Психологические аспекты организации образовательного процесса в детском саду | автор: admin | 26 марта 2017
Категория: СтатьиПрактический психолог принимает непосредственное участие в создании психологически комфортной среды для развития ребенка дошкольного возраста.
Основные направления модернизации образовательного процесса
В основу модернизации системы дошкольного образования, с учением демократизации, гуманизации, индивидуализации образовательного процесу, положена приоритетность дошкольного звена в единой национальной системе непрерывного образования, а основным заданием выопределено становление и полноценное развитие життєвокомпетентної творческой личности.
Демократизация образовательного пропроцесса заключается в направленности на становление личности ребенка, которая должна стать равноправным участником этого процесса. Гуманізация образовательного процесса есть совокупность установок, ценностей, втиустанавливаются в нем, она предполагает формирование у ребенка творческих способностей. Индивидуализация образовательного процесса означает, что педагог должен не просто принять к сведению индивидуальные особенности сталления ребенка, но и обеспечить условия для ее полноценного развития. Именно это будет способствовать становлению целостной всесторонне развитой личности ребенкашкольного возраста.
Создание психологически комфортной среды
Ответственность за создание психологически комфортной среды для ребенка в детском саду берут на себя сотрудники заведения. От того, насколько комфортным будет пребывание ребенка в детском саду, от тех положительных врадений и эмоций, которые она получит, будут зависеть:
- уровень раскрытия ее потенциальных возможностей;
- коммуникативные особенности;
- степень доверия к взрослым.
Прежде всего работники детского сада должны наладить доброзичливі и откровенные отношения с родителями.
Работа с родителями
Фундамент личностного роста закладывается в пределах родынного воспитания. Часто молодые родители не готовы к своей ответственной миссии - быть родителями. Растет количество раслучених матерей, которые сами воспитывают ребенка. В таких семьях редко складываются эмоционально благоприятные условия для полноценного развития личности ребенка. Таким родителям свойственна одна общая черта - страх за будущее ребенка, который передается и негативно позначається на формировании ее личности.
Итак, задача практического психолога Квасилівського ДУЗ (ясли-сад) - работать не только с детьми (из языковленнєвими, психическими, эмоциональными, поведенческими недостатками ребенканы), но и с родителями. Нужно помочь родителям осознать необходимость создания условий, при которых ребенок имел бы возможность полноценно развиваться.
Ребенок дошкольного возраста нуждается в социальной, психологической и педагогической поддержки. Чтобы взрослый мог предоставить адекватную подподдержку ребенку, необходимо опираться на ее сильные стороны. Нужно не акцентировать внимание на неудачах, стоит демонстрировать удовность ребенком.
Прежде всего, родители должны понимать, что детский сад не является помінником семьи и ее воспитательных воздействий. Только совместная работа родителей и педагогов может обеспечить высокую эффективность воспитания и развития ребенка.
Часто ребенок приходит к дитячего сада неготовой к новым изменениям, не имеет достаточных для своего возраста гигиенических и бытовых навыков, не понимает элементарних поведенческих норм.
Чтобы облегчить адаптацию дитины к новым условиям пребывания и заранее предупредить родителей, какие изменения ожидают их ребенка, проводим родительское собрание для батьков детей-новичков и обзорные екскурсии к групп раннего возраста. Во время таких встреч заведующий, воспитатель-методист, старшая медицинская сестра, практиный психолог, воспитатели и специалисты рассказывают родителям об условиях пребывания, требования к умений, навыков детей и психологическую подгоготовку к поступлению в детский сад, отвечают на проблемные вопросы родителей.
Работа с педагогами
В нашем дошкольном учреждении постоянно создаются благоприятные условия для повышение профессионального уровня педагогов, поскольку настоящее ставит новые требования к образовательному процессу в целом и каждого педагога в частности.
Администрация и психологическая служба учреждения предоставляют педагогам методическую и психологічну поддержку. От уровня развития эмоциональной сферы у взрослых в первую очередь зависит успешность взаимодействия дитины с окружением, эффективность ее социального развития, соціалізации.
Причинами нарушений развития личности считаем:
- реакция на неблагоприятную социальную ситуацию развития;
- расстройство в системе семейных взаимоотношений и тому подобное.
Педагоги должны уметь отличать нарушения развития ребенка, возникающие как реакция на дефекты в сфере функционирования центральной нервной системы, от нарушений, детерминированных социумом. Не все проявления дезадаптивної ческогоки ребенка связаны с нарушениями в его психическом развитии. Некоторые формы отхилень - результат неправильного выутаивание или реакции на психотравмувальну ситуацию.
Поэтому педагоги должны быть готовыми к работе с детьми, имеющими разный уровень развития, дефекты речи, нарушения психологического развития и тому подобное. Среди форм психологической просветительской работы практического психолога педагогигаммы видное место занимают психолого-педагогические чтения, проблемные семинары, круглые столы, тренинговые занятия. Такие формы психологической обсвітницької работы обогащают интересы специалистов, их профессиональные потребы, дают возможность педагогам сформировать собственное видение важных психологических проблем.
Задача педагогов - создать условия для реализации заложитних в определенном возрасте возможностей ребенка, его эмоционального мира и стастановления как личности, в частности:
- обеспечить условия для раскрытия естественных механизмов развития ребенка;
- предотвратить возникновение пороков в развитии ребенка, мінімізуваты их последствия, если определенные изъяны уже имеющиеся;
- развивать самостоятельность у ребенка, стараясь не рукорувати ней, не ограничивать или подавлять.
Педагогам следует так организовывать свою работу, чтобы, не отступая от цели занятия, они имели возможность варьировать материал, задачи, время, место проведения организованной учебной действиельності с детьми.
Работа с детьми
Основная задача нашего детского сада - создать условия для максимального раскрытия индивидуального потенциала каждого дитины. Ребенок должен стать субъектом своей жизнедеятельности, повіриты в собственные силы, научиться быть успешным. Это значительно облегчит ее переход из детского сада в школу, сохранит интерес к познанию и разовьет его в условиях школьного обучения.
Развивающую работу с детьми дошкольного возраста обводим индивидуально или с малыми подгруппами (6-10 детей). Развивающая работа с детьми дошкольного возраста направлена на:
- развитие познавательных, эмоционально-волевых процессов и языковления;
- формирование социальных норм поведения;
- стимулирование познавательного интереса и овладение навичок исследования, экспериментирования.
Развивающая работа по познавательной сферы расширяет поняпартийный аппарат ребенка, учит его решать разные задачи на уровне представлений, образов, стимулирует становление творческого воображения, формирует розуязыке операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение и тому подобное.
Работа с подгруппами дает нам возможность использовати индивидуальный подход к каждому ребенку. Учета индивидуальных особенностей - это приспособление приемов, методов и форм педагогического воздействия к индивидуальным особенностям ребенка задля обеспечения достаточного уровня развития личности. Это дает нам возможность определить целесообразный способ организации воспитательной деятельности относительно каждого ребенка.
Итак, деятельность практического психолога по созданию психологічно комфортной среды предусматривает как развивающую роботу с детьми, так и психологическую просветительскую работу с родителями и педагогами для обеспечения всесторонней поддержки ребенкашкольного возраста во время ее адаптации к условиям детского сада.
Подготовила воспитатель Семенюк Г.Ф.
Просмотров: 9218