НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Индивидуалки Ростова

Школьная каторга | автор: admin | 22 сентября 2016 |

Категория: Статьи, Школа


Одна из главных родительских забот – выучить детей. Это залог успешной карьеры и высокого уровня благосостояния. Тем не менее, результаты учебы – далеко не самое важное. Важнее, как считают психологи, чтобы школьные годы не превратились в каторгу.

Год насмарку


В редакцию обратилась мама ребенка, который уже третий год сидит в пятом классе. Женщина беспокоится, что история повторится.
Эту ситуацию директор Межведомственной службы помощи детям и молодежи "Восхождение" Александр Викулов оценил достаточно резко:


- Я категорически против того, чтобы детей оставляли на второй год, - сказал он. – Это для ребенка тяжелейшая психологическая травма, сравнимая с разводом родителей или даже потерей близкого человека.
Действительно, попробуйте представить, что переживает второгодник? Он потерпел поражение. Причем позорное – ведь его отправили учиться к младшим детям. Для ребенка естественно расти и становиться старше. А тут целый год переживаний, поражений и побед просто перечеркнут.


Но разве правда то, что парень все это время топтался на месте? Возможно, он делал успехи на уроках труда, а на физкультуре лучше всех подтягивался? Это тоже не имеет никакого значения? Это тоже нужно проходить заново? И если раньше хоть пара школьных предметов приносила радость, теперь учеба вызывает только досаду.
Куда уходит радость


Детям все интересно. Что может быть более естественным для такого любопытного существа, чем исследование мира?
- Важно не мешать этой важной работе, - предупреждает Александр Владимирович. – А вредит самостоятельной деятельности постоянная опека и критика, и особенно – вмешательство в игру.


Если девочка предпочитает солдатиков, не пытайтесь привлечь ее внимание к куклам. Если мальчик разбирает машинку на запчасти, то он имеет на это полное право. Игра – это священная, неприкосновенная территория ребенка. А если ребенок рисует страшные картины черным фломастером, не толкайте его к изображению цветочков.
- Если в игре есть элементы жестокости, а в рисунках - агрессия, значит, таким образом ребенок решает свои внутренние проблемы, - поясняет психолог Викулов. – Все дети сами для себя – лучшие психотерапевты. И если ребенок плачет, хохочет, дрожит, скачет, взрослые не должны ему мешать. К сожалению, сами родители отучают ребенка использовать эти важные методы самоисцеления. Одергивают: "Прекрати реветь, а то получишь!", "Смех без причины – признак дурачины!"


Ребенок, чьи спонтанные реакции подавлялись, а естественное развитие нарушалось, теряет осознание своих уникальных потребностей. А когда нет своих желаний, становится скучно. Таких детей обычно называют ленивыми.
Другой путь к такому же результату – авторитарность. Бывает, что у мамы или папы сформирован четкий образ идеального ребенка. И все их воспитание направлено на то, чтобы слепить из дитяти этот идеал. Ребенок чувствует себя отверженным, а свои желания – недостойными внимания.


Излишняя опека тоже приводит к пассивности. Зачем стремиться к чему-либо, если обо всем позаботятся любящие тебя без ума взрослые?
- Во всех приведенных примерах у родителей наблюдается дефицит веры в силы собственного ребенка, - итожит Александр Владимирович. – А также в его особое предназначение. Без всего этого не только учеба, но и жизнь лишена смысла.


Сначала лечиться, потом - учиться
Очень часто ребенку тяжело учиться просто физически. Из-за слабости зрения, проблем со слухом или полипов в носу, провоцирующих нехватку кислорода (а это существенно влияет на работу мозга). Здесь поможет доктор-специалист.


Аббревиатура ММД (минимальные мозговые дисфункции) известна многим. Как правило, главный признак этих нарушений - проблемы со вниманием. Ребенок на уроке словно отключается и пропускает очень много информации.
Здесь не услышал, там отвлекся… Двойка за двойкой - неуспехи становятся хроническими. Часто дети со временем, как говорится, "выправляются" и догоняют сверстников. Но возможен и другой сценарий. Учителя (а порой и родители) так сильно прессуют детей, что формируют осознание собственного бессилия, просто парализующее интеллект.


Как помочь ребенку с ММД? Психологи предлагают два способа решения проблемы (лучше, естественно, использовать оба).
Во-первых, отличная поддержка для ребенка с нарушением внимания – раннее умственное развитие. Чем больше знаний у ребенка, чем большим количеством навыков овладеет перед школой, тем легче ему учиться.


Во-вторых, важно, чтобы отношения ребенка и родителей не портились из-за оценок.
- Но чаще происходит как? – задает вопрос Александр Викулов. – Одним плугом по ребенку прошел учитель. Вторым – родители. И нигде двоечник не находит поддержки. Что ему остается? Отвернуться, замкнуться и признать свое поражение?


Зачем учиться?
Простой вопрос. Часто отвечают так: чтобы поступить в хороший институт, найти престижную работу и получать много денег. И всем детям этот ответ известен.


Но все знают, что многие люди разбогатели, не имея вуза за плечами. А сколько примеров не самых завидных карьер при блестящей образованности!
Вдобавок, как рассказал Александр Владимирович, мотив успеха в далеком будущем не работает, если речь идет о долгих годах скучного, подневольного труда. Ребенку обязательно нужно получать удовольствие от самой учебы.


- У моей матери всегда горели глаза, когда она говорила о школе, - вспоминает Викулов. – Самой ей выучиться не удалось, но для нее образование всегда было самодостаточной ценностью. И такое отношение было заразительным – я всегда учился с удовольствием.
Если родители искренне верят в то, что любая наука интересна и полезна, если читают художественную и научную литературу, дети последуют их примеру.


- И при этом уже будет неважно, повезло ли ребенку с учителем. Любая наука любопытна и важна вне зависимости от того, кто ее преподает. А если возникают временные трудности с предметом, полезно вместе с сыном или дочерью заняться уроками. Но родитель не должен выполнять роль надзирателя. Очень эффективно выполнять задания параллельно, можно – взаимно помогая друг другу. Важно, чтобы мать или отец в роли ученика испытали удовольствие, что справились с важной и интересной работой.

Автор: Платонова Елена
журналист газеты "Голос Череповца"

Просмотров: 1162