Энциклопедия отцовства | автор: admin | 19 сентября 2016
Категория: Статьи, Папам Этот материал – главка из первой книги Ирины Роминой о папах и для пап «Отцовство = творчество». Она также опубликована в журнале «Защити меня!» (№ 4 за 2008 г.)
Из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание.
Козьма Прутков.
Сейчас, уважаемые мужчины, вы прочитаете мнения великих психологов. Об
отцовстве. О роли отца в семье. О значимости его для растущего ребенка. И прочитав все это внимательно, вы, возможно, даже ответите для себя на вопрос: за что вас любят сыновья и дочки?
Потому что самые великие психологи – это дети. Ваши дети. Прислушайтесь к ним…
Первый раз наша городская газета "Речь" обратилась к школьникам города с просьбой рассказать о своих папах в 2002 году. Мы получили не одну сотню сочинений (откликнулись, кстати, и взрослые череповчане!), повествовавших о том, какие замечательные папы живут в нашем городе. Исписанные детским или взрослым почерком листочки стали главным доказательством того, что День отца необходим – нам есть кого поздравлять и кого чествовать. Дети прямо писали: "День отца нужен, чтобы поздравить папу!". Взрослые были солидарны: "День отца станет поводом сказать добрые слова нашим мужчинам, которые, несмотря на тяжелую работу, не забывают детей".
В 2005 году мы предложили три темы на выбор: "О каком папе я мечтаю" (для всех); "Каким я буду папой" (для мальчиков); "Мы с папой можем все!" (для тех, у кого с папой сложились хорошие отношения). Работ вновь пришло очень много (при этом, замечу в скобках, большинство были великолепно оформлены). Но если три года назад ребята в основном восторженно писали о том, какой папа замечательный, то теперь порой звучали и печальные нотки (жизнь не всегда бывает сладкой), а сами письма о папах стали глубже и серьезнее. Дети пишут о том, что папа – неродной, но стал по-настоящему близким человеком, и размышляют о том, что такое отцовство. Признаются, что мама с папой живут отдельно, но оба оказались мудрыми людьми – и ребенок постоянно общается с папой, ездит к нему в гости...
Строки из сочинений мы предлагаем вашему вниманию. Комментарии к ним дает председатель жюри конкурса
Александр ВИКУЛОВ, директор Межведомственной службы помощи детям и молодежи "Восхождение":
– Сильное впечатление оставили работы. Виден труд души мужчин. Вот, например, "книжка-раскладушка"
Христины Щербаковой. Затрагиваются все аспекты жизни, идет мощная идеализация папы. Есть и взрослые проекции (в тексте чувствуется рука взрослого), но все подтверждено документально – приложены фотографии! Эффектно выглядит.
И все работы хороши по-своему, в каждой есть кусочек чего-то ценного. Многие хочется процитировать.
"Моего папу зовут Сергей Николаевич. Он работает тренером по футболу. Я увлекаюсь футболом, как мой папа. (
Комментарий А.В.: Самое трудное – спросите любого тренера! – научить своего ребенка. Этому папе удалось). У папы для меня всегда найдется свободная минутка. Когда я вырасту, хочу быть похожим на своего отца.
Вова Плисов, второклассник школы № 13." Это крайне важное утверждение, и Сергея Николаевича можно поздравить.
А вот бесконечно искреннее сочинение. "Когда я вырасту, я буду самым замечательным папой. Я буду трактористом. Буду детей учить ездить на тракторе. В выходной буду водить детей в кафе, буду покупать игрушки. Зимой с детьми мы будем ездить на лыжах и санках. <...> Я буду много работать, заработаю много денег и куплю всем подарки.
Алекс Воеводин, 9 лет".
Во многих сочинениях есть очарование конкретного опыта: "Однажды я и мой папа варили суп, потому что наша мама уехала в Москву. Сначала я поставил воду на огонь, и мы ждали, пока она вскипит. После я порезал картошку и захотел бросить ее в кипящую воду, но папа сказал, что надо сначала положить капусту. Мы спорили и пришли к выводу, что сначала надо положить свеклу...
Кирилл Козлов, семиклассник школы № 21".
Или вот еще одно сочинение, тоже написанное с теплым юмором:
"...Придет мой папа, Евгений Михайлович, с работы, усталый такой, и захочет поужинать. Съест то, что приготовила мама, и все равно готовит свое блюдо. Уж очень любит себя в роли кулинара. Папа достает сковороду, наливает масло, разбивает яйца, жарит три минуты. Крупно и неаккуратно нарезает помидоры, сыр, колбасу, выливает полбутылки кетчупа и все это перемешивает, пока яичница не превратится в кашу. Наконец-то после долгого кулинарного труда можно насладиться ее прелестями. У папы сразу появляется торжествующая улыбка, и у всех присутствующих просыпается аппетит. Папа достает большую тарелку и выкладывает туда свой кулинарный шедевр, посыпает укропчиком и украшает лимоном.
Садится смотреть телевизор и ужинать. Но папа ужасно не любит мыть посуду, а ее, как ни странно, оказывается очень много. Потому что все ингредиенты он сначала в отдельные мисочки кладет, а потом только на сковородку. Приходится мне мыть эту посуду.
Ксения Ставровская, семиклассница школы № 9."
Вы заметили очень внимательное отношение к отцу (как режет продукты, торжествующая улыбка, у всех – аппетит). Обыкновенное блюдо готовит папа, но это превращается в событие! Видно, что папа – очень важное лицо в доме, с ним хорошие отношения, он безопасен – над ним можно подтрунивать с любовью. И отклонение от эталона аккуратности не страшно. И посуду мыть – можно с удовольствием.
О своем дедушке, заменившем ему отца, рассказал шестиклассник школы № 38
Александр Давыдов. Это непростое испытание для мужчины, большая ответственность. Именно ему приходится доделывать работу, которую не закончил папа. Хочется поклониться всем таким героическим дедушкам.
Как видите, непросто было выбрать лучшие работы. И все же победители есть. В номинации "Мы с папой можем все!" жюри присудило первое место
Кате Воробьевой, второкласснице школы № 13. Для своего возраста девочка много знает про своего папу (он работает в налоговой инспекции, в детстве занимался спортивной гимнастикой). Есть и обратная проекция ("читал много умных книг, поэтому такой умный"). Но ключевая фраза, которая и стала решающей, такая: "Больше всех на свете мой папа любит меня" – и Катюшина рука уверенно вывела эту строчку! Другие дети больше говорили о своей любви к папе, иногда – о взаимной. Но чтобы "больше всех на свете"...
Лариса Соловьева
, 11-классница школы № 20, написала, о каком папе она мечтает. Главной в ее сочинении стала тема: не тот отец, кто родил, а тот, кто воспитал. Слова Ларисы о мужчинах, бросивших семью, полезно было бы прочитать многим представителям сильного пола, особенно если они намерены сделать такой шаг:
"Я считаю, что отчима тоже можно назвать папой, если он с самого детства растил тебя и заботился о тебе. А тот, кто бросил свою семью на произвол, не может называться отцом, это даже не мужчина, а трус, не сумевший справиться с трудностями. О таком отце ни один ребенок в мире мечтать не будет и своему врагу не пожелает. Правду говорят: отцом стать легко, быть отцом – трудно".
В номинации "Каким я буду папой" нас привлекло сочинение
Павла Курицина, тоже 11-классника школы № 20. В нем есть красивая мечта, она нужна. Есть идеальные проекции. Есть и размышления о значимости отцовства, вполне зрелые для этого возраста:
"Чтобы стать отцом, мало быть "существом мужского пола", необходимо нравственное и духовное воспитание. Но вот, допустим, уже подошел очередной этап взрослой жизни. Я – папа (Господи, как завораживают эти слова, пугают). Мой сын – вот моя гордость. На мой взгляд, главной чертой воспитания является любовь! Именно любовь движет поколениями.
P.S. Я с нетерпением жду этого чудесного, волшебного момента, когда я услышу из спаленки детское: "Папа, папочка, иди же сюда... Я так тебя люблю!.."
Просмотров: 4246