Другие рекламки:
О свободе и независимости | автор: admin | 23 сентября 2016
Категория: Статьи, ЗависимостиС раннего детства
По мнению психологов, главная предпосылка зависимости - разрыв детско-родительских отношений. Все начинается с самых обычных фраз: "Посмотри, как ведут себя другие дети", "Ты должен…", "Мама лучше знает, что для тебя лучше…", "Надо же быть таким идиотом!", "Ты меня разочаровал…", "Кто же так играет!", "Не задавай глупых вопросов", "Что только из тебя вырастет!"
1. Не доверять: обыскивать, отслеживать телефонные звонки.
2. Угрожать: "Если узнаю, что ты куришь, тебе мало не покажется".
3. Чрезмерно опекать и брать на себя решение личных проблем ребенка.
4. Требовать от него всегда прекрасного поведения, отличных оценок, непременного соответствия созданному воображением родителей идеалу.
5. Наказывать и ругать в присутствии посторонних, никогда не хвалить.
6. Не позволять ребенку испытывать холод, усталость, разочарование. Скрывать от него свои проблемы, не делиться чувствами.
7. Не поощрять детей к высказыванию и демонстрации своих чувств.
8. Никогда не проводить семейные праздники и не сидеть за общим столом.
9. Возложить ответственность за духовное и нравственное воспитание ребенка на школу, церковь и телевизор.
10. Выбирать ребенку друзей, увлечения, будущую профессию.
Система угнетения
Вторая зона риска – школа. Когда у детей все хорошо, у них прочные и ненапряженные связи с родителями, школой, друзьями, увлечением. Но порой школа становится ребенком недовольна и начинает его прессовать. Если к системе угнетения присоединятся родители, пострадают сразу две важные связи. Став изгоем в школе, ребенок может потерять и свой авторитет среди соучеников. А родители, вполне возможно, запретят ему кататься на велосипеде или не пустят в танцевальную студию: "Делай лучше уроки!"
Иногда подобная ситуация сразу оборачивается бунтом. Но нередко ребенок в начале противостояния мал, слаб, слишком остро ощущает свою беспомощность, чтобы сопротивляться. Он молча делает свои уроки, отрезанный от всего, что прежде давало радость.
- Ребенку в это время очень плохо, - рассказывает психолог Межведомственной службы помощи детям и молодежи Елена Ливенцева. – А школе и родителям хорошо. Послушное дитя, которое не надоедает, не пристает с претензиями, более-менее учится. Что еще-то надо! Но ребенок, поскольку школа, соученики и родители против него, в конце концов находит удовольствие в уличной компании, алкоголе, табаке, наркотиках. В это время ребенку становится хорошо, а плохо - школе и родителям. Но почему они ничего не замечали, когда он молча мучился?
- Давно уже пора поднять проблему тихих детей, - продолжает психолог Ирина Викулова. – Они обычно учатся без двоек, но и без интереса. У них мало друзей. Нет настоящих увлечений. Они редко о чем-то рассказывают своим родителям, не делятся чувствами. Их вообще трудно вытянуть на диалог. Они ни с кем не спорят и словно бы не имеют собственного мнения. Но это затишье перед бурей.
Школа против наркотиков
- Мама не должна становиться второй учительницей, - говорит директор Межведомственной службы помощи детям и молодежи Александр Викулов. – То есть учить с сыном или дочерью уроки, требовать отличных оценок, заставлять переписывать домашние задания. Это разрушает детско-родительские отношения и создает серьезные опасности в будущем.
Кстати, насколько хорошо относится школа к детям, можно определить, просто пройдя по коридорам во время уроков и перемены. Если дети радостны и непосредственны, а лица учителей тоже не напряжены и доброжелательны – это добрый знак.
Во время уроков за дверью не должно быть гробовой тишины с чеканным голосом учителя или, тем более, его возмущенных воплей. Живая рабочая обстановка, вопросы с места, диалог с детьми, иногда – смех. Такую обстановку психолог Викулов считает не только гуманной по отношению к ребенку, но и более благоприятной для эффективного обучения.
- Очень важно во время урока исследовать потребности и интересы детей, - рассказывает Викулов. – Одна моя знакомая начала урок в коррекционном классе с беседы о прошедших каникулах. Урок прошел легко, проблем с объяснением материала не было никаких. В сильном классе учитель решила обойтись без предисловий. И усвоение материала пошло с таким скрипом, что урока не хватило. Очень важно сначала наладить контакт с детьми, заговорить о том, что им интересно. Это главный источник энергии, без которой невозможно дальнейшее усвоение материала. Дети, открытые для общения, открыты для любого обучения вообще.
Но даже если школа вашего ребенка не любит, не обязательно искать более комфортные условия. Ведь в жизни нам придется сталкиваться с разными людьми и учиться с ними ладить. Поэтому если достался трудный учитель, то и он может сослужить хорошую службу. Правда, навыкам успешного выживания в таком классе лучше обучаться у хорошего психотерапевта при полной поддержке своих родителей.
Такие разные зависимости
Обычно считается, что причиной для родительского беспокойства могут стать курение, пьянство и наркотики. На самом деле зависимостей значительно больше, и многие из них в обывательском представлении таковыми не являются. Болезненную форму может принять увлечение азартными и компьютерными играми, тяга к сладкому, еде вообще или, наоборот, увлечение диетами.
Нездоровой тягой может обернуться любовь к эстрадному певцу, спортивной команде, религиозному учению, ролевым играм. У Александра Викулова в практике были случаи полного ухода из реальности в мир романов-фэнтези.
Еще одна распространенная зависимость – сексуальная. В группе риска, как рассказал Викулов, несовершеннолетние девочки, выбравшие объектом для любви дяденек лет 25. Наше законодательство, в отличие от западного, очень терпимо к таким ловеласам. А неопытные девицы практически беззащитны перед их манипуляциями, психологическими, физическим насилием.
Проще говоря, чем склонная к зависимости деточка поиграет, тем и зашибется. Только как определить ту грань, где увлечение перерастает в зависимость?
Признаки зависимости:
1. На новое увлечение тратится львиная доля времени в ущерб учебе, общению, сну.
2. Внешние изменения: снижение или повышение веса, бледность и т.д.
3. Изменение поведения (не держит слово, обманывает, ворует деньги).
4. Резкие смены настроения – от эйфории до озлобленности или апатии.
5. Ребенок и сам рад отказаться от зависимости, но не может.
К зависимости ребенка толкает разрыв связей с родителями, школой и любимыми увлечениями. А значит, вернуть его к нормальной жизни – это восстановить утраченные контакты. Система контроля, наказаний и ограничений в этом случае не работают, пользу принесут только шаги навстречу.
***
В Череповце действует Родительская академия. Узнать о месте проведения семинаров и записаться на них вы можете по телефону 57-55-13, руководитель – Елена Николаевна Ливенцева.
***
Любая информация по проблемам взаимоотношений детей и родителей по телефону горячей линии "Детство" 57-10-07.
(Газета «Голос Череповца», 1 мая 2007 г.)
Автор: Платонова Елена
журналист газеты "Голос Череповца"
Просмотров: 4196