НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Другие рекламки:

https://centr-hirurgii-spb.ru/urologiya/cirkumciziya-obrezanie/ . Замена катализатора

Безопасность ребенка в окружающей среде. Методическое руководство для взрослых | автор: admin | 26 марта 2017

Категория: Статьи


Ребенок, его жизнь и здоровье - высшая ценность государства. Поэтому защитить ее от возможных опасностей и научить бережно взаимодействовать с окружающей средой - одно из ведущих государственных задач, определенных в главном документе дошкольного образования - Базовом компоненте. В новой редакции БКДО выделяем следующие образовательные линии: «Ребенок в социуме», «Ребенок в естественной окружающей среде», «Ребенок в мире культуры», «Ребенок в сенсорно-познавательном пространстве», «ребенка», «Речь ребенка», которые можно объединить двумя большими понятиями: ребенок в природном и  ребенок в социальном окружении.

  Что же такое окружающая среда? Окружающая среда для ребенка - это мир, который окружает его с первых дней жизни, который она познает и который дает возможность формировать образ своего «Я», себя как личности; это среда жизни, с которым живое существо связано  обменом веществ, энергии, информации; среда предстает перед ребенком как целостность (целостная картина мира), в котором все органично связано и которое нужно познать. Окружающей среды должно быть благоприятным, комфортным, развивающим для ребенка, создавать потенциальные возможности для коллективного влияния различных факторов в их взаимодействии на психическое, интеллектуальное развитие малыша. Но как это не естественно, окружающая среда может  иногда и негативно сказаться на здоровье  ребенка  и на развитии ее личности.

Во всех действующих образовательных программах дошкольного образования  («Ребенок», «Ребенок в дошкольные годы», «Украинское дошкольника») изложены требования по формированию безопасности жизнедеятельности дошкольников. Для реализации образовательных задач по данному разделу работа в дошкольном учреждении  должна вестись в трех направлениях:

- с работниками учреждения;

- с детьми;

- с родителями.

Максимального эффекта можно достичь, если  в деятельности педагогического и родительского коллективов будет отработано единую стратегическую линию.

Основные направления работы:

  • создание условий для безопасной жизнедеятельности;
  • формирование элементарной жизненной компетенции по вопросам безопасности;
  • воспитание основ безопасного поведения у детей;
  • культура безопасности взрослых, ответственное отношение к жизни и здоровья малышей.

От дошкольников еще не следует ожидать самостоятельных правильных решений в опасных ситуациях. Безопасное поведение детей должны формировать через:

- подачу знаний о возможных опасностях (дома, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми и тому подобное), которые могут угрожать здоровью и жизни ребенка;

-  изучение правил безопасности;

-  упражнения малышей в соблюдении правил безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;

-  обучение детей умению предвидеть последствия своих поступков;

-  выработка у детей навыков принятия самостоятельных решений;

- приучение детей к здоровому и безопасному образу жизни, что будет способствовать выработке механизмов самозащиты, которые автоматически срабатывают в нужный момент.

Следует учитывать следующее: сфера взаимоотношений «ребенок-взрослый» (общение, контакты, совместная деятельность с родителями, педагогами) является основной для формирования действенных мотивов поведения детей и накопления жизненного опыта в дошкольном возрасте. Постоянное включение в совместную деятельность с взрослыми дает не только эмоциональный выход активности детей, но и помогает упражняться в аккуратном и безопасном обращении с предметами быта, способствует формированию умений безопасного поведения.

Принципы формирования безопасного поведения детей:

  • Обеспечение гигиены и нормальной работы всех органов и психофизических процессов организма детей.
  • Обеспечение взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности ребенка с окружающим миром (предметным, природным, социальным).
  • Рациональная организация жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении.
  • Своевременное устранение негативных воздействий на жизнедеятельность ребенка и их последствий и оказания своевременной помощи.
  • Обеспечение взаимосвязи дошкольного учреждения, семьи и общественности в формировании безопасного поведения детей.

Важное значение в формировании у детей навыков безопасного поведения и осознанного отношения к своему здоровью играет рациональный подбор форм и методов педагогической работы, соответствующих возрастным  особенностям воспитанников. Дошкольники воспринимают окружающий мир и себя в нем, прежде всего, на эмоциональном уровне, а уже потом усваивают знания, правила, обогащая собственный опыт.

Этапы образовательной работы по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения

Подготовительный этап. Заключается в получении и частичном обобщении впечатлений об опасности, которая может подстерегать детей в окружающей среде. Уместны такие формы и методы работы, как экскурсия, целевая прогулка, наблюдения, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов, мультфильмов и тому подобное.

Основной этап. Работа по формированию определенной системы представлений и выработки навыков безопасного поведения. На этом этапе целесообразно применять различные виды игр с элементами безопасности жизнедеятельности, беседы, составление описательных и творческих рассказов детьми, разучивание комплексов загальнорозвивальних упражнений, стихов, выполнение трудовых поручений и тому подобное.

Практический этап. На этом этапе дети должны применять приобретенные знания и умения на практике. Уместным будет использование таких форм  и методов работы, как решение проблемных ситуаций, творческих задач, поисково-исследовательская деятельность, проведение праздников, развлечений, соревнований, конкурсов.

Поскольку задачи и навыки безупречного поведения нужны ребенку всегда, в любой деятельности, то и формирование их происходит ежедневно в разных формах, с помощью различных методов, приемов и средств. Для этого важно создать в детском саду соответствующее развивающее среду.

Пространственно-развивающее  игровая среда

Чтобы стимулировать познавательную активность детей, воспитатели насыщают игровое пространство различными дидактически-игровыми пособиями по основам безопасности: «Опасные предметы в доме», «Профессия-пожарный», «Добрые и плохие поступки», «Спасательные службы», «Горит - не горит»; детскими рисунками, настольными играми, наборами иллюстраций, карт, различными видами театров, художественной литературой, атрибутами к сюжетно-ролевых игр и тому подобное.

 Положительно-эмоциональная среда

Безопасность ребенка касается и взаимоотношений между детьми, взрослыми, родителями, основанной на любви, доверии друг к другу. Поэтому педагоги должны в каждой ситуации показывать воспитанникам последствия их неправильного поведения, непродуманных поступков, учить договариваться, понимать и уважать других. Стоит также использовать каждую возможность, чтобы похвалить детей за хороший поступок, соблюдение норм.

Предметно-игровая среда

Окружающий мир -  чрезвычайно разнообразен, поэтому и предметы, окружающие ребенка, должны различаться свойствами, качествами, функциями. В каждой группе, как и в квартире, есть предметы и бытовая техника, которые  могут быть опасными для ребенка: розетка, иглы, ножницы, вилки, лекарства и проч. Воспитатель не должен прятать их, стоит объяснить детям опасность, что в них кроется. Познавая предметный мир, ребенок учится различать опасные и безопасные предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действий с ними, учится ориентироваться в предметном мире через игровую деятельность.

Среда трудовой деятельности

с Детства ребенок должен освоить правила безопасности во время выполнения элементарных трудовых действий. Для этого воспитатели должны давать детям  поручения и следить за правильностью их выполнения, воспитывать самостоятельность и ответственность. С приобретением трудовых умений уменьшается детская неуверенность в отсутствии взрослых: дошкольник сам может врезать кусок хлеба, намазать его маслом и налить себе чай, соблюдая правила безопасности.

с Детства ребенок должен освоить правила безопасности во время выполнения элементарных трудовых действий. Для этого воспитатели должны давать детям  поручения и следить за правильностью их выполнения, воспитывать самостоятельность и ответственность. С приобретением трудовых умений уменьшается детская неуверенность в отсутствии взрослых: дошкольник сам может врезать кусок хлеба, намазать его маслом и налить себе чай, соблюдая правила безопасности.

учитывая детскую активность, потребность дошкольников в познании мира и самих себя, мы взрослые, как бы нам не было это страшно, должны изменить привычные многочисленные «нельзя» на «можно» и «если...». Благодаря такому подходу «можно» становится безопасным, ребенок осознает важность безопасного поведения во время деятельности - собственной и других людей, знает и соблюдает правила безопасного пребывания дома, в детском саду, на улице, на воде, игровой и спортивной площадках и тому подобное. Поэтому должны прилагать максимум усилий, чтобы ребенок не только прочно усвоила правила, но и  умела находить собственный выход из проблемных ситуаций.

В поиске разных вариантов решения определенной ситуации развивается дивергентное мышление ребенка, что является основой, фундаментом  развития креативных, творческих способностей.  Для оптимального развития креативности ребенка надо создать определенные условия. Однако этим роль взрослых не ограничивается. Она заключается еще и в том, чтобы активно помогать ребенку в развитии его творческих способностей.

Условия развития креативности

  • Физические (наличие материалов для творчества и возможность по желанию действовать  с ними).
  • Социальные (ребенок должен иметь ощущение внешней безопасности и знать, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки со стороны взрослых).
  • Психологические (у ребенка должно формироваться чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы в случае поддержки взрослыми его творческих начинаний).

Важный показатель креативности личности - скорость (легкость) мысли (количество идей за единицу времени, причем важно не их качество, а именно количество). Развитое дивергентное мышление помогает самостоятельно доходить самостоятельного решения. Взрослые должны вкладывать в голову ребенка жизненно важную программу: «Выход есть всегда и он не один. Ищи,  и ты его найдешь!».

Кроме того, должны формировать у детей способность переключаться с одной идеи на другую, т. е. развивать гибкость мышления, а также точность и смелость в реализации собственных идей. «Спасись сам, - говорили древние, -  и вокруг тебя спасутся тысячи!».

В современном мире детей подстерегает множество опасностей, которые нельзя заранее предусмотреть. То же должны учить детей самим заботиться о своей безопасности, не розгублюватися и не паниковать в случае угрозы, а «включить» творчество и найти правильное решение.

Таким образом, при систематической, плановой, поэтапной, методически грамотной работы педагогов в тесном сотрудничестве с родителями дошкольники растут готовыми к безопасному разрешению жизненных ситуаций в социальном, предметном и природном окружении.

Подготовила воспитатель Сенюк Н.Г.





Просмотров: 13843




Компания Ilticom Дизайн и разработка сайта — Компания «Ilticom».
© 2005–2012 НП «Межведомственная служба помощи детям и молодёжи «Восхождение». Контакты.

Яндекс.Метрика