НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Ребенок в сенсорно-познавательном пространстве | автор: admin | 10 марта 2017 |

Категория: Здоровье

  В обновленном Базовом компоненте особое внимание уделяется сенсорному развитию ребенка. Образовательная линия «Ребенок в сенсорно-познавательном пространстве» предусматривает: «формирование доступных ребенку дошкольного возраста представлений, эталонов, отражающих признаки, свойства и отношения предметов и объектов окружающего мира. Показателем сформированности этих представлений является способность ребенка применять полученные знания в практической деятельности (игровой, трудовой, сенсорно-познавательной, математической), владение способами познания действительности, развитие у него наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления. Сенсорно-познавательная образовательная линия направлена на интеграцию дошкольного образования, формирование у детей исследовательско-поисковых умений, элементарных математических представлений, целостной картины мира, компетентного поведения в разных жизненных ситуациях.»


    Основа познавательного развития ребенка - сенсорное развитие. Для каждого возраста определены задачи сенсорного воспитания, соответствующие уровню развития восприятия и одновременно способствуют переходу до высших уровней.

- Главной задачей сенсорного воспитания детей  3-4 лет является формирование у них представлений о общепринятые эталоны как средства познания реальных предметов. Детей этого возраста вправляют в назывании эталонных свойств и в соотнесении их с реальными предметами. Это осуществляется, как правило, дидактических играх и упражнениях, во время которых дети знакомятся с геометрическими фигурами, анализируют цвет, форму, размер, свойства материалов.

- Сенсорное воспитание детей 5-6 лет предусматривает формирование у них перцептивных действий, направленных на решение сложных познавательных задач, а именно: анализ формы предметов с помощью нескольких различных образцов; определения возможности перемещения предметов в пространстве; оценка их пропорций; выполнение обобщения, классификации, сравнения и сопоставления.

      Общими критериями оценивания сенсорно-познавательного развития ребенка являются:

  • овладение операциями классификации, серіації, сравнение, пение - отношение «часть-целое», элементарными понятійними обобщениями, то есть способность:

-  выделять и сравнивать признаки различных предметов и явлений;

-  подбирать предметы по цвету, размеру;

-  раскладывать предметы в порядке нарастания или угасания признака;

-  объединять предметы в группы, ориентируясь на выделенную существенную   признак;

-  сознательно употреблять обобщенные слова-определения;

  • способность планировать свои действия и регулировать процесс их выполнения:

-   способность принять познавательное задание;

-   умение анализировать образец, выделять существенные элементы, принципы построения и руководствоваться ими в процессе выполнения задания;

-   умение планировать свои действия, пользуясь инструкцией взрослого;

-   степень самостоятельности при выполнении задания.

  • овладение обобщенными способами деятельности, что проявляется в способности создавать оригинальные изделия, конструкции, рисунки, комбинируя различные материалы;
  • способность реализовать свой замысел, целесообразно использовать разные материалы, способы действий, проявлять чувство удовлетворения от собственного успеха;
  • способность во время наблюдений анализировать и рассуждать относительно тех явлений и объектов, которые воспринимаются, строить гипотезы относительно понимаемого содержания;
  • проявление инициативных действий в условиях регламентированной и самостоятельной деятельности, стремление к экспериментированию с новым материалом с целью познания, наличие вопросов познавательного содержания.

        Большую роль играет правильный подбор методов и приемов обучения детей, разработка и использование разнообразного дидактического материала. Сочетание словесных, наглядных и практических методов  дает возможность в процессе усвоения детьми учебного материала активизировать все виды чувственного восприятия и тем самым организовать обучение без их перегрузки, поддерживать активный познавательный интерес.

Задачи образовательной линии «Ребенок в сенсорно-познавательном пространстве» решаются педагогами ДОУ при проведении занятий, занятий-игр, прогулок, в игровой деятельности, при организации наблюдений, поисково-исследовательской деятельности, во время любимых детьми конструктивно-строительных игр, в трудовой деятельности далее. Итак, основными формами работы с дошкольниками по образовательной линии «Ребенок в сенсорно-познавательном пространстве» остаются:

-         занятия разных видов;

-         кружковая работа;

-          индивидуальная работа в повседневной жизни;

-         организованные дидактические игры в повседневной жизни;

-         экскурсия в социальную и природную среду;

-         наблюдения в повседневные;

-         элементарные опыты, поисковые ситуации в повседневности.

У дошкольников  формируются сенсорные эталоны (цвет, величина, форма), пространственные и временные представления (близко-далеко, справа-слева-посередине, вчера-сегодня-завтра, времена года, месяцы, дни недели, части суток и др.), элементарные математические представления (число-цифра-счет-счет-задача).   Очень важным является сенсорно-познавательное развитие ребенка (формирование наблюдательности, смекалки, любознательности, логики в познании и действиях, креативности во всех ее проявлениях,  и  разумного и  счастливого  малыша!).

Подготовила воспитатель высшей категории Чмиль В.С

Просмотров: 1027