НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Индивидуалки Ростова

Гиперактивный ребенок: особенности поведения и воспитания | автор: admin | 28 февраля 2017 |

Категория: Воспитание детей


Психологическое пособие для воспитателей и родителей

         Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную  активность у детей, когда  возбуждения  преобладает над торможением.

Врачи  считают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами.

         Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. Пики проявления гиперактивности совпадают с пиками психоречевого развития: в 1-2 года, 3 года, 6-7 лет.

Как проявляется гиперактивность?

наиболее Ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей - учебной деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: у мальчиков или девочек? По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5%: среди мальчиков - 22%, среди девочек - около 10%. Почему гиперактивных мальчиков гораздо больше, чем девочек?

Причины могут быть такими: большая ранимость мозга плода мужского пола по отношению к различным видам патологии беременности и родов, при которых страдает мозг, развивается. Возможно, свою роль играют функциональные и генетические факторы. Кроме того, считается, что меньшая степень функциональной асимметрии у девочек создает больший резерв для компенсации нарушений тех или иных высших психических функций. Возможно, на девочек большее влияние оказывают нормы социального поведения, с детства, внушающие им послушание. В качестве разрядки девочка может просто поорать, тогда как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет «бегать по потолку».

Портрет гиперактивного ребенка

Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не возиться, не разговаривать. Она долго готовится начинать любое задание, часто отвлекается. После нескольких замечаний или требований пытается вернуться к незаконченной работы, но опять что-то постороннее привлекает ее внимание. Постоянные окрики, угрозы, наказания не улучшают его поведения, а порой становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми она общается.

Часто ребенок заинтересована, но не последовательная в своем интересе. Она все слушает, выполняет, но из - за неорганизованности действий ее знания не формируются в опыт. Рассуждения, выводы поверхностные, поскольку познавательный интерес удовлетворяется первой услышанной информации без попытки осмыслить значение описываемого явления или понятия.

Ребенок часто действует, не задумываясь о последствиях. Плохого в себе не замечает, наказание для нее незаслуженная несправедливость. Часто обижается, но о обиды быстро забывает. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников. У них плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Они часто являются источником различных конфликтов, драк и просто недоразумений. Исследования польских ученых свидетельствуют о том, что двигательная активность этих детей на 25 - 30% выше нормы.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5 - 15 минут, а затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога. Напряженная умственная деятельность быстро утомляет и «выключает», дети не могут сохранять умственную работоспособность до конца рабочего дня, хотя физически активными остаются до самого вечера. У гиперактивных детей недостаточно сформированы навыки интеллектуальной деятельности.

В зрелом возрасте признаки гиперактивности исчезают лишь у 30% таких детей, но по сравнению с другими людьми большинство из них все еще испытывают трудности в сфере межличностных и профессиональных взаимоотношений.

Каковы причины гиперактивности?

 Генетические. По исследованиям в 10-15% родителей гиперактивных детей наблюдались в детстве такие особенности поведения, что и у их ребенка,

Учеными - генетиками были найдены несколько генов, связанных с симптомами гиперактивности. Но поиски конкретного гена, который вызывает расстройство поведения и внимания, пока не дали результата. Ученые генетики считают, что нужно провести еще много исследований, чтобы уверенно определить роль генетического фактора.

Биологические. Причина в неблагоприятных факторах, которые сопровождают беременность и роды, что приводит к нарушению определенных функций мозга. Группу риска составляют дети, родившиеся после кесарева сечения, тяжелых патологических родов, недоношенные, на искусственном вскармливании, перенесшим инфекционные болезни на первом году жизни.

 Социально-психологические.  В некоторых случаях гиперактивность может быть результатом завышенных требований родителей, которых дети не могут выполнить через свои природные способности или же из-за переутомления. В таких случаях родители должны снизить нагрузку на ребенка, уменьшить свои требования.

    Иногда гиперактивность может быть реакцией ребенка на психическую травму, например, на ссоры родителей или их развод, плохое отношение к нему в семье, в садике или школе, конфликт с членами (членом) семьи или воспитателем (учителем).

    Неправильное питание. Существует связь между трудностями в концентрации внимания у детей и присутствия химических добавок в обработанной пище. Как показали исследования, искусственные красители, консерванты ухудшают поведение ребенка, а их отсутствие - улучшает. Поэтому никаких сосисок, консервированного мяса и рыбы, содержащие значительное количество пищевых добавок; сладких напитков, которые тонизируют.

         Не давайте ей чай, шоколад, какао, кофе, пепси-кола, продукты, содержащие кофеин. Меньше всего ребенку нужна дополнительная стимуляция. Не рекомендуются также щавель, шпинат, зеленый горошек, печень, избыток жиров, жареные, острые блюда, крепкий бульон. Ограничьте сахар в пище, в том числе мед. Врачи считают: сахар стимулирует гиперактивность. Соки лучше пить, разбавляя их наполовину водой. В рацион ребенка должны входить фрукты, овощи, мясо, молоко, рыба. Полезные продукты увеличивают сопротивляемость ребенка  простудам, ангине, отитам.

Чем отличается активный ребенок от гиперактивного?

Активный ребенок:

- Большую часть дня "не сидит на месте", отдает предпочтение подвижным играм, а не пассивным (пазлы, конструкторы). Однако, если его заинтересовать - может книжку с мамой почитать, и пазлы собрать подобное.

- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.

- Нарушение сна и пищеварения  случаются довольно редко.

- Малыш активный, и не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, среди малознакомых людей.

- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и отлупить "коллеге по песочнице", но сам не провоцирует конфликты.

Гиперактивный ребенок:

- Находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, даже если утомилась продолжает двигаться, а обессилив окончательно, плачет и устраивает истерику.

- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

- Малыша невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто возникают кишечные расстройства, аллергические реакции.

- Ребенок - неуправляемый, при этом совсем не реагирует на запреты и ограничения. В любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.

- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: игрушки, камни...

Советы воспитателям по работе с гиперактивными детьми:

  • не сравнивать ее с другими, а только с самим собой;
  • давать короткие, четкие инструкции;
  • повторять задания спокойным тоном, не делать замечаний;
  • поддерживать ребенка, быть терпеливыми;
  • использовать зрительный, тактильный контакт, хвалить ребенка, когда сидит спокойно;
  • полезны пальчиковые игры, работа с песком, с водой, с глиной;
  • создавайте ситуации, в которых ребенок может продемонстрировать свои сильные стороны;
  • поощряйте положительные поступки ребенка;
  • стройте процесс обучения и воспитания на положительных эмоциях;
  • учите ребенка необходимым социальным нормам и навыкам общения;
  • регулируйте взаимоотношения ребенка со сверстниками;
  • объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения происходят не сразу, а через некоторое время; а улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения (медикаментозной терапии), но и от спокойного и умеренного отношения к ней.

                              Советы родителям гиперактивных детей

1.    В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самооценку.

2.   В воспитании необходимо избегайте крайностей - чрезмерной строгости и чрезмерного потакания. Четко объясните ребенку правила поведения в различных ситуациях.

3.   Поощряйте ребенка в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел учите ее правильно распределять силы.

4.   Очень важным является эмоциональный и физический контакт. Надо обнять, приласкать, погладить, успокоить в трудных ситуациях - и неконтролируемые эмоции и мышечное напряжение начнут спадать.

5.  Соблюдайте дома четкого распорядка дня. Это действует на суперактивную ребенка успокаивающе. Поскольку ей из-за своей импульсивности трудно мгновенно переключиться с одного дела на другое, желательно предупредить ее заранее, а еще лучше - выставить будильник или таймер.

6.  Оберегайте детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков).

7. Привлекайте и поощряйте ребенка к пассивным играм, которые требуют концентрации внимания (лото, домино, рисование, лепка, чтение и т. п). Эти занятия дают возможность расслабиться, что очень важно для гиперактивного ребенка.

8.   Дайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры. Но и здесь предотвращайте переутомлении, которая перерастает в гиперактивность. Кроме того, таким детям не следует участвовать в командных, играх, где задействованы сильные эмоции (футбол, баскетбол, эстафеты и т. п).

9.  Продумывайте рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию с достаточным содержанием витаминов и микроэлементов. Ребенок должен употреблять как можно меньше жареного, острого, соленого, копченого, больше вареного, тушеного, свежих овощей и фруктов. Если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!

10.  Ребенок должен иметь свою комнату или свой уголок для игр, учебы, где она может уединиться. Оформляя детскую комнату или уголок, избегайте ярких цветов, ломаных линий. На рабочем столике не должно быть предметов, отвлекающих внимание, ведь малыш самостоятельно не может достичь того, чтобы его ничего не отвлекало. Столик должен находиться как можно дальше от телевизора, дверей, разного рода шума. Его непоседливость является реакцией на внешние раздражители, следовательно их надо минимизировать.

11.  Не забывайте говорить ребенку, как сильно вы ее любите.

Подготовила и провела практический психолог Турченюк И.А.

 


Ресурс
Facebook
Twitter
Google+
Email
LinkedIn
Box.net
Версия для печати




Просмотров: 909