По детям судят и о нас. Часть I | автор: admin | 22 сентября 2016
Категория: Статьи, ПапамНапомним, что осенью прошлого года, - в канун Дня отца, отмечаемого в Череповце во второе воскресенье декабря, - в газете «Речь» появилась рубрика Ирины Роминой «Традиции воспитания». В ней мужчины, добившиеся успеха в жизни, размышляли об отцовстве, рассказывали о своих папах и собственном опыте воспитания детей. Рубрика очень понравилась горожанам, вызвала множество откликов. Все интервью, к слову, вы найдете и на нашем сайте – в разделе «Родительская академия». А теперь вас вновь ждут встречи с известными в городе людьми, вместе с которыми мы будем исследовать разные грани отцовства. Итак – новое интервью (полная версия).
Сергей Александрович, что вы почувствовали, когда узнали, что скоро станете отцом?
- Это не было для меня неожиданностью. Я сторонник того, чтобы жизнь планировать, и к рождению ребенка мы подошли осознанно. Да и возраст у меня был уже не юный – 28 лет. Поэтому беспокойства, неуверенности – что с этим делать? – не ощущал. Мы прочитали много литературы, в том числе и по уходу за ребенком, супруга посещала курсы «Счастливое родительство» при Межведомственной службе помощи детям и молодежи «Восхождение».
- Занятия оказались полезными?
- Да, безусловно. Она была очень довольна. Основные переживания во время ожидания ребенка ложатся ведь на плечи женщины, а на курсах информация из первых рук; специалисты разных профилей давали консультации. Нормальная, спокойная подготовка. Хороший, внимательный преподаватель – Светлана Эрнисовна Булатова. Плюс, что очень важно, - общение с другими беременными женщинами. Насколько я знаю, связи поддерживаются до сих пор.
- На эти курсы часто приходят и будущие папы. Вы не были в их числе?
- В то время для мужчин проводилось только две лекции, их темы были мне знакомы, поэтому я не пошел.
- А что бы вас заинтересовало?
- Уход за малышом в первые дни после рождения – практический аспект. Многое было не очень понятно: дочка плачет – что ей нужно? Как общаться с этим крохотным существом, как угадывать желания? Кроме того, проблемы со здоровьем есть почти у каждого малыша, поэтому нужна папам консультация неонатолога.
- Именно папам? Врачи-неонатологи есть в роддомах.
- Но общаются ведь с ребенком оба родителя.
- Как же вы строили свое общение с малышкой?
- Многое шло методом проб и ошибок. Обсуждали с супругой версии – почему плачет? – что-то болит; лежит неудобно; пообщаться хочет… Потом уже по голосу угадывал – голодная или мокрая, например. К счастью, потребности в эту пору очень примитивные.
- У вас, я вижу, очень рациональный взгляд. А у вашей супруги?
- Женщины более эмоциональны, чем мужики. Но мы оба старались подходить ко всему системно, чтобы чувствовать себя комфортно. У нас и теперь много книг по педагогике, детской психологии.
-
Сергей Александрович, вы помните свои чувства, когда первый раз увидели свою дочку?
- Эта картинка и сейчас перед глазами. Мне позвонили из роддома, сказали, что родилась девочка и ее можно увидеть. Я сразу приехал – это было через 2,5 часа после рождения. Они с мамой лежали в палате «Мать и дитя». А чувства… Их сложно описать. Радость, гордость (я стал отцом!). Понимание, что жизнь окончательно изменилась, теперь ребенок будет занимать серьезную часть времени, мыслей. И за супругу гордость, она молодец. Вот так, наверное. А чувство отцовства, оно не сразу просыпается.
- А как вы поняли, что уже чувствуете себя отцом?
- Стал испытывать заботу, беспокойство, тревогу за дочку.
- То есть системный, рациональный подход нужно было менять?
- Дорабатывать. Нужно было не просто делать какие-то вещи, а делать с большим желанием, энтузиазмом – купать, пеленать, кормить с ложечки, играть, общаться… Огромный комплекс всего нового, непривычного.
- Купать, пеленать – понятно, это больше навыки. А как вы играете с дочкой?
- Главное, по-моему, следить за увлечениями, которые есть. Дочке нравятся танцы под музыку; песни; ролевые игры. Купили мы ей кассу, как в магазине, - теперь играем: я покупаю, зверушки покупают, она продает. На даче с удовольствием копается в песочнице, которую для нее сделал дедушка. Книжки любит слушать, причем рассуждает уже: «Мама эту книжку читать не умеет. Папа умеет. Иду к папе».
- Что за книжка такая?
- На английском языке; а мама у нас «немка». Еще любит наблюдать, как я для нее рисую на компьютере и сама участвует – выбирает цвет, например. Обожает возню, барахтанье, прикосновения всякие. Просит: «Папа, дунь мне в шею»… Я стараюсь по возможности в одно и то же время приезжать с работы, чтобы провести с ней полноценный рабочий вечер.
- Вы сказали «рабочий вечер»?
- Серьезно, это так. За один выходной день общения с ней я выматываюсь больше, чем за неделю на работе. Ну сами посудите – она за 10 минут три рода занятий сменит! После работы иногда хочется прилечь, в угол забиться и затихнуть, чтобы тебя не трогали. Но – нельзя. Поэтому ударная доза кофеина – и вперед.
- Насколько важно для ребенка иметь отца?
- Очень важно. Самой природой установлено: у ребенка есть мама и папа, и у каждого своя роль. И ребенок сможет познать и роль мужчины в жизни, и роль женщины. Основа семейного воспитания, полового воспитания – здесь. Сначала, конечно, ребенок больше находится с мамой; но и супруга должна отдыхать, и малыш должен видеть папу. Поэтому в первое время прежде всего надо создавать условия для мамы. А когда малыш взрослеет, начинает ходить, разговаривать, - отец особенно нужен. Мама – она мягкая, добрая; а отец вносит элемент дисциплины, жесткости. Сейчас, например, мы героически проходим через кризис трехлетнего возраста: отрицание всего, нигилизм; формирование собственного «Я» - по полной программе. «Ты будешь морс или сок?» - «Не хочу!». «Пора гулять» - «Не хочу!». Погуляли: «Пойдем домой?» - «Не хочу!»… С одной стороны, нужна свобода действий, чтобы человек не вырос подавленным родительской волей. Но и всему потакать нельзя.
- А как вы определяете, когда можно «потакать», а когда нет?
- Есть правила, которые исполняются всегда. Например: по лужам ходить можно, но только в сапогах; на улицу идем всегда в головном уборе. И если маму она иногда может игнорировать, то со мной шутки плохи, я даю ей это понять.
- Что значит «шутки плохи»?
- Я могу поставить в угол, рука не дрогнет. …Но, правда, на душе все равно кошки скребут: «Вот, папочка, любимого ребенка поставил в угол…».
- и дочка плачет…
- Плачет, конечно… Но она понимает, что это наказание, понимает, за что. И потом извиняется и ведет себя нормально. Угол – это у нас «высшая мера». Можем еще без книжки на ночь оставить, каких-то других удовольствий лишить. Важно, чтобы ребенок понимал, за что он наказан. И должен действовать принцип неотвратимости наказания.
Автор: Ромина Ирина
специалист по связям с общественностью и СМИ
Просмотров: 5632