НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Терапия… сказкой | автор: admin | 19 сентября 2016 |

Категория: Статьи, Специалистам


Февральское заседание общества психологов и психотерапевтов было посвящено сказкотерапии – новому для Череповца направлению.

Один из основателей общества, психотерапевт Службы «Восхождение» Борис Ершов, пригласил поделиться опытом психологов Ларису Позднякову и Елену Ливенцеву.

Февральское заседание общества психологов и психотерапевтов было посвящено сказкотерапии – новому для Череповца направлению.

Один из основателей общества, психотерапевт Службы «Восхождение» Борис Ершов, пригласил поделиться опытом психологов Ларису Позднякову и Елену Ливенцеву.

— Сказкотерапия начала применяться в последнее время чаще, — отметила Лариса Львовна. — Сказка — это слоеный пирог смыслов, и ее чтение, тем более вместе со специалистом, помогает в решении многих психологических проблем. Вместе с детьми мы читаем сказки, извлекаем сказкоуроки.

Три принципа сказкотерапии, выделенные Ларисой Львовной, таковы: принцип ресурса (эмоциональная подпитка); принцип кристалла (любая ситуация многогранна, и сказка помогает это увидеть); принцип моста (из сказки можно вернуться в жизнь).

— Хотелось бы что-то попробовать и самим, — заметили участники встречи.

— С удовольствием! Мне очень нравится техника «Шесть шляп мышления», — сказала Лариса Львовна. — Суть ее такова: проблемы часто начинаются там, где человек смотрит на ситуацию с одной стороны.

Участники выбрали для работы сказку «Курочка Ряба», разделились на шесть групп, и каждой досталась шляпа определенного цвета. Задание было таким: рассказать эту известную сказку со своей точки зрения. Владельцы белой шляпы должны выделить только факты; черной — только негатив; желтой — представить, что, наоборот, все замечательно. Тем, кому досталась красная шляпа, предстояло, как актерам, пережить все эмоции сказки. Зеленая — это возможность для творчества. Синяя шляпа — философская: выделить суть вещей, связать события с чем-то большим, значительным.

И как же по-разному звучала сказка в интерпретации участников! А напоследок был и сюрприз от Ларисы Поздняковой: оказывается, у коротенькой сказочки есть продолжение, которое детям не рассказывают. И мы его услышали.

Елена Ливенцева, психолог МСПДМ «Восхождение», поделилась своим опытом песочной терапии. Познакомив участников с ее истоками, психологической основой, она отметила:

— В реальной жизни и психотерапии переход на новый уровень происходит через страдания и боль. В песочнице и сказке всегда есть помощники и чудеса — и в жизни тоже. Стоит только приглядеться. Песок и игрушки навевают воспоминания детства, вызывают многочисленные ассоциации. Защитные реакции в результате ослабевают, и человек легче находит новые способы и модели поведения.

Елена Николаевна в качестве демонстрации методики провела консультацию для одной из сотрудниц службы «Восхождение». Молодая женщина выдвинула проблему: страх перед предстоящим событием. По предложению Е. Ливенцевой было предложено вернуться на несколько дней назад в состояние, когда не было страхов по поводу события, и она изобразила само это событие с помощью песка и фигурок; показала, что будет происходить дальше; заглянула и в более отдаленное будущее.

— Что ты чувствуешь теперь? — спросила Елена Николаевна.

— Спокойствие. Страха нет. Я верю, что все будет хорошо.

— Песочница позволяет вести обсуждение на том уровне, на каком хочет сам клиент, — добавила Лариса Позднякова. — Хорошо, если в арсенале психолога будут самые разные игрушки, фигурки, в том числе ломаные, гнущиеся; чудовища и монстры, кладбищенские кресты (на случай, если подростки захотят говорить о смерти) и т.д. А сам размер выверен опытом: 50 × 70 см — это как бумажный лист, на котором создается рисунок. Но рисунок может быть и рельефным (река, море, горы, фигурки…)

— Очень интересно! — таким было мнение всех участников этого необычного заседания общества психологов и психотерапевтов.

Автор: Ромина Ирина
специалист по связям с общественностью и СМИ

Просмотров: 1113