Ребенок - первоклассник | автор: admin | 22 сентября 2016
Категория: Статьи, ШколаДействительно, сколько бы «первых классов» ни было в семье, всегда вхождение в школьную жизнь не только для детей, но, прежде всего, для их мам и пап сопряжено с каким-то проблемами.
Действительно, сколько бы «первых классов» ни было в семье, всегда вхождение в школьную жизнь не только для детей, но, прежде всего, для их мам и пап сопряжено с каким-то проблемами.
– Ребенок не пишет правильно свои палочки и буквы – настаиваешь на правильном написании. Понятно, что ребенку непросто эти закорючки выводить. Но если не научится сейчас, то когда? В результате выполнение домашних занятий заканчивается отказом писать, слезами, родители нервничают, срываются, наказывают своих неусидчивых малышей. Как быть?– В период адаптации к школе главное – поддерживать своего малыша, быть рядом, принимать то, что он делает, поддерживать желание писать, подкреплять успехи малыша. Как это сделать? Представьте, что ребенок пишет страшные закорючки, кривые, ползущие выше строчек. О, какой ужас!!! Можно хвататься за голову, думать: «Ну в кого же он пошел такой неумеха, так плохо пишет, ведь у нас с мужем почти идеальный почерк?»
Можно попробовать следующее – найти отличную закорючку, похвалить за малейшую удачу: «Целый миллиметр получился ровный, красивый». А есть еще способ: можно этот процесс превратить в игру. Ну хочет малыш писать загогульки кривыми, предложите игру «Самая кривая закорючка». Можно так поиграть совсем немного. А потом рассмотреть вместе закорючки.
Сначала можно посчитать самые некрасивые, найти одну самую кривую, потом сравнить с вашей самой кривой и оценить, у кого же закорючка получилась более некрасивой. И что самое удивительное в этой игре: наверняка вы найдете несколько закорючек более красивых.
Искреннее удивление, похвала сделают свое дело. Это упражнение также помогает через смех снять напряжение и ваше, и вашего малыша.
Ведь он тоже страдает, так как видит, что у него не получается так хорошо, как у других одноклассников. Да еще и родители заставляют писать, а ему хочется быть взрослым, научиться писать, как мама и папа. Он так хочет быть похожим на вас, оправдать ваши надежды. Но он такой, какой есть.
Главное – верить: всему научится в свое время.
Вы правы, почерк формируется постепенно, нужно тренировать руку, глаз. Речь идет о развитии зрительно-моторной координации. Для этого необходимо созревание мозговых структур. И этому у каждого человека свое время. А если буквы не получаются, можно купить специальные книги с упражнениями на развитие зрительно-моторной координации.
Вспомните себя. У вас сразу получилось идеально писать? А может, тетради сохранились? Сколько вам понадобилось времени, чтобы начать писать красиво? А вы действительно красиво пишете? Главное на данном этапе – поддержание интереса вообще: к тетради, ручке, письму. И вера в то, что у вашего малыша получится писать красиво, разборчиво.
Вы можете стать оценщиком, быть кнутом, заставлять. Но поверьте, в вас есть столько творчества, о котором вы даже, может, и не подозревали. А после прочтения нашей рекомендаций придумаете такое творческое решение, что сами удивитесь.
Скажите малышу, что любите его и принимаете его таким, какой он есть, со всеми его загибульками. Ведь дети часто думают, что если что-то плохо будут делать, то родители могут перестать их любить. А разве это так на самом деле?
– Сын узнал, что в расписании на следующий день урок музыки, и стал уговаривать: "Мам, скажи, чтобы я не ходил". В детском садике иногда упрашивал разрешить не посещать физкультуру, и мы договаривались с воспитателем. Как объяснить, что в школе у ребенка нет права выбора, что существует жесткая предметная система?
– А объяснять и не придется, так как выбор есть всегда, смотря из чего выбирать: он может не ходить на урок музыки, тогда у него будет "неуд" в четверти. Объяснить можно так, например. В школе предоставляется возможность научиться бесплатно многому: рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах. Есть возможность всестороннего развития, если не получается, то и не нужно лезть из кожи, а делать как умеешь.
Что стоит за нежеланием ребенка ходить на уроки музыки? Это способ манипуляции вами или он боится чего-то? Может, думает, что не умеет петь и ничего не получится? Исходя из причины, можно построить и план диалога. В любом случае беседа о том, чего малыш боится, поможет. Но к ней нужно подготовиться! Будьте готовы к любому ответу. Ваша задача – слушать с интересом и уважением.
Вы можете задавать вопросы, уточнять. Например, он расскажет о том, что не умеет петь. Можно спросить: откуда он это узнал? Кто дал понять ему, что он не умеет петь? А может, тот человек совсем другое имел в виду? Плавно, постепенно, с паузами, обдумывайте вопросы. Главное, чтобы в них не было осуждающей нотки. Вы репортер, вы изучаете данную трудность. Исследуйте ситуацию.
Если же это манипуляция – ваш ребенок может сказать, что не хочет идти, и все. В данной ситуации можно проявить уважение к его желанию не посещать урок музыки, но тогда спросить: сколько он хочет не посещать эти уроки? Предложите помечтать: «Давай представим, что нет урока музыки. Что ты чувствуешь? Чем занимаешься вместо этого урока?».
Он может рассказать, чем он хочет заняться в это свободное время. Можно спросить, один ли он будет? Весело ли ему будет? Пусть потом представит ситуацию, когда все дети выйдут с урока музыки, довольные и счастливые. Что он будет чувствовать? Будет ли он понимать, что там было такого интересного? А ведь там много всякого интереснейшего. Можно устроить экскурсию и знакомство с учителем музыки.
В любом случае, если вы почувствуете, что малыш нуждается в вашей поддержке, сходите с ним или предложите посидеть вместе с ним на уроке. Можно рассказать ребенку, что если пропустить много уроков, то потом сложно будет понять и наверстать материал. Лучше пользоваться моментом и сейчас учиться, чтобы потом не пришлось дополнительно тратить время, которое можно было бы провести в игре с родителями.
– Первый класс, как кажется родителям, не особенно загружен учебным процессом. Поэтому многие стараются чем-то занять ребенка дополнительно, например, плаванием и танцами одновременно. Стоит ли загружать или пусть привыкает к школе, а потом уже вести в студии и кружки?
– Поступление в школу является очень важным этапом в жизни ребенка. Он привыкает к новой обстановке, новым людям, новому режиму дня, к новым правилам и требованиям. Нередко первоклассники с трудом просыпаются утром, им тяжело сидеть на уроке по 40 минут, нелегко привыкают к учителю, одноклассникам. Идет адаптация ребенка к школе.
Как быстро ребенок привыкнет к школе, зависит от уровня его готовности (состояния здоровья, работоспособности, развития познавательных процессов – внимания, памяти, мышления и так далее). Возможно, первоклассники и не перегружены учебным процессом, однако процесс адаптации к школе требует определенного времени и сил.
Родителям необходимо быть внимательными к ребенку в период адаптации. Полезно интересоваться: нравится ли ребенку в школе, сильно ли он устает, что получается хорошо, а что – не очень. В процессе общения спросите у малыша, хочет ли он заниматься чем-то помимо школьных занятий?
Выбирая для ребенка секцию, кружок дополнительных занятий, важно учитывать его мнение. Возможно, у него прослеживаются определенные способности, склонности, интересы, таланты: к танцам, рисованию, пению, к какому-либо виду спорта. В любом случае ребенку нужно оставлять право выбора, учитывать его желания, потребности. Вместе с тем важно, чтобы дополнительные занятия были полезны и не мешали учебному процессу.
Чем интереснее занятие для самого ребенка, чем больше оно увлекает его, тем лучше помогает расслабляться, отдыхать от школьных занятий, тем оно будет более полезным для общего развития малыша. Не забывайте с интересом, вниманием, заботой спрашивать ребенка, нравится ли ему посещать данный кружок, секцию, какие у него успехи. Занятия в кружках и секциях существенно расширяют круг общения ребенка, способствуя формированию и развитию коммуникативных навыков, общего кругозора, помогают найти новых друзей.
– Папа настаивает, чтобы в прописях и тетрадях дочка дописывала на переменах – тогда будет возможность и погулять, и мультики посмотреть. Мама считает, что ребенок должен учиться под контролем взрослых. Ведь учитель в классе может только всем показать, но не может проконтролировать правильность выполнения. Поэтому говорит, чтобы писал дома. В семье возникают споры.
– Если ребенок будет дописывать то, что не успел, на переменах, у него не будет возможности отдохнуть перед следующим уроком. А это необходимо. Ведь пауза между уроками так и называется – "перемена", то есть смена деятельности. И нужна она для того, чтобы после 40 минут умственной работы маленький ученик мог побегать, отдохнуть, размять мышцы, чтобы и на следующих занятиях работать продуктивно.
Что касается контроля: конечно, поначалу у первоклассника могут возникнуть затруднения (ведь он впервые всему учится, в том числе учится учиться), и в чем-то ему может понадобиться ваша помощь. Но очень важно воспитывать у ребенка навык самоконтроля в учебной деятельности. Когда ваш ребенок сможет полностью перейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Вы почувствуете это сами.
Вначале вы как можно больше заданий выполняете вместе с ребенком. В совместных занятиях с ним избегайте "руководящих указаний". Как только они начинаются, заканчивается работа вместе. Ведь вместе – значит на равных. Избежать "руководящих указаний" помогут различные внешние средства – памятки по выполнению различных видов заданий. Они могут быть выполнены в виде схем, рисунков. Пусть ребенок сделает их вместе с вами.
Самое важное не то, чтобы работа была выполнена без единой ошибки и помарки, а чтобы активизировалась умственная деятельность ребенка, пришло понимание материала. Монотонные переписывания могут очень утомить и отбить охоту заниматься.
Главное, чтобы занятия не вызывали у ребенка скуки, были бы интересными для него. Может быть, он придумает сам (или вместе с вами) такую форму выполнения заданий, которая будет увлекательной для него и поможет быстрее и лучше усвоить материал. Вы можете, например, поменяться ролями, и уже ребенок будет "учить", объяснять, проверять вас, а заодно с удовольствием учиться сам!
Наступит момент, когда ваш первоклассник сможет самостоятельно выполнить какую-то часть работы. Пусть сначала это будет совсем небольшая часть, но ребенку необходимо ощущение успеха.
После каждой самостоятельной и успешно выполненной части можно помещать какой-нибудь значок, который вызывает у ребенка положительные эмоции. В случае неудачи спокойно разберитесь, что помешало. Объясните, что у него есть право на ошибку. В любом случае найдите возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметьте любые, даже маленькие успехи.
К ошибкам и неудачам научите относиться как к чему-то неизбежному, но полезному. Научите ребенка обращаться к вам за помощью только при конкретных затруднениях. Главное на этом этапе – он поймет, что может работать самостоятельно и справляться со своими трудностями.
Постепенно ваш маленький школьник научится делать все уроки самостоятельно. Поддержка родителей заключается в том, что малыш знает: вы готовы помочь, если ему это понадобится. Он убеждается, что уже очень многое может сделать сам, но вы всегда его поддержите.
Со временем ребенок будет знать, сколько примерно времени может занять у него то или иное задание, научится контролировать себя с помощью часов, обычных или песочных (вы ему в этом поможете). У него сформируется стремление самому преодолевать все возникающие трудности. Но это не значит, что он не может обратиться к вам за помощью.
Постепенно ваша дочь или сын научится учиться, то есть приобретет внутреннее побуждение, стремление к познанию нового и умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи и решать их.
Важно дать почувствовать подрастающему ученику, что его успех зависит прежде всего от его инициативы и самостоятельности, что его учеба – это его ответственность. Поддерживайте у вашего школьника уверенность в себе. У него огромный потенциал развития, он все сможет!
Просмотров: 5622