Использование новейших технологий в физическом воспитании дошкольников | автор: admin | 9 марта 2017
Категория: ЗдоровьеДромашко Наталья Владимировна,
инструктор по физическому воспитанию дошкольного образовательного учреждения
(яслей-сада) №24 «Огонек» им. В.А. Сухомлинского комбинированного типа
Статья посвящена вопросу использования педагогических технологий, которые способствуют активизации двигательной деятельности ребенка, в работе инструктора по физкультуре дошкольного учреждения.
Ключевые слова: профилактически-оздоровительные занятия, имитационные упражнения, забавные фізкультуринки, музыкотерапия, цветотерапия, высокая двигательная активность, дыхательные упражнения, фитнес-программы.
Дошкольный возраст – наиболее ответственный период в процессе формирования физической культуры ребенка. Повышение уровня физического здоровья молодого поколения является одной из главных задач физического воспитания. Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы детского сада и занимает важное место в подготовке детей к здоровому образу жизни.
Современный этап изучения проблемы привлекает внимание ученых и педагогов-практиков. Физическое развитие дошкольников в широком аспекте изучает Е. Вільчковський, Бы. Шиян, Т.И. Дмитренко, А. Аксенова, Т. Глушанок. Трактовку и характеристику инновационных технологий в области физической культуры анализирует И.Д. Бех .
Великий педагог Сухомлинский по этому поводу писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...» [10, с.140]
Большой популярностью пользуется авторская система «Театр физического воспитания» Н.М. Ефименко [5]. Эта технология интересна тем , что в процессе проведения увлекательных тематических занятий можно обеспечить детям максимальное эмоциональное благополучие, развивать фантазию, возможность импровизации в двигательной деятельности и способствовать формированию личностных качеств, культуры поведения.
Особое место в формировании ребенка как целостной личности занимает физическое развитие. Что следует сделать современному педагогу, чтобы вырвать ребенка из пучины компьютерных игр ? Ответ приходит сам собой «Только в движении и через движение ребенок развивается, узнает мир в его многогранности, приобретает новых умений, закаляет тело» - утверждает Ян Амос Коменский. [12]
Итак, моя задача , как педагога, неравнодушного к физическому росту дошкольников, сделать занятия по физической культуре и другие формы физического воспитания захватывающими , неповторимыми, современными.
Занятия по физической культуре являются основной организационной формой системы физического воспитания детей дошкольного возраста. В процессе проведения занятий самое главное образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Физкультурные занятия – это всегда удовольствие для детей . Дети с улыбкой заходят в зал, потому что знают, что их ждет интересное путешествие. Работая с детьми, я убедилась, что традиционные занятия не очень нравятся малышам. Учитывая то, что игра является ведущей деятельностью ребенка, я использую на своих занятиях игровые методы и приемы , которые повышают произвольное внимание детей, вызывают положительные эмоции и дают возможность совместить физическое развитие детей с углублением их валеологических и экологических знаний.
Нетрадиционное оборудование дает возможность повысить двигательную активность детей, получить эмоциональное удовольствие, получить знания из разных разделов программы и окунуться в удивительный мир сказки.
В своей практике я использую различные виды занятий:
· сюжетные занятия;
· игровые ;
· физкультурно – музыкальные;
· комплексные ;
· доминанте занятия;
· физкультурно-валеологические занятия;
· комбинированные;
· профилактически – оздоровительные занятия.
Педагог – это режиссер, создатель, а дети – актеры. Правда, как к малышу, так и к наставнику, должно быть личностно-ориентированный подход. Создатель не должен тяготиться придирчивыми взглядами, необъективной оценкой его деятельности. Творить могут только свободные люди, с чистой совестью и проницательным взглядом - это люди новой формации, они отбирают все полезное для полноценного роста малыша.
Физические упражнения для детей я подбираю простые, доступные, которые связаны с темой занятия. Я всегда обыграю каждое упражнение, создавая игровую ситуацию, которая интересна и полезна для детей. Предметы, с которыми мы выполняем физические упражнения, «оживают» в движениях детей. Например: ленты превращаются в «радугу», обручи - в «солнышко».
Для повышения качества выполнения детьми основных движений я использую метод имитационных упражнений. Это прыжки с продвижением вперед - «зайчик», прыжки на корточках - «лягушки», ходьба с высоким подниманием ног, согнутыми в коленях, (при этом руки в «замке») - «страус», «аист». «Перепрыгивание через ручеек», «лужицы» - это прыжки с места, или произвольный скачок. На сюжетных занятиях использую различные виды ходьбы, бега, подвижные упражнения под музыкальное сопровождение. [11] Практикую метод круговой тренировки, который позволяет последовательно упражнять воспитанников в различных движениях, развивать физические качества: силу, скорость, гибкость, выносливость.
Мной разработаны сюжетные занятия:
· «Мой родной край – Кировоград»;
· «В гости к лесным зверятах»;
· «В гости к бабушке»;
· «Путешествие в страну сказок»;
· «Пришли разноцветные мячики»;
· «Зов Джунглей» и другие.
На занятиях по физической культуре провожу сюжетные занятия с элементами психогімнастики, игровые занятия с использованием аэробики. Также включаю элементы профилактически-оздоровительных упражнений по методике М.М.Ефименко. [5]
Особое место отвожу горизонтальному пластическому балету, а также занятиям с преимущественным использованием лежачего, повзального, сидящего, ходьбового и лазального двигательного массажа, игр медитаций, психогімнастики, минуток-здоровинок. Очень быстро «Забавные фізкультуринки М.М.Ефименко» стали любимой формой физического воспитания дошкольников. [3]
Вместе с тем, практика показала, что смешные фізкультуринки можно использовать не только как альтернативную форму занятий, но и в других видах работы.
В течение учебного года, а также во время летнего оздоровления, занятия по физическому воспитанию в ДОУ проводятся на спортивной площадке, что помогает создать режим высокой двигательной активности для каждого ребенка. [6] На свежем воздухе дети с удовольствием выполняют физические упражнения возле бревна, резиновых скатов, металлических сооружений, играют в игры спортивного характера. Мы рационально используем природную среду, заботимся о здоровье каждого ребенка, соблюдая безопасности жизнедеятельности.
Просто неба провожу физкультурные сюжетные занятия по произведениям В.А. Сухомлинского. Такие занятия пронизаны от начала до конца одним сюжетом сказки или произведения педагога-земляка. Пространство, в котором находится ребенок, не только влияет на ее настроение, но и на физическое развитие. [9] Сочетание ребенка с природой повышает двигательную активность, обменные процессы, улучшает состояние здоровья. Особенно детям нравится выполнять и решать проблемные ситуации, которые возникают в сюжете занятия, играх, праздниках и развлечениях. Более сильным детям даю более сложные задания, а более слабым – проще. Так же общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры подбираю с учетом физического развития детей и их индивидуальных особенностей.
Чтобы дети с утра получили заряд бодрости, исчезла вялость, день в саду начинается с утренней гимнастики, которая превращается в чудодейственную игру или сказку.
Мной разработаны сюжетные комплексы утренней гимнастики:
· «Котик – муркотик»;
· «Зайчик и белочка»;
· «Буратино и Мальвина»;
· «Зовем друзей»;
· «Спортсмены»;
· «Зимнее утро в лесу»;
· «Утро в джунглях» и другие.
Подбирая упражнения, заранее предвижу разнообразие их по форме и влиянием на различные мышечные группы. Подчеркиваю детям, что они полезны лишь тогда, когда их выполнять с хорошим настроением. А задача инструктора по физической культуре - создать это настроение.
Ежемесячно в дошкольном учреждении проводятся Дни здоровья. Каждая возрастная группа проводит этот день по разному. В этот день организуются подвижные игры, игры-эстафеты, соревнования тренировочного типа, спортивные праздники и развлечения. Праздники и развлечения проходят всегда весело и интересно. Они объединяют детей общими переживаниями, дарят ощущение победы. А главное - помогают формировать желание быть сильными, ловкими, выносливыми,. Значительную роль во время проведения праздника или развлечения играет музыка, что создает у детей эмоциональный настрой. Под музыкальное сопровождение дети охотно играют в игры, выполняют упражнения из аэробики и проводят соревнования между командами.
Также внедряю элементы цветотерапии. «Цветотерапия помогает регулировать активную функцию детей» - писал Ю.Томин. [11, c.71] Для двигательной активности я использую такие цвета в спортивном оборудовании:
· для лазания – темно-желтый;
· прыжков - желто-горячий, красный цвета;
· для ходьбы по дорожкам – желтый, светло-желтый;
· ползание – светло-голубой, зеленый.
Пользоваться цветом можно по–разному: «купаться с ним», «одеваться», «вдыхать», медитировать.
С целью активизации физической нагрузки детей, особое внимание уделяю современной форме организации физического воспитания, адаптированной для дошкольника - так называемый фитнес для детей.
Возможность заниматься фитнесом не только взрослым, но и детям появилась сравнительно недавно. Сегодня фитнес широко используют в дошкольных учреждениях, как комплексную здоров'язбережувальну технологию. Целью занятий фитнесом является формирование таких физических качеств как сила, гибкость, выносливость. К фитнес–программы относятся занятия по различным единоборствам, занятия по плаванию, катание на велосипеде, самокате, роликовых коньках. [1]
Основным фитнес–программам, по которым я занимаюсь с дошкольниками, являются :
· аэробика;
· фитбол-аэробика;
· элементы хореографии.
Оздоровительные виды аэробики стали популярными на моих занятиях благодаря их эффективности, доступности и эмоциональной окрашенности. Занятия по аэробике – это система циклических физических упражнений, в которых задействовано не менее 2/3 мышечной массы. Такой вид работы провожу во второй половине дня под музыкальное сопровождение. Мой опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что аэробика способствует оздоровлению и укреплению организма ребенка.
Очень важно то, что гимнастика с использованием фитбола, создает в детском коллективе веселую, насыщенную яркими положительными эмоциями атмосферу.
Основная цель фитбол-аэробики - профилактика и коррекция различных заболеваний, развитие двигательных способностей и физических качеств.
Детям очень нравится занятия с элементами хореографии. Такие занятия направлены на тренировку всех групп мышц, развитие вестибулярного аппарата, ловкости, скорости, улучшения координации движений, формируется пластичность и правильная осанка.
Значительное место в оздоровительной и восстановительной работе занимают дыхательные упражнения. Дыхание - важный физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Цель дыхательной гимнастики - научить детей правильно дышать носом. Мой практический опыт убеждает, что дети легко овладевают дыхательным оздоровительным комплексом и подготовительным этапом оздоровительной системы, который благоприятно влияет на общее состояние организма, укрепляет здоровье, помогает бороться с недугами, развивает гибкость, пластичность, координацию движений. [11, с. 39]
Таким образом, все эти мероприятия направлены на оздоровление и укрепление организма ребенка, способствуют культуре личности, поскольку культура интеллекта или эмоций может быть построена только на основе физически-здорового детского организма, с учетом его возможностей, на принципах социальной гигиены.
Сегодня я продолжаю искать другие пути и средства в работе со своими воспитанниками для того, чтобы они умели творчески использовать приобретенные знания и навыки, проявляли активность, находчивость, сообразительность.
Просмотров: 8146