и ты и твой ребенок подвержены влиянию других.

Мир стал намного опаснее, чем был 20 лет назад. Сейчас все встречают первоклассников. Это не просто тревога. Через нашу страну не только наркотрафики, но и преступные детские и женские трафики проходят. Ребенка ни за что ни про что могут забрать и вывезти непонятно куда (на органы, в притоны, для рабского труда). Это результат глобализации. Мы жаловались на то, что был железный занавес…

Теперь жизнь стала более опасной, менее прогнозируемой. В терминах управления – это важное обстоятельство, которое необходимо учитывать. Обеспечить детям безопасность мы можем, передавая управление собственной жизнью с рождения в пределах возрастных особенностей. И должен быть список задач, которые дети должны решать самостоятельно. И если он не может этим управлять, и риски родителями не просчитаны, то в будущем это может стать большой бедой.

Родительский труд

Родителям предстоит работа над собой. Это и посещение групповых встреч, и чтение литературы, и домашние задания.

Полезны группы поддержки, где люди встречаются и обмениваются опытом, выслушивают и принимают друг у друга. Родители учатся слушать и слышать себя, других и своего ребенка. Когда меняется родитель, меняется его ребенок.

Например: мама и папа научились жить и радоваться, независимо от оценок ребенка, перестали все время читать нотации, умеют устанавливать контакт, и сын изменился и уже не хочется гулять. Появилось стремление к улучшению своей успеваемости в школе.

Работа специалистов проекта «Родительская академия»

Наша мечта – создание родительского движения. Движение лидеров, где каждый может проявить себя. Лидерство – не обуза, а осознанное самоопределение, которое приносит удовольствие и тому, кто помогает, и тому, кто получает помощь и поддержку. Тогда мы сможем влиять на качество собственной жизни и жизни в городе.

Специалисты в проекте задают некоторые лекала, основу, систему, которую каждый участник групп будет развертывать, добавлять свое, адаптировать под себя, под различные ситуации, развивать дальше и передавать другим. В этом и есть смысл проектирования.

Нас поддерживает вера в то, что каждый человек может быть счастлив в любых ситуациях, если у него внутренняя система управления. И мы хотим, чтоб люди жили счастливо и достойно.


Автор: Ливенцева Елена Николаевна
психолог, руководитель проекта "Родительская академия"



Просмотров: 6833




Компания Ilticom Дизайн и разработка сайта — Компания «Ilticom».
© 2005–2012 НП «Межведомственная служба помощи детям и молодёжи «Восхождение». Контакты.

Яндекс.Метрика