Другие рекламки:
Семейные чтения (Консультация для родителей) | автор: admin | 3 марта 2017
Категория: Воспитание детейВечер. В комнате собралась вся семья - от дедушек и бабушек к малышам. Кто-то сидит за столом, кто-то - в удобном кресле ... В руках женщин - шитье, вышивание или вязание. Кто-то из детей рисует, лепит. Царит атмосфера единения, семейного уюта, душевной и духовной близости ... А объединила всех книжка. Читают по очереди: сначала взрослые, затем - старшие дети. Молодые учатся не перебивать, внимательно слушать, запоминать свои вопросы «на потом».
Сегодня такая картина - редкость, и у большинства людей вызовет как минимум удивление, хотя когда-то такое проведение досуга было привычным.
Совместное чтение дает семье темы для обсуждения, способствует "выработке единого взгляда на жизнь, нравственной позиции, взаимопонимания и духовного единства.
Именно этого не хватает современным семьям, за стремительными изменениями жизни и вечной спешкой не успевают остановиться и подумать о главном. Поэтому следовало бы возродить добрую старую традицию семейных чтений, ведь это так важно для гармоничного развития детей.
Зачем читать вместе
Семейное чтение - интересная и своеобразная форма общения, в которой участвуют как минимум три: ребенок, мама (папа, бабушка ...) и автор книги или статьи в журнале. Нередко родителям бывает сложно начать с малышом разговор на деликатные морально-этические темы. Совместное чтение художественных произведений перебрасывает мостик к открытости и взаимопонимания между ребенком и родителями. В детском журнале "Шмель" такие беседы ведутся в рубриках: "Школа благородства", "Литературная студия", "Психологическая гостиная".
Совместно проведенные за чтением и прослушиванием произведений часа способствуют пониманию не только содержания произведения ,, окружающего мира, но и друг друга. При этом детская память надолго сохраняет атмосферу доверия и единения со взрослыми, интонации голосов папы и мамы, их слова, объяснения.
Ребенок учится понимать и критически осмысливать текст, определять и выражать главную мысль произведения. Прислушиваясь к мнению взрослых по поводу прочитанного, малыш и сам пытается задавать вопросы, анализировать различные взгляды, формулировать свои впечатления. Дети очень любят, когда им читают художественные произведения. Прочитанные в детстве сказки и интересные истории запоминаются на всю жизнь.
Что читать?
Семейное чтение предполагает чтение произведений, интересных всем членам семьи. Следует выбирать сказки, рассказы по истории и географии, статьи из детских энциклопедий, классические произведения, поэзию, современные произведения для детей. Желательно прочитать детям книги, которые самим родителям были интересны в детстве, и попытаться объяснить, почему. После чтения спросите у сына или дочери, интересно им было слушать и о чем еще они хотели бы узнать. Ответ подскажет содержание следующих встреч с книгой.
Семейные чтения должны удовлетворять читательские потребности и интересы всех членов семьи.
Ребенку надо объяснить, что есть произведения, которые по душе бабушки, маме или папе. И пока взрослые с интересом их обсуждают, малыш может послушать, прислонившись к родному плечу, что-то порисовать или сложить мозаику.
Взрослым может показаться, что ребенок "пропускает мимо ушей" "серьезные" произведения, однако это не так. Все, что интересно взрослым, интересует и ребенка. Услышанное и увиденное в детстве формирует горизонте интересов, иногда на всю оставшуюся жизнь. Если воспоминания детства серенькие и обычные - таким будет и жизни взрослой личности. Если же они полны высоких чувств и интересной деятельности - можно надеяться, что и взрослая жизнь человека будет содержательным, интересным, полным высоких идеалов.
Для семейного чтения можно брать сложные произведения, но желательно со счастливым концом.
Рекомендуем, в частности, следующие:
"Поклон вам низкий" Л. Калашниковой;
повесть "Тайна казацкой сабли" З.Мензатюк;
сказки В. Нестайко "В Стране Солнечных Зайчиков" и "В Стране Лунных Зайчиков";
полную версию сказки П.Треверс "Мэри Поппинс" (которая очень отличается от известного фильма о няне-волшебнице)
"Хроники Нарнии" К.Льюис;
трилогию "Семейная хроника" С. Аксакова (особенно первую ее часть - "Детские годы Багрова-внука»);
рассказа О. Генри: "Дары волхвов", "Вождь краснокожих", "Сокровище", "Последний листок";
произведения Дж.Пристли;
рассказы о природе Р. Киплинга, М. М. Пришвина,
поэзию Леси Украинский, Олеся, И. Бунина и тому подобное;
рассказ с дитясих журналов «Познайка», «Малыш», «Растем вместе»
Желательно, чтобы-в семье слушали как украинский, так и зарубежную литературу,
воспитывая тем самым у детей уважение к разным культурам.
Семейное чтение, как правило, проводят один раз в неделю, когда в выходные дни вся семья собирается вместе. Кстати, не обязательно это делать вечером за столом. Вместе почитать и обсудить книгу можно и в парке, на пляже, на даче.
Внимание! Семейные чтения, даже систематические, не могут заменить ежедневного чтения ребенку перед сном, которое в определенной степени выполняет роль колыбельной, способствуя спокойному засыпанию уже сегодня.
Консультировала воспитатель Яремчук В. В.
Просмотров: 5566