Другие рекламки:
К Дню отца: Ребенку нужно все объяснять | автор: admin | 22 сентября 2016
Категория: Статьи, ПапамСегодня рассказывает о своем отце и размышляет о важности отцовства Олег Титов, начальник управления промышленной безопасности ОАО «Северсталь».
— Вся трудовая жизнь моего отца, Павла Алексеевича, связана с работой с людьми — он был руководителем линейного уровня.
— Он оставался руководителем и дома или в семье был другим?
— Вы сказали хорошие слова об открытости общения. Проблема многих людей в том, что они боятся показать свои чувства, замыкаются в себе. Как помочь ребенку избежать этого, чувствовать себя уверенно и спокойно в общении с другими людьми?
— Конечно, по своей природе люди разные: кто-то более открытый, кто-то менее. Но психологи говорят уверенно: основа — воспитание в семье. Ошибка многих родителей, на мой взгляд, в том, что они считают ребенка маленьким до бесконечности. Нужно с уважением относиться к нему в любом возрасте. И постоянно расти как родитель. Я благодарен жене, что она находит время читать нужную литературу, смотреть телепередачи, чтобы понимать психологию ребенка. (Нам обоим, например, очень нравится «Суперняня» на RenTV). И нужно много разговаривать с ребенком, все ему объяснять. Тогда и ребенок начнет общаться.
— Не боитесь, что малышу надоедят родительские наставления, нравоучения?
— Вы принципиально неправы! Это не нравоучения должны быть, а диалог! «Как ты считаешь? Что ты думаешь?» Если папа говорит свысока — это отторгает. К слову, отцы порой чуть что — ремнем по попе. Я из своего детства помню только несколько таких случаев — и это были серьезные проколы с моей стороны, «вышел из берегов», что называется. А в основном у отца хватало терпения не срываться, а объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Мы могли сидеть вечерами, и он по-взрослому объяснял.
— Что, например?
— Например, почему нельзя пить. Мне было 12 лет, и он говорил так: «Представь, что едут две машины с одинаковой скоростью. Если одна остановилась, то ей понадобится много усилий и времени, чтобы догнать другую. А если она останавливается постоянно? Наступит такой момент, что она догнать уже не сможет. Так и люди: он выпил — забылся, „затормозил“. И в итоге ты отстанешь от сверстников». Очень доступно для парня в 12 лет. Сравнение, выбор, а не просто «нельзя».
— Когда предлагали выпить, вас останавливал именно этот разговор?
— Трудно сказать. Он ведь был не единственным. Постоянное общение с человеком формирует образ жизни, мировоззрение. Знаете, компания может, конечно, изменить человека, но если сформирован стержень, на уровне подсознания сформирован, — это как прививка от гриппа. Да, в 12 лет меня останавливали слова отца, когда предлагали выпить. А постепенно уже сформировалась своя позиция. Поэтому детям нужно все объяснять. И не говорить: «Ты салага, не понимаешь» или «Не сметь!»
Вспоминаю такой эпизод. Мне поставили «неуд» по поведению; учительница пришла к нам домой и давай в присутствии родителей читать мне нравоучения. Отец послушал-послушал и говорит: «Анна Ивановна, при всем уважении к вам проблемы воспитания моего сына — это мои проблемы. Мы с ним пообщаемся». Она ушла, а мы сели разговаривать. Отец спрашивает: «Как ты сам видишь — в чем дело?» Я в ответ — со слезами, с эмоциями… Он: «А теперь я расскажу, как я вижу». И постепенно я все понял: «Я был неправ, папа». Мы обсудили и то, как можно было поступить, и что сделать теперь. А если б он сказал: «Чтоб не было этого!» — какой толк? Ведь я изначально был не согласен с оценкой!
Это, кстати, и основы теории управления людьми: нельзя сказать человеку: «Ты неправ, не справился» — нужно объяснить, в чем. Если же он нарушил достигнутые договоренности — ну, тогда извините…
— Те разговоры с отцом помогли вам в руководящей работе?
— Да. Он рассказывал и о проблемах на производстве, делился впечатлениями о происходящем в мире. Начинаются новости: «Послушаем, что в мире творится». Потом: «Пойдем чай пить» — разговорит, разбудит интерес и поддерживает его.
— Когда вы сами стали отцом, в этой роли вы тоже чувствуете себя уверенно?
— Думаю, главное — быть внимательным к своему ребенку. Бывает, малыш с утра капризничает — и на него начинают орать. А он, может, не выспался или сон плохой приснился, или в садик не хочется. Он помощи ждет, а ему наносят травму.
— А ваши действия?
— Если моя двухлетняя разревелась, я пытаюсь заинтересовать тем, что ей нравится: «Пойдем умоемся — воду сама хочешь включить?» Хочет. Потом мультик включаю — «Расскажи, кто там» и т.д. «Папа вечером заберет. Будешь папу ждать?» — «Буду». И все — она в садик идет с нормальным настроением. А если б я накричал?
Дочка только учится говорить, но уже все понимает. И надо объяснять, что хорошо, что плохо, что можно, а что нет. Но сказать, например: «Утюг трогать нельзя» — мало. Подводишь, объясняешь: он горячий, будет бобо. А если «нельзя» — обязательно тронет! Ну, а если не можешь что-то объяснить — сделай, чтоб ребенок эту вещь не достал. И не будет проблемы.
— Олег Павлович, как бы вы сформулировали, что самое главное вы вынесли из своего детства?
— Уважительное отношение взрослых к детям и детей к родителям и их решениям. Решение папы никто не может отменить, оно окончательное. Иными словами, демократия должна быть разумной. (Так же и на производстве: есть много специалистов, у каждого своя точка зрения, но решение принимает один руководитель.)
Отец — глава семьи. И он несет ответственность за все, что происходит в доме. Это должны понимать все.
В то же время, я считаю, иногда надо идти на уступки, временно поступиться принципами, чтобы дети знали: они что-то значат для тебя. Жизнь ведь многое корректирует по ходу дела. И не на все ситуации есть алгоритм решения…
Автор: Ромина Ирина
специалист по связям с общественностью и СМИ
Просмотров: 4039