НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Другие рекламки:

Это Вам понравится: элитная итальянская мебель в москве . посетите сайт. . Мы предлагаем недорогой уход за пожилыми и старыми людьми . Подробнее на сайте.

Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях ДОУ | автор: admin | 10 марта 2017

Категория: Воспитание детей

 Практическое руководство психолога

Безусловно, что каждый ребенок - особенный. Но все же есть дети, о которых говорят «особенные» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы отметить те особые потребности, которые отличают их от других детей. Независимо от состояния здоровья, наличия физического или интеллектуального нарушения, каждый человек имеет право на полноценную жизнь, образование, качество которого не отличается от качества образования остальных людей.

 Поскольку развитие и воспитание ребенка с особыми потребностями требует специальных знаний о заболевании, его последствиях, потенциальные возможности ребенка, важным является надлежащая организация работы мультидисциплинарной команды специалистов в учебном заведении.

Важное значение для дальнейшей эффективной коррекции некоторых пороков развития и дальнейшей социализации ребенка имеет раннее выявление и своевременное обращение к специалистам. Практический психолог дошкольного учебного заведения является именно тем специалистом, которому первым должен обратить внимание на специфические проявления в поведении ребенка, его познавательном, эмоционально-волевом и социальном развитии. Конечно,практический психолог и другие специалисты ДОУ могут изолированно решить сложные проблемы ребенка или его семьи.

Психологический  сопровождение  инклюзивного  обучение  и  воспитания требует планирования, дополнительной профессиональной подготовки, а также контактов со специалистами, которые могут оказать соответствующую помощь.  Такую помощь родителям, практическим психологам и педагогам оказывают  психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), которые являются методическими учреждениями системы образования и осуществляют консультативную, методическую, психолого-педагогическую, коррекционно-восстановительную, развивающую, аналитическую, прогностическую, профилактическую, просветительскую работу. Довольно часто именно психологическая служба учреждения становится инициатором обращений родителей к ПМПК. Вывод, который предоставляет данная комиссия носит рекомендательный характер и является основанием для того, чтобы ребенок мог получать помощь в заведении где она учится или непосредственно в ПМПК. Составление  программы  психологической  сопровождения  возможно  только по  тщательного  психолого-медико-педагогического  обследование  каждого ребенка.

Психологической сопровождение - это область и способ деятельности практического психолога, предназначенные для содействия человеку и обществу в решении широкого круга проблем, порожденных жизнью человека в социуме. Вопросы психологического и социального сопровождения детей находится на пересечении функций многих специалистов, а потому не могут быть отнесены к сфере профессиональной деятельности исключительно одного специалиста.

Социально-психологическая адаптация у разных детей происходит по-разному, согласно возраста, типа высшей нервной деятельности, состояния здоровья, семейных взаимоотношений, уровня развития у ребенка игровых навыков, ее контактности, доброжелательности, эмоциональной зависимости от матери и тому подобное. Социально-психологическая  работа  с  «особой  ребенком  должна направляться на достижение главной цели - подготовить его к самостоятельной жизни. В  решении  этого  задача  в  системе  образования  важно  роль  играет, прежде всего, психологическая служба заведения и педагоги. В частности,  практичный  заведения способствует  развитию  социальных  умений  детей  с особыми  образовательными потребностями, а также предоставляет должную моральную поддержку семьям детей, их родным и воспитателям.

Перед психологом, осуществляющим психологическое сопровождение детей с ООП предстают следующие задачи:

1)  подбор  ведение  набор  подходящего  для  работы  с различными категориями детей согласно имеющегося дефекта развития; создание банка данных диагностического инструментария для изучения индивидуальных особенностей детей,  уровня  развития познавательных процессов, уровня адаптации ребенка к условиям учебного заведения, стиля общения родителей и педагогов с детьми;

2) выявление детей, у которых возникают трудности в обучении, общении и взаимодействии с окружающими; определения причин этих трудностей путем проведения психологической диагностики и наблюдений;

3) оказание психологической  помощи  детям  которые имеют особые потребности в  виде  консультирование  психокоррекции,  психологической поддержки;

4)  проведение мониторинга  медико-психологического  и  психолого-педагогического  статуса  ребенка  в  динамике  ее  психического  развития;

5) оказание консультативной помощи родителям детей с особыми потребностями;

6) формирование у участников учебно-воспитательного процесса (детей, родителей, воспитателей, представителей администрации) толерантное отношение к  детей с особыми образовательными потребностями путем осуществления просветительской работы.

Реализация психологического  сопровождения  ребенка особыми образовательными потребностями в соответствии с направлениями профессиональной деятельности практического психолога

Диагностический этап:

Ознакомившись с особенностями психофизического развития  ребенка и готовясь к работе с ней, психолог анализирует, прежде всего, соответствие инструментария (стимулов) и избранные методики.

 Для детей с сенсорными нарушениями очевидным является приспособление инструментария (стимулов) к возможностям ребенка и критического выбора методик, которые позволяют использовать потенциал ребенка. Например,  для ребенка с нарушением зрения рисунки (методика "Четвертый - лишний") должны быть контрастными и большими по размеру.

Для ребенка со спастикой конечностей является проблематичным использование малюнкових методик, при использовании которых  необходимо договориться с ребенком о сигналы, соответствующие определенному выбору (стимульный материал к тесту тревожности Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки).

Необходимо предвидеть возможные трудности, связанные с процессом восприятия самих изображений, и отличать их от понимания или непонимания сюжета, логических связей в нем.

Для детей с нарушениями речи будут мало приемлемыми  вербальные методики. При этом важно различать трудности активного вещания из-за нарушения артикуляции и понимания обращенной речи.

Ограничения в использовании диагностических методик также могут быть связаны со способом жизни обследуемых, ограниченностью их социальных связей и соответствующих знаний и представлений об окружающем мире. В связи с этим, нельзя безоговорочно использовать определенные проективные методики, что в целом по процедуре исполнения могли бы соответствовать техническим возможностям обследуемого.

Главной  целью  психодиагностики  является  психологическое  обследование познавательной  и  личной  сферы  ребенка  для  выявление  структуры дефекта,  установления  сохраненных  компонентов  психического  деятельности,  на которые  можно  рассчитывать  в  работе  с  ребенком.  Психодиагностика  может быть  направленная  и  на  родителей  ребенка  для  определение  стиль  воспитание и  особенностей  отношений  с  ребенком.

Таким образом, психолог принимает решение, какие методики включить при диагностическом изучении и каким образом должны быть адаптированы стимульные материалы.

Психологическое обследование включает:

1. Особенности развития познавательной (интеллектуальной) сфере.

2. Особенности развития эмоционально-волевой и личностной сферы.

3. Межличностные отношения.

Результаты психологического обследования ребенка на ПМПК содержит сведения о: адекватность поведения, особенности контакта, наличие интереса к взаимодействию со взрослым; характеристика предметно-практических действий, работоспособности, способности концентрироваться, анализировать предметы, выделять существенные признаки, отдельные части, устанавливать похоже и отличное, обобщать, осуществлять классификацию, переносить умения в новые познавательные ситуации, степень самостоятельности, характер требуемой помощи, особенности навчуваності; способность устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать умозаключения; состояние эмоционально-волевой сферы, поведения, особенности формирования личности.

Кейс диагностических методик развития детей с особыми образовательными  потребностями в условиях ДОУ 

п/п

Направление

Назначение

Категории детей, имеющих недостатки психофизического развития

Дети с нарушениями речи

Дети с нарушениями зрения

Дети , которые имеют задержку психического развития

Аутисты

1.

- Анализ медицинских тетрадей

- Систематическое  длительное наблюдение

- Определить сенсорные раздражители, на которые реагирует ребенок.

- Опросник для родителей

Изучение  индивидуальных особенностей, склонностей, интересов и потребностей

+

+

+

+

2.

Диагностика психических процессов (Немовим.

Шарохина,Бине - Симона.)

Для определения уровня развития позд. процессов

+

При условии соблюдения специфики проведения

+

+

3.

Изучение умственного развития (по методике Замбицявічене,

Для определения уровня умственного развития детей

+

При условии соблюдения специфики проведения

+

+

4.

Методика диагностики отклонений в умственном развитии младших школьников и старших дошкольников (СтадненкоН.М.,Иляшенко Т.Д.).

Используется с целью изучения умственного развития детей с нарушениями психического развития

+

При условии соблюдения специфики проведения

+

+

5.

Доски Сегена.

Определение уровня  развития детей

+

При условии соблюдения специфики проведения

+

+

6.

Определение уровня готовности к обучению в школе

Методика позволяет изучить уровень психологической готовности к обучению в школе

+

При условии соблюдения специфики проведения

+

+

7.

Социометрия.

Изучение взаимоотношений в детском коллективе

+

+

+

+

8.

Кубики Коса

 

Невербальный тест определения интеллекта ребенка

 

+

При условии соблюдения специфики проведения

+

+

 

Коррекционно-развивающий этап

С учетом пороки развития и потенциальных возможностей ребенка организуется и психокоррекционная работа. Большинство детей с особыми образовательными потребностями могут быть приобщены к работы в коррекционной группе. Однако, психологу необходимо оценить заранее и продумать альтернативные упражнения, с учетом потребностей развития ребенка.

Коррекционная работа должна быть направлена на развитие всех видов восприятия, особенно зрительного и слухового, на базе которых развиваются высшие психические функции.

С развитием восприятия обогащаются разнообразные знания об окружающем мире и понимание связей между предметами и явлениями, следовательно, развивается мышление и речь детей. Во время коррекции развития и обучения ребенка необходимо заботиться об укреплении ее работоспособности, умение сосредотачивать внимание, целенаправленно работать: ставить перед собой цель, осознавать способы ее достижения, адекватно оценивать результаты.

В случае, если речь идет о коррекции или развитии отдельных познавательных процессов лучше организовывать индивидуальные занятия. Результаты диагностической работы служат ориентирами для работы психолога, педагогов, родителей и самого ребенка. В то же время степень интегрированности ребенка в образовательную среду является индикатором эффективности и адекватности психокоррекционного воздействия.

Основные направления коррекционные-развивающей работы:

  • развитие и коррекция познавательных процессов;
  • коррекция самооценки как важной движущей силы формирования личности;
  • коррекция эмоциональных нарушений и патологических черт характера;
  • предотвращение психическим перегрузкам;
  • облегчение процесса адаптации к условиям ДОУ;
  • развитие эмоциональной лабильности;
  • коррекция межличностных взаимоотношений в детском коллективе;
  • коррекция взаимоотношений «воспитатель-ребенок»;
  • развитие коммуникативных навыков, позитивной социальной коммуникации.

В своей работе практическому психологу необходимо использовать программы, рекомендованные МОН Украины для работы с детьми ООП:

- Комплексная  программа развития детей дошкольного возраста с аутизмом «Расцвет»
- Программа развития детей дошкольного возраста с аутизмом
- Программа развития «Тропинки в мир» для детей с пониженным слухом дошкольного возраста
- Комплексная  программа  по музыкотерапии для детей дошкольного возраста со сложными нарушениями развития
- Программа развития «Окошечко» для  детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
- Программа развития детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
 Материалы размещены в свободном доступе на сайте Министерства по ссылке:  (https://mon.gov.ua/activity/education/zagalna-serednya/osvita-osib-z-osoblivimi-potrebami/navchalni-programi.html)

В ходе коррекционно-развивающей работы является обязательным:

- диагностика динамики развития ребенка при осуществлении коррекционных воздействий;

- обсуждение с педагогами и родителями трудностей, возникающих, определение путей их решения.

Для  проведения  психокоррекционной  работы  себя  будут  такие методы:  упражнения  развивающего  характера;  сюжетно-ролевые  игры;  элементы арт-терапии;  психогимнастика.

 Упражнения развивающего характера

1.  Коррекция  и  развитие  мышления.

 Упражнения развивающего характера

1.  Коррекция  и  развитие  мышления.

  задача  на  развитие  операций  мышления  анализ  сравнение, обобщение,  абстрагирование),  установления  причинно-следственных  связей, пространственного  гнозису:  составление  различных  картинок  кубиков  Кооса, классификация  вербального  и  невербального  материала  по  разным признакам,  сравнение  предметов  и  понятий  между  собой  подвод  понятий  общее  категорию  конструирование  и  аппликации  за  наглядным  образцом  и представлениям,  определения  последовательности  в  серии  сюжетных  рисунков, придумывание  и  угадайку  загадок  установления  аналогий  определение причин  по  результатам  событий.

2.  Формирования  любой  внимания  повышение  ее  устойчивости.

Обучение  детей  контролировать  свои  действия  сравнением  промежуточных  и конечного  результатов  со  образцом  нахождение  и  исправления  ошибок, упражнения:  «Подбери  по  форме  «Кодирование»,  «Лабиринты»,  нахождение отличий  и  неточностей  в  изображениях:  «Чепухи»,  «Бабочка»,  «Угадай,  что  спрятано».

3. Развитие  логической  памяти  любого  запоминания  и воспроизведение,  формирования  рациональных  приемов  запоминание.  Обучение  детей  применять  различные  приемы  запоминания в зависимости  от  структуры  материала:  использование  различных  анализаторов  для восприятия,  объединение  частей  материала  ассоциативными  связями, благоустройство  материала  его  классификация  и  обобщения, установления  логических  связей  связывания  материала  с  образами, использование  опор  в  виде  рисунков  значки  далее.  Игры  и  упражнения  на запоминание  слов  предложения  текстов,  наглядного  материала.

4.  Коррекция  связной  речи.

  Игры  и  упражнения  на  развитие  понимание  речь  уточнения  обогащения  словарь  формирования  навыки  связной  высказывания: словарная  работа  описание  предметов  и  рисунков  составление  рассказы  серии  сюжетных  рисунков  ответы  на  вопрос  формулировка вопросов  ребенком  с  опорой  на  представление  и  без  него  переводы текстов  составление  рассказов  на  заданную  тему  (единолично  и коллективно).

Упражнения  и  игры  для  психокоррекции  имеют  соответствовать  таким требованиям:

-  использование  различных  уровней  выполнения  задачи:  наглядно-действенного, наглядно-образного,  вербального  соответствии   концепции  поэтапного формирования  умственных  действий  (по  Н.  Я.  Гальпериным);

-  соблюдение  принцип  постепенного  осложнение  задачи  в  пределах зоны  ближайший  развития  ребенка;

-  выполнение  коррекционных  упражнений  не  только  на  игровой  а  и  на дидактическом  материале.

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые  игры  способствуют  интенсивном  развития  наглядно-образного  мышление,  произвольности  психических  процессов  создают  условия  формирования  иерархии  по мотивам  осознания  собственного  социального статуса,  свободы  поддерживают  мотивацию  участие  в  коррекционных  занятиях.

Целесообразно  использовать  сюжетно-ролевую  игру  как  форму организации  детей  для  выполнения  упражнений  и  задачи  развивающего характера.  Сюжетно-ролевая  игра  используется  также  для відреагування  различных  эмоциональных  состояний  частности,  тревожности, агрессивности,  радости  удивление;  для  поиска  способов  конструктивного

решение  конфликтов.  В  процессе  игры  происходит  усвоение  социальных ролей  детьми,  формирования  навыки  социальной  взаимодействия.

  коррекции  могут  использоваться  сказочные  игровые  сюжеты  (как общеизвестные,  так  и  созданы  детьми),  воспроизведение  реальных  типовых  происходящему в  повседневной  жизни.  Роли  нужно  распределять  с  учетом  диагноза  проблем  ребенка.  Игра  организуется  таким  образом  чтобы  каждая  ребенок мог  испытать  себя  в  различных  ролях.  После  заключение  игры  необходимо провести  групповое  обсуждение  чтобы  дети  выразили  свои  эмоции  и  чувства, пережитые  во  время  игры  проанализировали  поведение  героев  и  ее  последствия, даже  если  изменен  стандартный  сюжет  продумали  другие  сюжетные  линии, предусмотрели  развертывание  событий.

в Зависимости  от  конкретной  ситуации  психолог  есть  инициатором  игры  организатором  и  участником.

Средства арттерапии

Психологическая  коррекция  средствами  искусства  используется  для відреагування  эмоций,  снижение  тревожности,  агрессивности, импульсивности,  преодоление  страхов  повышение  самооценки.

в Частности,  на  психокорекційних  занятиях  стоит  использовать  рисунок, музыко-и сказкотерапию.

  рисование  следует  использовать  различные  материалы  (краски,  карандаши, фломастеры,  мелки).  Частности,  рисование  карандашами  способствует  преодолению импульсивности  и  снижение  агрессивности;  рисование  краски  крупных  листах  бумаги  не  только  кисточкой  а  и  пальцами  ладонями  - снижению  тревожности,  оптимизации  самооценки.  Тематика  рисунков должно  быть  разнообразной.  Важным  моментом  повышает  коррекционное  эффект  арттерапїі,  является  дальнейшее  анализ  и  рисунков  придумывание  историй  за  рисунками.  Это  способствует развитию  самопознание  эмоциональной  децентрации,  эмпатии,  осознанию собственных  эмоциональных  состояний  обеспечивает  групповую  поддержку.

Психогимнастика

Психогимнастические  упражнения  используются  с  целью  психологического настроя  детей  на  занятия  расслабления  развитие  их  эмоциональной сферы  и  саморегуляции.  Детям  предлагаются  мимические  и  пантомімічні этюды,  игры  на  выражение  отдельных  эмоций  и  качеств  характера,  упражнения на  релаксацию.  Расслабления  происходит  чередованием  противоположных  по характеру  движений:  напряженных  -  расслабленных;  резких  -  плавных; быстрых  -  медленных  и  проч.  Для  направления  детей от  выполнения  этих упражнений  психогимнастика  может  организовываться  в  виде  сказочных  сюжетов.

Таким  образом  для  обеспечение  оптимального  психического  развития детей  с психофизическими  нарушениями  коррекционная  помощь  должна сочетаться  с  созданием  для  них  способствует  социальной среды  формирования  в  участников  учебно-воспитательного  процесса (учителей,  учеников  родителей)  положительных  установок  по  инклюзивного обучения.

Просветительско-консультативный этап

Психологическое  консультирование  или  просветительско-консультативную деятельность  осуществляют  в основном  в отношении  педагогов  и  родителей  детей  с особыми  потребностями,  а также и родителей здоровых детей.

Чаще всего просветительскую работа проводится по вопросам:

-  возрастных особенностей и психологической нормы;

-  распознавание эмоциональных проявлений у ребенка;

-  отработка стилей реагирования на такие проявления и поведение;

-  формирование у родителей ответственного отношения к выполнению родительских обязанностей;

-  преодоление и конструктивное решение конфликтных ситуаций;

-  снятие эмоционального напряжения , тревожности и развития толерантного отношения к детям с ООП.

Среди  мероприятий  которые  обеспечивают  психологической  поддержку  достаточно эффективным  может стать  создание  клубов  для  родителей  детей  с  нарушениями  развития.  Общения  родителей,  которые  имеют  почти  те  проблемы, предусматривает  взаимоподдержку  и  обмен  информации  что  является  важным фактором  смягчение  последствий  психотравматичного  стресса. Эффективность  поддержки  много  в  почему  зависит  от  активного привлечения  родителей  в  процесс  психологической  помощи  ребенку,  особенно отца.  Именно  мужчины  способны  более  конструктивно  решать  проблемы ребенка,  и  поэтому  активное  их  привлечения   проблемы  ребенка  положительно влияет  не  только  на  процесс , воспитание,  а  и  на  психологический  климат  семьи  целом.

Психологическая  поддержка  педагогов,  которые  работают  с  такими  детьми, направленная  на  формирования  в  них  психологической  готовности  к  работы  этим  детьми  и  на  профилактику  эмоционального  выгорания.  Во  время  работы  воспитателей  необходимо  обучать  психотехнічних  методов  релаксации и  снятия  психоэмоционального  напряжение.

Может  быть  полезным  и  использования  таких  групповых  форм  работы психолога  как  родительские  семинары  и  тренинговые  занятия.  Основной целью  таких  форм  работы  есть  расширение  знаний  родителей  о  психологические особенности  детей  с  проблемами  в  развития  психологии  воспитания  и психологии  семейных  отношений.  Во  время  таких  встреч  повышается  не только  осведомленность  родителей  о  ребенка  а  и,  что  еще  важнее, происходят  изменения  в  отношении  родителей   проблемы  ребенка  и  к  задач ее  воспитание.

Психологическая  поддержка  родителей  осуществляется  не  только  в  форме группового  общения  а  и  во  время  индивидуальных  бесед  по  проблемам ребенка,  семейных  проблем.

А также осуществляется систематический консультативное сопровождение всех участников учебно-воспитательного процесса относительно проблемных вопросов, возникающих в процессе внедрения инклюзивного образования.

Особое значение в работе психолога принадлежит индивидуальному подходу к ребенку, в котором решающую роль играют:

·     патология, сложность дефекта;

·     уровень психофизического и речевого развития;

·     характер и тип темперамента;

·     коммуникативные свойства, умение ребенка к скорейшей адаптации в среде сверстников и его комфортность;

·     заинтересованность родителей.

Итак, в рамках выполнения функциональных обязанностей практический психолог осуществляет психологическое сопровождение инклюзивного образования в учреждении:

1.   Выполняет психологическое обследование детей с особенностями психофизического развития с целью выявления их социального, когнитивного и психического развития;

2.   Предупреждает возникновение дезадаптации детей с особенностями психофизического развития;

3.   Проводит работу по гармонизации межличностных отношений детей с особенностями психофизического развития и их обычными сверстниками;

4.   Разрабатывает конкретные рекомендации педагогическим работникам, законным представителям по оказанию помощи по вопросам развития, обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития;

5.   Проводит развивающие занятия с детьми с особенностями психофизического развития, и, по необходимости, с детьми всей группы;

6.   Проводит работу по формированию навыков социального взаимодействия и тому подобное.

 Подготовила практический психолог Павлуша М.М.





Просмотров: 14184




Компания Ilticom Дизайн и разработка сайта — Компания «Ilticom».
© 2005–2012 НП «Межведомственная служба помощи детям и молодёжи «Восхождение». Контакты.

Яндекс.Метрика