НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Другие рекламки:


Требования к игровой предметно-развивающей среды в группе: современные подходы | автор: admin | 10 марта 2017

Категория: Здоровье

В условиях перехода к личностно-ориентированной модели дошкольного образования первейшей задачей каждого педагога является тщательный анализ состояния игрового предметно-развивающей среды в группе, которое должно обеспечивать индивидуальное развитие каждого ребенка и существенно расширяться и обогащаться с переходом детей из одной возрастной группы к следующей. Чем разнообразнее, варіативнішим, доступным для ознакомления и использования является окружающая ребенка развивающее среда, тем она растет практически умілішою, вправнішою, сообразительнее, быстрее овладевает  правилами целесообразного и безопасного поведения, учится ценить сделанное руками людей, становится работоспособным, жизненно компетентной, оптимистично настроенной, привычной к результативных и целеустремленных действий, к продуктивной жизнедеятельности. Такой ребенок хорошо ориентируется в человеческой жизни и за его пределами, ведет себя рассудительно и взвешенно в новых условиях, пытается проявить гибкость, осторожность, приспособиться к ним, целесообразно на них влиять, открывать для себя новые возможности и горизонты.


Всем детям с первых дней пребывания в детском саду нужна радостная атмосфера. Полноценное детство - это своя личная территория, место, оборудована с любовью, пониманием возраста, души и стремлений каждого малыша. В нужных условиях под руководством воспитателя ребенок становится дизайнером этого пространства. Ощущение собственной счастливой территории помогает дошкольникам расти самостоятельными, веселыми, самодостаточными, умными и сообразительными. Оборудование этой территории должно быть рассчитано, прежде всего, на практическую творческую деятельность ребенка,  связанные с ее бытом, чтобы постепенно готовить ее к  жизни, а также способствовать его физическому и психическому развитию.

Одно из основных условий создания предметно-развивающей среды в группе - опора на личностно ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и детьми, что означает: "Воспитатель не рядом, не над, а вместе с детьми, на уровне их глаз".

Предметно-развивающее среда в группе должна быть динамическим и  меняться в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей, времени года, тем, которые изучаются. Оно должно предусматривать создание определенных центров (уголков, зон) в зависимости от программы развития, обучения и воспитания детей, чтобы дети имели возможность заниматься одновременно разными видами деятельности по собственному желанию и интересам (рассматривать иллюстрации, играть, выполнять упражнения и т. п), не мешать друг другу, а также по собственному выбору переходить от одного центра деятельности к другой, от спокойных занятий к активным. Групповые комнаты имеют обустраиваться мебелью согласно роста детей, а все игрушки и материалы должны быть сертифицированы.

в Зависимости от площади групповых помещений, потребностей и интересов детей, их предпочтений, воспитатель сам определяет количество ячеек (центров, зон, уголков), их размещение и оборудование.

Ориентировочный перечень центров (зон, очагов, уголки) предметно - развивающей среды в группе:

1. Игровой: сюжетно-ролевые, строительно-конструкторские, настольные, печатные, дидактические игры с логическим нагрузкой, театрализованные игры (с наборами оборудования, несложных декораций, элементами костюмов или нарядов для игр-драматизацій и инсценировок), подвижные игры с атрибутами; игровое оборудование, мебель, разновидности игрушек (фигуры людей, животные, растения, транспортная игрушка); ковер для игровой деятельности.

2. Познавательный (материалы из математики, логики, сенсорики, грамоты, экологического и экономического воспитания, развития речи, исследовательско-поисковой деятельности, украиноведения, христианской этики и др.) :

Ш наборы геометрических фигур (плоские и объемные), условных мерок; математические весы; задачи-интересности; цифры в пределах 10 - 20 ; цифровые карточки для штриховки; математические головоломки, ребусы, конструкторы; измерительные приборы и инструменты (линейка, сантиметр, песочные и обычные часы, мерные стаканчики, термометр для измерения температуры воздуха и воды); мозаика; пазлы; счетный материал;  матеметичні дидактические игры, логические задания; карточки для составление примеров и задач; тетради для самостоятельной работы на печатной основе и др. ;

Ø азбука, карточки с печатными буквами для штриховки; предметные и сюжетные картинки; открытки; картинки-загадки; лото; буквы на кубиках; настольная магнитная азбука; фланелеграф; "живые" буквы;

Ø полочка "Умные книжки" : справочники, детские энциклопедии, книги с развивающими заданиями; книга-шкатулка; украинские народные сказки; книжка-картинка (до 3 - 4 лет); книжка-ширма; картинки-парадоксы; иллюстрации к литературным произведениям; портрет писателя, с произведениями которого дети уже знакомы (старший дошкольный возраст); детские журналы; тематические альбомы; малые фольклорные жанры; схемы, модели для работы со сказкой;

Ø магнитофон с записями; диапроектор, диафильмы, слайды, диапозитивы;

Ø интеллектуальные игры, головоломки, ребусы, кроссворды; коллекции марок, наклеек; флаги стран мира, гербы; календари, атласы, глобус; карта звездного неба; фотоальбомы;

Ø "ящик находок"; "шкатулка бережливых и экономных"; "мешочек добрых дел";

Ø предметы для опытно-поисковой деятельности : бинокль; увеличивающие стекла; микрокалькуляторы; компас; часы; микрофон; телефон; фен-сушка;  компьютер детский; микроскоп; различные емкости для жидкости; набор сыпучих материалов (соль, сахар, чай, крупы, камешки, песок, глина; семена различных растений ); набор материалов (стекло, дерево, железо, пластмасса, бумага, ткань) для определения их свойств; лейки; термометры; ящики для выращивания рассады; календари наблюдений; гербарий; Красная книга Украины и др. ;

Ø комнатные растения, аквариум, другие живые объекты и предметы ухода за ними ;

Ø групповая детская газета (с рисунками, интересными детскими рассказиками, розповіддями, приветствиями и тому подобное), которая имеет свое название (она может иметь такое название, как и группа ). Газету дети оформляют еженедельно или же реже, исходя из потребностей и детских интересов, и размещают на видном месте в раздевалке

3. Эстетический (художественный) :

Ø стол с откидными крышками-мольбертами и индивидуальными секциями для материалов ; доска настенная; шкаф-тумба для матаріалів и инструментов; традиционные и нетрадиционные материалы (гуашь, карандаши, фломастеры, зубочистки, зубные щетки, птичьи перья, кусочки губки, поролон, пипетки, катушки, пуговицы, карандаши-штампы, трафаретки, тычки, лоскутки ткани, свечи, вата, спички без серы, косточки разных размеров, кусочки целлофана; копирующее бумага, картон, клей, цветная тушь, гладкие камушки, пластилин, соленое тесто и др);

Ø детские музыкальные инструменты (традиционные, нетрадиционные);

Ø экраны-ширмы для театрализованных представлений и игр; различные виды театров для детей; большое и малое зеркало.

4.     Центр трудового воспитания :

Ø дидактическая кукла с большим комплектом одежды для нее (дети учатся одевать, раздевать куклу, кормить, купать, укладывать спать и т. п), посудой, мебелью, предметами для купания и т. п;

Ø предметы из серии "Столяруємо" (для мальчиков) и "Вышиваем" (для девочек);

Ø щетки для одежды и обуви;

Ø разнообразные фартучки, щетки, совки, тазы, ведра, подносы (для хозяйственно-бытового труда);

Ø для ручного труда: ножницы, иглы, клей, шило, молоток, пинцет, наперсток, бумага (глянцевая, упаковочная, газетная, папиросная, фильтровальная, промокательная, обои, фольга и др); крышки от бутылок; медная проволока; природный и покидьковий материал (желуди, каштаны, шишки, орехи, камешки, зернышки фруктов, кора различных деревьев, хвоя, корни, мох, камыш, сухие цветы, трава, шелуха лука и чеснока, апельсиновые и лимонові кожуры, тополиный пух, ракушки, лоза, веточки, семена ясеня (клена, липы, акации, арбуза, тыквы, дыни, подсолнечника, проса, мака), катушки, пластмассовые стаканчики, бусинки, пуговицы, опилки, стружка, пробки, кожа, замша, резиновые трубочки, искусственные красители и тому подобное);

Ø уголок дежурных по столовой: щетка, совок, фартучки, косынки (для девочек), шапочки-колпачки (для мальчиков).

5.     Центр здоровья'я :

Ø спортивный уголок для самостоятельной двигательной деятельности детей : гимнастическая стенка, лестница, дуги, навесные мишени, качели, ребристая доска, традиционные и нетрадиционные тренажеры и оборудование (дорожка здоровья, цветные шнуры, палочки-кони, моталочки, серсо, флажки, платочки, ленты, мячи, кубики, мешочки с песком, шишки, орехи, скакалки, обручи и др ; спортивные игрушки и атрибуты к подвижным играм;

Ø валеологический уголок : дидактические игры, пособия с основ здоровья;

Ø   игровой комплекс "Зеленый огонек": макет с разметкой дороги, игрушечные дома, макеты деревьев, набор дорожных знаков, различные виды игрушечного транспорта; фланелеграф с набором дорожных знаков, плоскостные дома, фрагменты улиц, плакаты, настольные игры; модель светофора .

6. Центр отдыха (психологической разгрузки) - для эмоциональной разгрузки детей, снятия усталости и постоянного напряжения, удовлетворения потребности детей в уединении :

- мягкая удобная софа или диванчик ;

- 1 - 2 мягкие игрушки, любимые детские книжки и журналы;

- магнитофон с записями для релаксации;

- материалы для рисования .

           Требования к предметно - развивающей среды (по Н. Монтессори) :

Ø  В групповой комнате должно быть достаточно свободного пространства для активной двигательной деятельности детей. Стены комнат не должны быть голыми, а украшенные высокохудожественными картинами на уровне глаз детей.

     Г. Монтессори против отделки стен детскими работами-самоделками, далеко не совершенны и не эстетическими ("... глаз ребенка должно воспитываться на совершенных формах").

Ø  Должен быть правильный подбор разнообразного дидактического материала (всегда чистого, яркого, эстетического, доступного) :

-       материал для воспитания  органов чувств (моторных, осязательных, зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых);

-       материал  обучение письму и чтению;

-       материал для обучения счету (до 10 и более).

    Этот дидактический материал служит и для обучения техническим приемам рисования.

Ø  В групповой комнате должно быть фортепиано. В течение дня звучит разная музыка, в зависимости от рода занятий детей (тихая, спокойная, бодрая, бойкая, веселая, медленная, быстрая, громкая). Игра на музінструменті должна быть безупречной. Дети должны учиться игре на детских музинструментах.

Ø  Игрушки размещаются в игровой комнате (углу) и ни в коем случае не смешиваются с дидактическим материалом, который дети свободно берут и используют в развивающих целях под непосредственным руководством педагога (индивидуальные занятия)  и самостоятельно (занятия по интересам). Игры должны быть свободными и педагог  в игровую деятельность детей не вмешивается. М. Монтессори отвергает мысль: "Обучение в игре", а отстаивает мнение "Развитие и обучение ребенка за дидактический материал".

Подготовила воспитатель Семенюк Г.Ф.





Просмотров: 17934




Компания Ilticom Дизайн и разработка сайта — Компания «Ilticom».
© 2005–2012 НП «Межведомственная служба помощи детям и молодёжи «Восхождение». Контакты.

Яндекс.Метрика