НОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ. Консультация для воспитателей | автор: admin | 10 марта 2017
Категория: Воспитание детейЭффективная работа ДОУ невозможна без активного привлечения семей к участию в образовательном процессе, повышение педагогической культуры родителей, формирование у них ответственного и осознанного отношения к родительству, что является предпосылкой укрепления семьи и реальной защиты прав ребенка.
Основными задачами эффективного взаимодействия с семьями являются следующие:
- установление партнерских взаимоотношений с семьей каждого ребенка;
- объединение усилий взрослых для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы взаимопонимания, эмоциональной поддержки;
- активизация и обогащение психолого-педагогических знаний и умений родителей;
- поддержка уверенности родителей в их педагогических возможностях.
Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей - это способы организации совместной деятельности и общения. Основой всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьями является установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать, думать, искать собственный выход из ситуации.
Изучение и анализ методических рекомендаций ученых-практиков О.Кононко, Л.Калушского, Т.Алексеенко, А.Поляковой позволяет выделить новые современные формы интерактивного взаимодействия семьи и ДОУ. Требования времени заставляют нас разнообразить, постоянно обновлять формы взаимодействия с семьями, привлекая родителей к участию во всех мероприятиях, давать им понять, что всегда занимаемся детскими проблемами и тогда, когда ребенок приходит к нам, и во время пребывания ее в саду, и когда она покидает его стены.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗВАЄМОДІЇ:
- Вводное анкетирование
- Визиты родителей ї ребенком в ДОУ
- Собеседования
- Консультации
- Посещение воспитателем своих питомцев дома
- Телефонная связь,приглашение родителей в ДОУ
- Дни диагностики
- Открытые показы
- Создание коллекций творческих заданий для сотрудничества с ребенком,
- Слайды презентации и тому подобное.
НАГЛЯДНО-ПИСЬМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
- Родительские уголки (размещаются в роздягальній, включают рубрики «Советы родителям», «Советы родителей» и др.)
- Тематические стенды
- Ширмы-пересувки
- Доски объявлений
- Информационные письма
- Тематические выставки (позволяют знакомить с актуальными вопросами жизни, практики воспитания детей, пропагандировать лучший опыт семей, презентовать лучшие образцы демонстрационного материала и др)
- Папки-пересувки (объединяются усилия и воспитателей, и родителей; это сборник яркого информационного материала для детей конкретной возрастной группы; результативным является привлечение родителей-специалистов: родители-врачи, воспитатели, искусствоведы, учителя, пожарные, полицейские, и другие)
- Семейные газеты
- Семейные фотоальбомы (например, фото вернисаж «семейные Традиции объединяют поколения», «Всегда мы вместе - папа, мама и я», «Защитники нашего родного края» и др.)
- Памятки для родителей
- Педагогические библиотечки (например, «Учимся - ума вступают-ємось», «Домашняя академия»)
- Приглашение для родителей на встречи, сборы (должны быть индивидуальные и предусматривать уважительное обращение к членам семьи, сообщение о времени, месте встречи, предложение принять активное участие и т. п)
- Выставка рисунков родителей и детей (например, «Мы любим нашу Украину», «Семь цветов детства», «Безопасность ребенка» и др.)
- Приветствие
- Ящик доверия, ящик предложений («Родители спрашивают, оценивают, предлагают»)
- Телефон доверия
- Родительская почта
- Интернет-общение через сайт ДОУ.
ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
- Групповые консультации (обычно они есть всегда плановые и требуют тщательной подготовки педагога)
- Практикумы (приглашаются несколько семей сразу; в приглашении указывается тема, например «Исправление недостатков звукопроизношения детей», «Учимся делать звуковой анализ слов» и др)
- Школа молодой семьи (занятия должны быть разнообразными, это могут быть дискуссии, «круглые столы», вечера вопросов и ответов с интересной наглядностью, где родители являются не только слушателями, но и активными участниками)
- Вечера вопросов и ответов (вопросы собираются накануне, как в устной, так и в письменной форме - открытые или анонимные)
- День добрых дел (в группу приглашают во вторую половину дня 4-5 родителей для совместного решения дел, например, перекопать грядки, высадить рассаду, отремонтировать детскую мебель,оформить комнату для проведения конкурса и пр)
- Брифинг (это встреча, на которой кратко излагается позиция по одному из злободневных вопросов, обычно работает 2 команды, одна задает вопросы, а другая отвечает, или организатор задает вопросы, а родители отвечают)
- Праздник именинников (детей можно объединить по временам года - группа родителей и группа детей).
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ:
- Родительские собрания («семейные» сборы групповые, загальносадові требуют тщательного изучения вопроса, который выносится на обсуждение, насколько этот вопрос является актуальным; сбор необходимого материала: наблюдение, анкетирование, беседы с родителями, детьми; оформление выставок для родителей, составление и оформление приглашений, обсуждение вопроса с конкретными родителями, которым поручено выступить с обменом опыта и т. д)
- Родительские конференции
- Семейные клубы (примером является Клуб «Заботливые родители», который формирует отношения с семьями детей на принципах добровольности, личной заинтересованности, где сочетаются общая проблема и поиски оптимальных форм помощи ребенку, обмен опытом воспитания, повышение собственного педагогического опыта. Клуб может проводить свои заседания как один большой, а может дробиться на более мелкие в зависимости от тематики встречи и замысла устроителей)
- Родительский комитет (сотрудничество на основе «Положения о родительском комитет ДН»)
- День открытых дверей (не показательная встреча, а обычный день в жизни ДОУ с активным участием родителей)
- Встречи с интересными людьми (например, занятие-встреча с родителями-участниками АТО «Люби, уважай, оберегай свой край родной» и др.).
Модернизация традиционных и использование новых инновационных форм способствуют повышению взаимодействия педколлектива и семьи, создают положительный имидж ДОУ, способствующие активному участию родителей в жизни детского сада, устанавливают позитивный тон взаимоотношений родителей и воспитателей, доверительное отношение к ним, желание детей посещать детский сад, свою группу.
Подготовила воспитатель Квасилівського ДУЗ (ясли-сад) Дахненко И.Г.
Просмотров: 8198
Похожие темы: