НП «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение»
(Восстановлено из остатков закрытого проекта)

Другие рекламки:


Инновационные технологии проведения занятий по обучению дошкольников элементам грамоты | автор: admin | 26 марта 2017

Категория: Школа


Инновационные технологии проведения занятий по обучению дошкольников элементам грамоты

Дидактические требования к занятию по грамоте

 Методические рекомендации для воспитателей

Подготовка детей к освоению элементов грамоты осуществляется в три этапа: добуквений (добукварний), буквенный (букварный) и частично послебуквенный (послебукварный), что доминирует в работе учителя с первоклассниками.

Программой развития детей старшего дошкольного возраста «Уверенный старт», программой воспитания и обучения детей от двух до семи лет «Ребенок» и другими действующими программами дошкольного образования определены задачи и содержание обучения детей элементам грамоты.

Содержание  работы по обучению детей дошкольного возраста элементам грамоты в ДОУ: 

  • практическое знакомство со словом, предложением и усвоение элементарных сведений о эти понятия в старшем дошкольном­м возрасте;
  • знакомство со звуками (гласными и согласными) языка, привлечение к звуковому анализу слов (частичного - с ди­тьмы четвертого-пятого лет жизни и полного - со старшими дошкольниками) с помощью схем, фишек и без них;
  • ознакомление с составом слова, ударением;
  • привлечение детей к слогового анализа слов, практическое ознакомление со складотвірною ролью гласных звуков;
  • работа над формированием у детей старшего дошкольного возраста умение строить звуковые и слоговые схемы (модели) слов и до­бирать склады в представленных схем (моделей);
  • ознакомление с буквами украинского алфавита и форму­вание умения делать звуко-буквенный анализ и устный анализ (без схем и фишек) слов;
  • работа над формированием навыков осознанного начала­ного чтения детьми шестого года жизни слогов (прямых и обер­тых; например: ма-ам), простых слов в пределах изученной коли­чества букв, из которых шесть обозначают гласные звуки [а], [у], [ы], [и], [о], [э] и согласные звуки: [м, м'], [л, л'], [н, н'], [с, с'], [с, с'], [г, г'], |т, т'], [в, в'], [к]; умения осознанно читать слова, предложения, микротексты в пределах всего украинского алфавита с дить­мы седьмого года жизни и такими, которые готовы к этой синтетической деятельности;
  • подготовка руки ребенка к письму: развитие глазомера, дробь­ных мышц пальцев руки и т. п;
  • воспитание любви к людям и родному краю, речевой культуры, интереса к родному языку, печатного слова, книги;
  • развитие полноценной, духовно-нравственной творческой лич­мости.

Обучение детей элементам грамоты осуществляется двумя формами: на организованных занятиях в старшей готовчій групѕ (шестой-седьмой годы жизни) дошкольного учебного заведения и в ходе индивидуальной работы в повседневной дея­те, в течение дня.

Занятия по обучению элементам грамоты целесообразно проводить с небольшими группами детей или индивидуально. Предлагаются следующие виды занятий: индивидуальные (1-4 человека); индивидуально-групповые (4-8 человек); групповые (до 15-ти человек).

Задачи, касающиеся добуквеного периода обучения детей четвертого и пятого годов жизни, стоит планировать в ходе комплексных и тематических речевых занятий (например, при­освященный звуковой культуре речи детей). Среди них: развитие фонематического слуха, формирование умения дифференцировать (рас­різняти) подобные по звучанию слова в небольших стихотворениях, опреде­чаты произнесенные слова, различающиеся одним звуком, практическое знакомство со словом, предложением; на пятом году жизни - ­изъятие до частичного звукового анализа слов и тому подобное. Среди малышей есть такие, которые уже интересуются звуками и буквами или уже даже самостоятельно читают слоги, слова, предложения. Таких детей  стоит привлекать к кружковой работы, проводить с ними индивидуальную работу в повседневной деятельности, планировать индивидуальные игры-занятия и тому подобное.

Требования к организации и проведению занятий с обучение элементам грамоты старших дошкольников (6-7 г. ж.):

1. Четкое определение программных задач, содержания, методов и приемов обучения; качественная подготовка педагога к каждому­ного отдельного занятия: учета места занятия по обучению элементам грамоты в системе других занятий и видов деятельности детей; тщательная подготовка необходимого учебного оборудования, материалов (демонстрационного и раздаточного), определение пер­спективи дифференцированного обучения.

Примечание: в конспектах занятий стоит подавать программные задачи: учебные, розвинальні и воспитательные. В занятиях задачи пред­ставляються шире, чем в играх, где используется понятие «цель».

2.  Достижение максимальной познавательной и речевой ак­тивности в ходе каждого занятия. Для этого следует соблюдать­ся следующих требований: доброжелательно называть каждого ребенка на имя; заранее планировать различные типы вопросов, побуждая каждого дошкольника к ответу, стимулировать детей к влас­ных вопросов и привлекать к оцениванию ответа (например:  «правильно Ли она ответила?») или качества выполненного задания, к самооценке (например: «правильно Ли ты выполнил за­задачу?»).

3.  Не стоит загружать занятие новой информацией, техническими средствами обучения (например, широкое использование технических средств обучения, по мнению А. Богуш, отвлекает внимание детей и сдерживает мовлеинєву активность).

4. Занятия имеют провода­ваться спокойно, уверенно, доброжелательно, с предоставлением детям возмож­ности подумать, понаблюдать, сделать выводы. Детей нужно спрашивать поочередно, не работать долго с одним ребенком; предлагать творческие задания, интересную наглядность, учитывать ин­дивідуальні особенности детей.

5.  Активное использование метода игры и игровых приемов на­ние (сюжеты сказок, воображаемые путешествия, специально изготовленные дидактические пособия и тому подобное).

6.    Содействие непринужденности и раскрепощенности детей на занятии (не заставлять ребенка выполнять определенное задание, а заохо­заботиться   использованием интересного наглядного и словесного материала, свободного общения взрослого с детьми и пр).

7.    Продолжительность занятий не более 25-30 минут с детьми шос­того года жизни, а с детьми седьмого - не более 30-35 минут. В зависимости от индивидуальных особенностей детей продолжительность можно сокращать (тогда проводить только первую часть снятия, а дру­гу его часть - во время следующего).

8.      Обеспечивать взаимосвязь занятий по грамоте с занятиями  из других разделов программы.

9.     Содействие развитию словесного творчества детей (например: придумать чистомовку, загадку, сочинить сказку про слова, фишек - человечков; нарисовать иллюстрацию к сказке, изготовить шапочки-наголівники тому подобное).

10.  Ввод до занятий, физкультминуток, во время которых от­происходит взаимодействие речи и действий, что помогает снять напряжение и перевести на другое задание.

11.  Постоянно осуществлять представление материала, разнообразить­нюючи его во время работы с детьми. (Например: если на одном занятии дети выкладывали схемы предложений бумажными цветными полосками, то на следующем - предложить самим «записи­ты» произнесенные предложения с помощью карандашей; самостоятельно избрать способ и т. п.)

12.  Старшие дошкольники имеют ориен­туватися в логических связях между частями и целым. Например, во время специальных занятий по обучению элементам грамоты дети усваивают такой смысл этих связей:

а) слово состоит из звуков, слогов; отдельные слоги в словах состоят из звуков (или равно­го гласного звука);

в) предложение состоит из разного количества слов и тому подобное;  целое слово (предложение) больше за его часть; часть слова (предложения) меньше целого.

Логические связи целесообразно формировать на самых простых уровнях мышления (например, детей надо сначала научить делить реальные предметы на части: сливу, яблоко поделить и угости­ти других). Позже в работе над осознанием структуры слова, предложения учить детей делить предметы (сухую веточку на части, чтобы выложить модель предложения, полоску наперу разрезать на квад­рати (прямоугольники) для звуковой модели слова и тому подобное). Постепенно дети начинают делить предметы по своим представлениям и в резуль­тате осуществления систематической работы усваивают логику отношений «целое - часть».

Постепенно дети начинают делить предметы по своим представлениям и в резуль­тате осуществления систематической работы усваивают логику отношений «целое - часть».

Приемы ознакомления дошкольников со словом:

  • образец проговаривания слова (слов) воспитателем;
  • активное проговаривание слов детьми (хоровое, индивидуальное);
  • сравнение слов со словосочетаниями;
  • определение длины произнесенного слова (короткое, длинное, длинное);
  • припоминание услышанных слов, придумывание по аналогии тех, что услышали в тексте (василек - голубинка, мяч - стрибунчик);
  • произнесение слов с разной интонацией (весело, грустно, гневно, испуганно);
  • графическое изображение слов с помощью условных обозначений (линиями, прямоугольниками и т. п).

Приемы ознакомления дошкольников с предложением:

  • образец проговаривание предложений воспитателем;
  • активное проговаривание предложений детьми (хоровое, индивидуальное);
  • сравнение предложений из 2-4 словами;
  • определение длины предложения (короткое, длинное);
  • подсчет слов в предложении;
  • последовательное называние каждого слова в предложении отдельно, что сопровождается шумом в ладони, крокуванням, подпрыгиванием и т. п;
  • определение места каждого слова в предложении;
  • преподавание цветных полосок, палочек разной длины, счетного материала и др по количеству слов в предложении;
  • графическое обозначение предложений (изображение схемы предложения линиями разной длины);
  • составление предложений с заданным количеством слов;
  • самостоятельное моделирование предложения с использованием знаков препинания (точка, восклицательный знак, знак вопроса) и тому подобное.

 Основные задачи по обучению звуковому анализу слов детей шестого года жизни:

-       дать практическое представление о гласные, согласные (мягкие и твердые) звуки, учить правильно интонировать и обозначать условий­ними фишками;

-       учить детей различать звуки речевые и неречевые;

-       узнавать отдельные звуки (гласные, согласные) вещание в начале, в конце и середине поданного слова;

-       подбирать слова с представленным звуком;

-       формировать навыки делать звуковой анализ слов типа рак, жук, интонировать и обозначать соответствующими фишками мягкие при­гласные в словах со знаком мягчения и громким [и] (соль, лес);

-       выкладывать фишками одно - и двусложные слова (сон, кит, и сова), определять последовательность звуков в словах со стечением приголос­ных (клоун, флаг); согласных в начале, конце, середине слова (стол, слон).

Основные заданя с учебы звукового анализа слов детеи седьмого года жизни:

-       учить различать на слух близкие по звучанию звуки, се­ред ним и парные по твердости-мягкости, звонкостью-глухістю (без употребления терминов «звонкий, «слепой»);

-       закрепить практические представление о гласные и согласные (тверь­ди и мягкие) звуки языка, их акустические и артикуляционные признаки;

-       учить устно без схем и фишек выполнять звуковой анализ произнесенных слов.

Последовательность нобучения детей пяти-шести лет  звукового анализа слов:  

  • называние и рассматривание соответствующего предмета или рисунка;
  • медленное, четкое проговаривание слова-названия воспитателем с интонационным выделением нужного звука (звуков);
  • активное проговаривание слова с детьми хором или индивидуально;
  • фиксация внимания на том, что слово состоит из звуков;
  • рассматривание звуковой модели слова (схемы звукового анализа слова);
  • обозначение звуков соответствующими фишками (сначала пустыми, а позже - графическими) в звуковой модели (схеме);
  • «чтение» воспитателем слова при помощи звуковых фишек (четко произносить согласные, пропевать ГЛАСНЫЕ звуки), проводя указкой под схемой при произношении каждого звука;
  • самостоятельное «чтение» детьми хором или отдельным ребенком изложенного звуковыми фишками слова, указывая пальчиком или указкой на каждую фишку, что озвучивается в произнесенном слове (больше всего трудностей возникает во время работы со словами, в которых есть стечение двух согласных (гриб, волк, книга);
  • припоминания слов, которые бы соответствовали поданной звуковой мо­дели (схеме) слова;
  • самостоятельное преподавание звуковыми фишками припомненных слов по звуковой схеме с большим количеством пустых квад­ратиків.

Примечание: такая схема имеет вид линейки, разделенной на квад­ратики. (Сначала - сколько звуков в слове, столько и квад­ратиків на этой линейке. Например, в слове мак линейку будет разделен ния 3 квадратики. Позднее дети самостоятельно опреде­чатимуть по количеству звуков в словах и количество звуковых фишек, что следует выложить на линейке). Для большего розу­понимание детьми схему можно назвать «звуковой дорожкой», в которой «спрятались» звуки слова.

Чтения является составной аналитико-синтетической деятельностью. Аналитическая деятельность детей заключается в выделении ими предложений по связной речи, деления предложения на слова, слов - на слоги, выделение из состава определенного звука, обозначение его буквой, знакомство с большой и малой буквами.

Синтетическая деятельность заключается в составлении слогов и слов из букв разрезной азбуки, чтение слогов и слов, потом предложений в книге, таблицах, с доски.

Звуковой аналитико-синтетический метод определяет структуру занятия по обучению читать

Например, структура занятия по изучению буквы Вв

1.   Поставить ударение в напечатанных на карточках словах.

2.   Рассматривания картинки, составление предложений со словом вода.

3.   Разделение слова вода на слоги, определение ударного слога.

4.   Звуковой анализ слова вода.

5.   Выделение звука в, объяснение его звукового значения.

6.   Обозначение звука буквой, запоминания ее названия.

7.   Нахождение и выставление новой буквы в индивидуальных кассах, на доске.

8.   Устные упражнения со звукового синтеза (образования слогов, слов с данным звуком).

9.   Чтение слогов, слов, предложений с нововивченою буквой.

10.  Дидактическая игра на закрепление предыдущего материала «Цепочка слов»: от слова дом образовать другие слова, заменив или добавив одну букву.

А. Богуш «На конец учебного года дети старшей группы должны овладеть навыками злитного чтение отдельных слов и небольших текстов в умеренном темпе (примерно 20-25 слов в минуту), понимая прочитанное, правильно ставить ударение в словах, знать буквы алфавита и звуки, которые они обозначают, уметь выполнять звуковой и звукобуквений анализ слов, определять на слух границы предложения, читать его с нужной интонацией».

Список литературы:

1.   Базовый компонент дошкольного образования Украины, 2013.

2.   Программа «Ребенок», 2013.

3.   Программа «Уверенный старт».

4.   А. Богуш, Н. Малиновская . Первые шаги грамоты: предшкольный возраст. - К.: Издательский Дом «Слово», 2013.

5.   И. Товкач. Методическое пособие «Окошко в мир грамоты» (в 2-х частях: Слово. Предложения. Звуки; Звуки. Буквы. Чтения). - Х.: Изд-во «Утро», 2013.

6.   В.А.Шевцова. Интересная грамматика. Познавательно-игровые комплексы для детей старшего дошкольного возраста. - Х.: Вид. группа «Основа», 2012.

7.   Л. Шелестова. Учимся читать. Газ. «Детский сад» №25-28\2002.





Просмотров: 10626




Компания Ilticom Дизайн и разработка сайта — Компания «Ilticom».
© 2005–2012 НП «Межведомственная служба помощи детям и молодёжи «Восхождение». Контакты.

Яндекс.Метрика