НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Особенности физического воспитания детей с нарушениями зрения. Консультация для воспитателей | автор: admin | 9 марта 2017 |

Категория: Воспитание детей

Дети с нарушениями зрения требуют особого внимания как со стороны педагога, так и родителей. Основными задачами физического воспитания детей с нарушениями зрения являются:

- корректировка нарушения опорно-двигательного аппарата;

- улучшать подвижность суставов и моторику пальцев рук;

- формировать умение держать равновесие во время статического и динамического нагружения;


- развивать пространственно-временную организацию двигательных действий, зрительно-моторные реакции и глазодвигательные действия;

- стимулировать правильное дыхание;

- формировать навыки релаксации.

Разновидности упражнений для профилактики и коррекции зрительных нарушений:

- общеразвивающие упражнения;

- разновидности ходьбы и бега с выполнением заданий на ориентировку в пространстве;

- упражнения моторной и сенсорной зрительной гимнастики;

- ритмическая гимнастика;

- самомассаж биологически активных зон и ушных раковин;

- упражнения на развитие моторики пальцев рук.

Основными формами работы по физическому воспитанию и развитию детей с нарушениями зрения являются:

- утренняя гимнастика;

- гимнастика после дневного сна;

- физкультурные занятия;

- физкультурные минутки;

- пешеходные переходы за пределы дошкольного учреждения;

- организованная и самостоятельная игровая деятельность во время прогулки;

- дни здоровья, физкультурные праздники и развлечения.

Лина Сваровская, кандидат педагогических наук, считает, что выбор содержания для различных форм физического воспитания и дозировка физической нагрузки зависит от характера и формы патологии остроты зрения, наличия других нарушений состояния здоровья ребенка и происходят по рекомендациям врача-офтальмолога и врача-педиатра.

Утреннюю гимнастику следует проводить каждый день, при благоприятной погоде -  на свежем воздухе. К содержанию утренней гимнастики и гимнастики пробуждения рекомендуется включать упражнения для тренировки моторного аппарата глаза, упражнения для формирования правильной осанки и свода стопы, дыхательные упражнения в комплексе с упражнениями на расслабление мышц глаза и самомассаж биологически активных зон.

Во время занятий, на которых преобладает статическая нагрузка, обязательными являются физкультминутки, которые должны включать упражнения зрительной гимнастики на снятие зрительной усталости. Зрительную гимнастику следует проводить и перед занятием и в свободное время в течение дня.

Занятия по ритмике - одна из эффективных форм работы с детьми, которые имеют нарушения зрения, поскольку способствуют общему оздоровлению, укреплению сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, улучшают настроение и координацию движений.

Занятия по физической культуре уже во вступительной части должны включать разные виды ходьбы и бега с выполнением заданий на ориентировку в пространстве, самоконтроль движений. Общеразвивающие упражнения дети должны выполнять из различных исходных положений с плавным переходом к каждому исходному положению, выполняя движения пластично, однако энергично. Стоит планировать с детьми упражнения для мышц шеи (повороты головы влево-вправо, движения головой вверх-вниз, круговые движения головой, наклоны головы к правому и левому плечам поочередно), поскольку они способствуют улучшению снабжения крови к мозгу и глазам. Однако, дети должны выполнять их медленно, плавно, избегая резких движений. Полезно к загальнорозвивальних упражнений включать упражнения с промовлянням звуков, которые способствуют общему оздоровлению и ускорению обмена веществ.

Подбор упражнений для основной части занятия должно быть индивидуально-дифференцированным: это зависит от возраста, двигательного опыта и характера нарушений зрения каждого ребенка.

В заключительной части занятия по физкультуре целесообразно использовать:

- упражнения дыхательной гимнастики;

- психогимнастические этюды;

- подвижные игры;

- упражнения на расслабление мышц;

- самомассаж биологически активных зон и ушных раковин.

Во время проведения индивидуально-дифференцированного подхода доказана целесообразность распределения детей на подгруппы:

  • к первой подгруппе детей, в которых выражена збіжна различительная косоглазие, монокулярный характер зрения применяют упражнения на гимнастической скамейке, стенке, а также другие упражнения на равновесие, которые следует выполнять под строгим наблюдением воспитателя;
  • для второй подгруппы детей с такими нарушениями, как: близорукости, косоглазие, гиперметропия, астигматизм до 0,4, миопия низкой и средней степени без изменений глазного дна - снижены нормативы для прыжков в длину и высоту, уменьшенное расстояние для метания в цель, снижена интенсивность бега;
  • детям третьей подгруппы с осложненными заболеваниями: сред глаза, сетчатки (миопия высокой и средней степени с изменениями глазного дна, глаукомой, подвывихом хрусталика, катарактой), атрофией зрительного нерва - не позволяют участвовать в соревнованиях по прыжкам и бегу; поднимать вес; работать наклонившись; делать кувырки.

Во время выполнения упражнений педагог прежде всего ориентируется на диагноз ребенка.

Збіжна косоглазие. Предлагаются упражнения, что не нуждаются напряжение аккомодации и связанные с направлением взора вверх (высоко) и вдаль (далеко): на верхушки деревьев, птиц в небе, облака вверху и тому подобное. Целесообразными есть упражнения с забрасыванием мяча в кольцо, метание мяча, элементами волейбола и баскетбола.

Различительная косоглазие. Используют упражнения, которые требующие напряжения аккомодации и направление взгляда на близкое расстояние. Полезными являются занятия на  свежем воздухе с использованием наблюдений за цветами, травами, рассматриванием букашек, лягушек, бабочек и тому подобное. В старшем дошкольном возрасте можно применять элементы спортивных игр: баскетбол, волейбол, футбол, метание мяча в цель, кегли, городки, настольный теннис, бадминтон.

Близорукости (высокая близорукость, глаукома, подвывих хрусталика, атрофия зрительного нерва и др). Детям противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы: наклоны туловища; приседания; прыжки в высоту; зістрибування из лавы; подскоки; бег с максимальной скоростью.

Кроме того, для улучшения состояния здоровья дошкольников с нарушениями зрения приобретают важное значение такие способы оздоровления: нетрадиционные (ароматерапия, цветотерапия, дыхательная гимнастика, точечный массаж, игровые упражнения для развития моторики пальцев рук); традиционные (закаливание водой, воздухом, солнцем, хождение босиком).

На физкультурных занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения, используются яркие предметы, звуковые сигналы, зрительные ориентиры, схематические рисунки. В комплекс коррекционно-развивающих упражнений и подвижных игр целесообразно включать упражнения зрительной гимнастики:

  • на расслабление мышц глаз («пальминг» - закрывание глаз ладонями; соляризация; вращение; повороты головы и туловища без фиксации взгляда; быстрое моргание глазами);
  • на укрепление мышц глаз (последовательное перемещение взгляда с предмета на предмет, расположенный в разных местах спортивного зала; «рисование» глазами ломаных линий, спиралей, разнообразных геометрических фигур; поднимание глаз вверх и вниз; круговые движения глазами вправо и влево);
  • на развитие глубинного зрения (фиксирование взгляда на объекте, который постепенно то приближается, то отдаляется);
  • на содействие статической работе глаз (в основу упражнений положены работу с воображаемыми предметами: их вращения, перемещения, обводки или раскрашивания сначала по часовой стрелке, а затем против нее);
  • на развитие остроты зрения (работа с разными размерами и четкостью предметами или изображением, сначала с большими, а затем с меньшими по размерам - перенос способов действия с одними предметами на другие);
  • на улучшением кровоснабжения и кровообращения глаз (эти упражнения охватывают элементы закаливания, самомассажа глаз, точечного массажа; они дают возможность восстанавливать зрение на клеточном уровне).

Подготовила инструктор по физкультуре Момоток Т.Г.

Просмотров: 776