Можно ли наказывать ребенка? | автор: admin | 22 сентября 2016
Категория: Статьи, Детский садВсе детские психологи категоричны в том, что детей бить нельзя. Более того: они настаивают, что в воспитании недопустимы унижение, высмеивание, даже запреты нежелательны. Как же отражаются на ребенке грубые методы воздействия? Почему их лучше избегать?
Все детские психологи категоричны в том, что детей бить нельзя. Более того: они настаивают, что в воспитании недопустимы унижение, высмеивание, даже запреты нежелательны. Как же отражаются на ребенке грубые методы воздействия? Почему их лучше избегать?
Наказывать ли детей?
Директор Межведомственной службы помощи детям и молодежи «Восхождение» Александр Викулов тоже был маленьким. Когда ему было восемь лет, спросил он своего четырехлетнего брата: «Вовка! Хочешь быть Лениным?». Еще бы не хотеть! Хорошо, что папа был в командировке. Иначе бы точно влетело по первое число. В тот раз все закончилось тем, что мама очень смеялась, увидев младшего сына с прической Ильича.
В каждой семье есть эти милые истории о детских шалостях. Шестилетняя девочка играла в далматинцев и разрисовала пятнышками себя, светлый диван и пару кресел. Второклассник прорезал дырочки в дорогущих шторах, чтобы было легче забираться на подоконник и смотреть на улицу.
Как вы лично оцениваете эти эпизоды? Кажется ли вам поведение юного Саши возмутительным? Может, было бы гораздо лучше, если бы его мама взялась за ремень? Так и не выпоротый за лысину на макушке брата, продолжает ли Александр Владимирович стричь знакомых под ноль? Не кажется ли вам, что все описанные «преступления», - дело совершенно естественное для любого активного ребенка?
- Все эти шалости, - рассказывает психолог Викулов, - совершенно естественные издержки поисковой деятельности. Дети гениальны, они исследуют мир, экспериментируют и учатся на собственных ошибках, порой набивая шишки. Личный опыт не заменить ничем. Лишь он ложится в основу собственной системы управления. И поэтому взрослые должны с большим уважением относиться к любой детской активности. Ведь самая главная цель родителя – вырастить ребенка таким, чтобы он сам научился справляться со своими проблемами и принимать решения. И чтобы мама и папа были не нужны как поддерживающая и направляющая сила. Чтобы детско-родительские отношения эволюционировали в добрую родственную привязанность вне зависимости и подчинения.
Стоит ли трогать пятую точку?
Чем одаренные дети отличаются от менее одаренных? У Александра Викулова есть очень простой ответ:
- Главное отличие – отношение к собственным ошибкам. Для детей, всех удивляющих своими талантами, отрицательный результат – это не поражение, а тоже результат. В этом секрет их настойчивости, неугасающего интереса к творчеству, учебе, спорту…
Что же происходит с юным исследователем, когда в его сложные отношения с изучаемым миром вторгается папа с ремнем, мама с криком, бабушка с ворчанием или даже старший брат с издевками? Ребенок лишается возможности самостоятельно сделать личные выводы по поводу итогов проведенного эксперимента.
- Вместо того чтобы оценить собственную ошибку, ребенок получает психологическую травму извне, - рассказывает Викулов. – В тонкий процесс формирования личной ответственности грубо встревает и устраивает разгром сила, уверенная только в своей правоте. Наказание парализует личную волю ребенка, его разум и совесть. Получая такие «уроки», человек может вырасти, боясь ошибок, а в конечном итоге опасаясь даже шаг сделать без оглядки на окружающих.
Представьте, что вы делаете какую-то сложную и интересную работу, а у вас за спиной сидит доброхот, который очень хочет вам помочь. Он постоянно вас одергивает и критикует, заставляет что-то переделывать, нудит, насмешничает или причитает…
А теперь представьте, что его нервы на пределе, а в руках - ремень. Как чувствует себя в этой обстановке ваш трудовой энтузиазм? В лучшем случае упадет ниже плинтуса. Но, скорее всего, ответом на старания вашего надзирателя станет ответная агрессия.
Так же невыносимо тошно становится и ребенку, который постоянно слышит критику, окрики, получает подзатыльники. Он только ничего не может противопоставить напору взрослого, и его состояние осложнено ощущением бессильной обреченности. Бывало ли такое в вашем детстве? Если да, то вы, наверное, давали себе торжественное обещание никогда-никогда не поступать так с собственными детьми?
Хотел как лучше
Если вы кричите, ворчите, категорически запрещаете, насмехаетесь над ребенком или лупите его, то, скорее всего, в детстве вам тоже доставалось. Как можно сломать этот патологический сценарий, передающийся из поколения в поколение? Во-первых, вспомнить свои детские обиды. Проанализировать те эпизоды, которые травмировали вас особенно сильно.
Если ребенок выводит вас из себя, есть хороший способ сдержать агрессию. Стоит лишь взглянуть на себя – с сжатыми кулаками, вздутыми на шее венами, визгливым противным голосом и страшным сморщенным лицом – со стороны. Очень страшное кино? Или очень смешное?
А потом попробуйте понять, что произошло? Ребенок разобрал часы-ходики и не смог собрать? Налицо исследовательский интерес, который непременно нужно оценить на пять с плюсом. Похвалите! Попробуйте, отменив совместный просмотр любимого сериала (это уже наказание для ребенка), собрать ходики вместе. Не удалось - сообщите, что придется покупать новые часы. И не кажется ли ребенку, что если отложить покупку велосипеда на пару недель, это будет вполне справедливо? Ребенок, конечно, расстроится, но, скорее всего, ответит утвердительно.
- Лучшее наказание – то, с которым согласен сам ребенок, - рассказывает Александр Владимирович. – В каждом поступке ребенка нужно искать позитивное начало. Даже если украл, необходимо докопаться до причин. Очень часто детское воровство сигнализирует о сильном внутреннем конфликте, невысказанных из-за страха потребностях и одиночестве. А порка вызовет очередной страх. Ребенок возьмет на вооружение поговорку «Не пойман – не вор», станет скрытным. А как можно воспитывать ребенка, если он вам не доверяет? Вообще, всегда лучше поддержать в ребенке что-то хорошее, чем «заклеймить порок».
Внимание!
- Наказание не должно вредить физическому и психическому здоровью.
- За одно и то же дважды не наказывают.
- Нельзя наказывать ребенка, когда он болеет, ест, взвинчен, огорчен.
- Нельзя наказывать за те ошибки, которые ребенок допустил из-за отсутствия опыта, знаний или сил.
Автор: Платонова Елена
журналист газеты "Голос Череповца"
Просмотров: 4766